Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Анализ образовательной области «Социализация» в соответствии с программой «Детство». | Шадрина Ирина Николаевна. Работа №344740

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Образовательная область «Социализация» представлена в программе «Детство» двумя блоками: «Развитие игровой деятельности», «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания».Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений

Магнитогорск, 2013

 

 

 

 

 

 

Анализ образовательной области «Социализация» в соответствии с программой «Детство».

 

 

 

 

Выполнила: Шадрина И.Н.

МДОУ «ЦРР д/с №127»

Пояснительная записка

Образовательная область «Социализация» представлена в программе «Детство» двумя блоками: «Развитие игровой деятельности», «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания». Блок «Развитие игровой деятельности» осваивается детьми в ситуациях игрового взаимодействия детей с педагогом и сверстниками в подвижных, дидактических, строительных, сюжетно-ролевых играх, игровых упражнениях, играх-имитациях, играх-ситуациях, играх-инсценировках. Освоение блока «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания» предусмотрено в организованной образовательной деятельности через серию развивающих образовательных ситуаций, а также в различных видах детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие игровой деятельности

В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается.

Игра – самая естественная деятельность ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом. В педагогическом процессе широко используются дидактические игры.

Основная черта игровой деятельности детей третьего года жизни – Стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать её в коляске, строить заборы, домики.

Программа «Детство» ставит перед педагогами, работающими с малышами, следующие цели:

- развивать игровой опыт каждого ребёнка;

- помогать детям в игре отражать мир;

- побуждать детей к первым творческим побуждениям;

- воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей третьего года жизни осуществляется по следующим направлениям:

- Создание предметно-игровой среды;

- Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передаёт детям игровые способы действий;

- Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребёнком.

- Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнёрства воспитателя и ребёнка.

Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей третьего года жизни – помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:

Включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов – «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку).

Заменять в игре

хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом.

Передавать действия, характерные для персонажа

(

«мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей ( «мама» ласково разговаривает с «дочкой»).

«Одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния.

Словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы

(

«Я кормлю», «Это у меня ложка»).

В первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры

(

«Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно.

В первом полугодии с помощью воспитателя к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой.

Самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий, продолжать по смыслу действия,

начатое

партнёром-взрослым.

Вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями

Основной путь развития игры у детей двух-трёх лет – это совместная игра воспитателя с ними, организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми.

В первой половине третьего года жизни, ситуации игрового взаимодействия педагога с детьми направлены на формирование условных действий с сюжетными игрушками. Содержанием игр являются реальные бытовые действия, знакомые детям. Наиболее важный момент игрового взаимодействия – вариативность , повторение разыгранного с воспитателем сюжета с другими персонажами в других местах игровой комнаты. Взрослый подчёркивает сходство игровых и реальных действий, показывая, что реальные действия – это объект для игрового отражения: кормит, баюкает, укладывает спать игрушку. В процессе кормления куклы (зайчика, мишки и др.) эмоционально подчёркивается смысл действия и его воображаемый результат («вкусно поел»). Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем и эмоциональные состояния.

К концу третьего года жизни дети могут развёртывать цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, использовать предметы-заместители и называть действия с ними, вызывать с помощью игрушки или речевого обращения ответное действие партнёра-сверстника. К трём годам становится возможным включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов.

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

Ребёнок входит в мир социальных отношений. Познаёт себя и других.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитатель стремится

придать его отношениям со взрослым и сверстниками положительную, гуманистическую направленность, приобщить детей к элементарной культуре поведения.

Программа «Детство» направляет воспитателя на решение следующих задач:

Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить

эмоциональное благополучие

каждому ребёнку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, интерес к общению.

Развивать

доброжелательное отношение

малышей к близким людям – любовь к родителям, привязанность к воспитателю, симпатию к сверстникам.

Пробуждать

эмоциональную отзывчивость

детей на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных: желание помочь, успокоить, угостить, сказать ласковые слова.

Помогать детям в освоении

простых способов взаимодействия

со

взрослыми и сверстниками в повседневном общении, в игре и бытовых процессах (не отнимать игрушки, спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, действовать согласованно, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными, за птицами и пр.).

Постепенно приучать малышей к выполнению простых

правил культуры общения:

по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, быть приветливым, сдерживать капризы.

Пробуждать у детей желание

передавать разные эм

оц

иональные состояния

и соответствующие

действия

в имитационно-образных играх, разделять настроение сверстников в общих делах, играх.

Постепенно обогащать

представления детей о людях

(взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего облика, половых и возрастных отличиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях; о добрых поступках, о семье и родственных отношениях.

В результате решения этих задач дети:

- узнают и называют взрослых и сверстников по внешнему виду, сравнивают и различают их по полу и возрасту, называют основные части лица и тела, действия и поступки, одежду, имена и пр.;

- знакомятся с внешним выражением отдельных эмоциональных состояний взрослых и сверстников: прежде всего, различают контрастные эмоциональные состояния (смеётся, плачет и т.п.); устанавливают понятные детям этого возраста причины, вызывающие то или иное эмоциональное состояние, как у взрослых, так и у сверстников (девочка радуется новой кукле и улыбается);

- знакомятся с понятием «семья», с членами семьи, с формами проявления заботы и внимания взрослых и детей друг к другу в семье;

- учатся проявлять добрые чувства к близким взрослым и сверстникам, гуманное отношение к домашним животным; у них развиваются эмоциональная отзывчивость, сочувствие, радость общения, уверенность в себе, доброжелательность;

- осваивают элементарные практические умения взаимодействия со взрослыми и сверстниками: основы культуры поведения и доброжелательного отношения ко взрослым и сверстникам, начальные навыки общения и совместной деятельности, простые формы выражения сочувствия, заботы и проявления эмоциональной отзывчивости к близким взрослым и сверстникам.

Педагогу необходимо развивать социальный опыт младших дошкольников на единых эмоционально-нравственных основах: воспитывать доброжелательность по отношению ко взрослым и сверстникам; пробуждать сочувствие, готовность помочь, эмоциональную отзывчивость; формировать умения различать эмоциональные состояния; приучать к использованию принятых форм культурного общения; помогать в освоении представлений о людях, о том, что хорошо и что плохо в отношении ко взрослым и сверстникам.

Задачи социально-нравственного развития ребёнка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.

В осуществляемом образовательном содержании всегда должен «присутствовать человек» с его потребностями, чувствами, желаниями, проблемами. Наблюдаем за котёнком – и не только задаём вопросы о его внешнем виде, действиях, повадках, но и обращаемся к чувствам малышей, рассуждаем о том, как надо заботиться о котёнке, как помочь ему хорошо расти. Рассматриваем цветок – и опять переходим на личный эмоционально-практический опыт детей: как мы охраняем цветок, как не сделать ему «больно». Рисуем шарики – и обсуждаем, кого можно ими порадовать, как подарить шарики, какие добрые слова при этом сказать; стремимся вызвать у детей эмоциональный отклик.

Основные методы – это общение с ребёнком в различных видах детской деятельности, организация развивающих образовательных ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения; инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации. Предпочтение отдаётся практическим методам организации личного опыта детей, демонстрации примеров культурного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×