Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Анализ литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС | Козлова Ирина Геннадьевна. Работа №343409

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматривается значение анализа литературных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе. Акцент делается на основные принципы и требования, установленные Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Статья включает методические рекомендации для учителей, примеры заданий и методов оценки, позволяющих развивать у детей художественное восприятие, критическое мышление и эмоциональную грамотность.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, анализ произведений, ФГОС, методика преподавания, эмоциональное восприятие, критическое мышление.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Козлова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

МАОУ Гимназия № 15, г. Красноярск

Аннотация. В данной статье рассматривается значение анализа литературных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе. Акцент делается на основные принципы и требования, установленные Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Статья включает методические рекомендации для учителей, примеры заданий и методов оценки, позволяющих развивать у детей художественное восприятие, критическое мышление и эмоциональную грамотность.

Ключевые слова: литературное чтение, начальная школа, анализ произведений, ФГОС, методика преподавания, эмоциональное восприятие, критическое мышление.

Литература занимает значительное место в образовательном процессе начальной школы, поскольку способствует не только развитию языковых и речевых навыков, но и формированию общего культурного уровня учащихся. Одним из ключевых аспектов литературного обучения является анализ произведений. Это позволяет учащимся глубже осознать содержание текста, выявить замысел автора и прочувствовать эмоциональную многогранность литературной работы. Важность данного аспекта обуславливается также требованиями ФГОС, которые акцентируют внимание на продуктивном и комплексном подходе к обучению.

Основные требования ФГОС к литературному обучению

Критического мышления: Учащиеся должны уметь анализировать текст, задавая вопросы, делать предположения и высказывать свое мнение.

Эмоционального восприятия: Важно, чтобы дети не просто читали текст, а переживали его, сопереживали героям и осознавали их эмоции.

Культурной грамотности: Знание литературных традиций, основных сюжетов и мотивов, характерных для различных эпох и стилей, обогащает кругозор детей.

Коммуникативных навыков: Учащиеся должны уметь обмениваться мнениями по поводу прочитанного, активно участвовать в обсуждениях и высказывать свои идеи.

Согласно ФГОС, анализ литературных произведений на уроках чтения должен строиться с учётом развития всех вышеперечисленных аспектов.

Модульный подход к анализу литературных произведений предполагает разделение материала на несколько модулей, каждый из которых фокусируется на отдельном аспекте художественного произведения. Например, один модуль может быть посвящён сюжету и конфликту, второй — персонажам и их характерам, третий — языковым средствам и стилю автора. Учитель, планируя уроки, может использовать гибкую систему, которая позволит адаптировать содержание к потребностям класса.

Проблемное обучение предполагает использование открытых вопросов, которые требуют от учащихся размышлений и анализа текста. Например, задавая вопросы о мотивах поведения персонажей или о том, как обстоятельства жизни влияют на их выбор, мы побуждаем детей к глубокому анализу. Это способствует развитию навыков критического мышления и активно вовлекает учеников в учебный процесс.

Анализ литературных произведений может быть обогащён интеграцией с другими предметами. Например, изучая произведения, связанные с природой, можно проводить параллели с уроками естествознания, а при изучении исторических событий — с уроками истории. Это создаёт дополнительные возможности для межпредметных связей и позволяет учащимся лучше понять контекст произведения.

Примеры заданий

Для практической реализации анализа литературных произведений можно использовать следующие типы заданий:

Создание читательских дневников: Дети описывают свои впечатления от прочитанного, выделяют ключевые моменты сюжета и анализируют поведение персонажей.

Сравнение различных произведений: Учащиеся могут сравнивать различные версии одной и той же истории, анализируя, как изменяются мотивы и характеры в зависимости от автора и времени написания.

Анализ диалогов: Дети изучают диалоги персонажей и обсуждают, какую роль они играют в раскрытии характера и сюжета.

Создание визуальных проектов: Используя рисунки, коллажи или презентации, дети иллюстрируют основные темы и идеи произведения, что помогает лучше запомнить его содержание.

Важно, чтобы оценивание результатов анализа произведений не ограничивалось только количественными показателями. В рамках ФГОС следует использовать разнообразные методы оценивания:

Формативное оценивание: Оценка деятельности учащихся в процессе анализа текста, отражающая их прогресс и понимание материала.

Субъективные опросы: Оценивание на основе личной рефлексии учеников о том, что они узнали и как изменилось их восприятие прочитанного.

Портфолио: Сбор работ и проектов учащихся в портфолио, которое может продемонстрировать их развитие в процессе обучения.

Анализ литературных произведений на уроках чтения в начальной школе — это не просто задача, но и важная возможность для формирования у детей комплексных навыков, необходимых для полноценного восприятия литературы. В условиях современных образовательных стандартов, таких как ФГОС, необходимо использовать разнообразные методические подходы и техники, чтобы поддерживать интерес учащихся к литературному чтению и развивать их критическое мышление, эмоциональную грамотность и культурную осведомленность. В результате такого обучения дети не только усваивают материал, но и становятся более чувствительными и вдумчивыми читателями, способными к самостоятельному анализу и интерпретации литературных текстов.

Список литературы

Данилова Н.Ю. Анализ литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Царскосельские чтения. 2014. №XVIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-literaturnogo-proizvedeniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos

Мечик, И. А. Технология продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики / И. А. Мечик, Н. В. Пудовкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 70-73.

Прокина, Л. П. Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы) / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2021. — С. 31-38.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×