Анализ образовательной области «Социализация» в соответствии с программой «Детство». | Шадрина Ирина Николаевна. Работа №344740
Образовательная область «Социализация» представлена в программе «Детство» двумя блоками: «Развитие игровой деятельности», «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания».Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений
Магнитогорск, 2013
Анализ образовательной области «Социализация» в соответствии с программой «Детство».
Выполнила: Шадрина И.Н.
МДОУ «ЦРР д/с №127»
Пояснительная записка
Образовательная область «Социализация» представлена в программе «Детство» двумя блоками: «Развитие игровой деятельности», «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания». Блок «Развитие игровой деятельности» осваивается детьми в ситуациях игрового взаимодействия детей с педагогом и сверстниками в подвижных, дидактических, строительных, сюжетно-ролевых играх, игровых упражнениях, играх-имитациях, играх-ситуациях, играх-инсценировках. Освоение блока «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания» предусмотрено в организованной образовательной деятельности через серию развивающих образовательных ситуаций, а также в различных видах детской деятельности.
Развитие игровой деятельности
В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается.
Игра – самая естественная деятельность ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок включается в разнообразные виды игровой деятельности: творческие сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражаниями, игры со строительным материалом. В педагогическом процессе широко используются дидактические игры.
Основная черта игровой деятельности детей третьего года жизни – Стремление многократно повторять одни и те же действия, например: кормить куклу или катать её в коляске, строить заборы, домики.
Программа «Детство» ставит перед педагогами, работающими с малышами, следующие цели:
- развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- помогать детям в игре отражать мир;
- побуждать детей к первым творческим побуждениям;
- воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей третьего года жизни осуществляется по следующим направлениям:
- Создание предметно-игровой среды;
- Организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передаёт детям игровые способы действий;
- Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). Проблемно-игровые ситуации создаются через предметно-игровую среду и через игровое общение педагога с ребёнком.
- Участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнёрства воспитателя и ребёнка.
Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей третьего года жизни – помочь ребёнку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:
Включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов – «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку).
Заменять в игре
хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом.
Передавать действия, характерные для персонажа
(
«мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей ( «мама» ласково разговаривает с «дочкой»).
«Одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния.
Словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы
(
«Я кормлю», «Это у меня ложка»).
В первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры
(
«Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно.
В первом полугодии с помощью воспитателя к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой.
Самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2-3 игровых действий, продолжать по смыслу действия,
начатое
партнёром-взрослым.
Вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями
Основной путь развития игры у детей двух-трёх лет – это совместная игра воспитателя с ними, организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми.
В первой половине третьего года жизни, ситуации игрового взаимодействия педагога с детьми направлены на формирование условных действий с сюжетными игрушками. Содержанием игр являются реальные бытовые действия, знакомые детям. Наиболее важный момент игрового взаимодействия – вариативность , повторение разыгранного с воспитателем сюжета с другими персонажами в других местах игровой комнаты. Взрослый подчёркивает сходство игровых и реальных действий, показывая, что реальные действия – это объект для игрового отражения: кормит, баюкает, укладывает спать игрушку. В процессе кормления куклы (зайчика, мишки и др.) эмоционально подчёркивается смысл действия и его воображаемый результат («вкусно поел»). Играя с детьми, педагог «одушевляет» игрушки, приписывает им понятные детям желания, а затем и эмоциональные состояния.
К концу третьего года жизни дети могут развёртывать цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, использовать предметы-заместители и называть действия с ними, вызывать с помощью игрушки или речевого обращения ответное действие партнёра-сверстника. К трём годам становится возможным включение в игру словесных элементов из песенок, книг, мультфильмов.
Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.
Ребёнок входит в мир социальных отношений. Познаёт себя и других.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитатель стремится
придать его отношениям со взрослым и сверстниками положительную, гуманистическую направленность, приобщить детей к элементарной культуре поведения.
Программа «Детство» направляет воспитателя на решение следующих задач:
Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить
эмоциональное благополучие
каждому ребёнку; воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, интерес к общению.
Развивать
доброжелательное отношение
малышей к близким людям – любовь к родителям, привязанность к воспитателю, симпатию к сверстникам.
Пробуждать
эмоциональную отзывчивость
детей на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных: желание помочь, успокоить, угостить, сказать ласковые слова.
Помогать детям в освоении
простых способов взаимодействия
со
взрослыми и сверстниками в повседневном общении, в игре и бытовых процессах (не отнимать игрушки, спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, действовать согласованно, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными, за птицами и пр.).
Постепенно приучать малышей к выполнению простых
правил культуры общения:
по показу и напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить, быть приветливым, сдерживать капризы.
Пробуждать у детей желание
передавать разные эм
оц
иональные состояния
и соответствующие
действия
в имитационно-образных играх, разделять настроение сверстников в общих делах, играх.
Постепенно обогащать
представления детей о людях
(взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего облика, половых и возрастных отличиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях; о добрых поступках, о семье и родственных отношениях.
В результате решения этих задач дети:
- узнают и называют взрослых и сверстников по внешнему виду, сравнивают и различают их по полу и возрасту, называют основные части лица и тела, действия и поступки, одежду, имена и пр.;
- знакомятся с внешним выражением отдельных эмоциональных состояний взрослых и сверстников: прежде всего, различают контрастные эмоциональные состояния (смеётся, плачет и т.п.); устанавливают понятные детям этого возраста причины, вызывающие то или иное эмоциональное состояние, как у взрослых, так и у сверстников (девочка радуется новой кукле и улыбается);
- знакомятся с понятием «семья», с членами семьи, с формами проявления заботы и внимания взрослых и детей друг к другу в семье;
- учатся проявлять добрые чувства к близким взрослым и сверстникам, гуманное отношение к домашним животным; у них развиваются эмоциональная отзывчивость, сочувствие, радость общения, уверенность в себе, доброжелательность;
- осваивают элементарные практические умения взаимодействия со взрослыми и сверстниками: основы культуры поведения и доброжелательного отношения ко взрослым и сверстникам, начальные навыки общения и совместной деятельности, простые формы выражения сочувствия, заботы и проявления эмоциональной отзывчивости к близким взрослым и сверстникам.
Педагогу необходимо развивать социальный опыт младших дошкольников на единых эмоционально-нравственных основах: воспитывать доброжелательность по отношению ко взрослым и сверстникам; пробуждать сочувствие, готовность помочь, эмоциональную отзывчивость; формировать умения различать эмоциональные состояния; приучать к использованию принятых форм культурного общения; помогать в освоении представлений о людях, о том, что хорошо и что плохо в отношении ко взрослым и сверстникам.
Задачи социально-нравственного развития ребёнка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.
В осуществляемом образовательном содержании всегда должен «присутствовать человек» с его потребностями, чувствами, желаниями, проблемами. Наблюдаем за котёнком – и не только задаём вопросы о его внешнем виде, действиях, повадках, но и обращаемся к чувствам малышей, рассуждаем о том, как надо заботиться о котёнке, как помочь ему хорошо расти. Рассматриваем цветок – и опять переходим на личный эмоционально-практический опыт детей: как мы охраняем цветок, как не сделать ему «больно». Рисуем шарики – и обсуждаем, кого можно ими порадовать, как подарить шарики, какие добрые слова при этом сказать; стремимся вызвать у детей эмоциональный отклик.
Основные методы – это общение с ребёнком в различных видах детской деятельности, организация развивающих образовательных ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта поведения; инсценировки с игрушками, сюжетно-дидактические игры, образные игры-имитации. Предпочтение отдаётся практическим методам организации личного опыта детей, демонстрации примеров культурного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.