Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ | Бобкова Екатерина Геннадьевна, Горбунова Елизавета Александровна, Синицына Дарья Павловна. Работа №282470

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бобкова Екатерина Геннадьевна, Горбунова Елизавета Александровна, Синицына Дарья Павловна
В данной статье анализируется внутренний и внешний государственный долг. Указывается максимальная сумма расходов на его обслуживание. Представлено из чего состоит государственный долг. Было установлено, что сегодня это один из важнейших вопросов, поднятых в Российской Федерации. Большое внимание уделяется динамике государственного долга в предшествующие годы, получению информации о состоянии долга на данный время, выяснению проблем структуры государственного долга, что позволяет оценить эффективность его управления.

Бобкова Е. Г., студентка

Горбунова Е. А., студентка

Синицына Д. П., студентка

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

Научный руководитель: Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна

 

 

СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2018-2020 ГГ.

 

Аннотация: в данной статье анализируется внутренний и внешний государственный долг. Указывается максимальная сумма расходов на его обслуживание. Представлено из чего состоит государственный долг. Было установлено, что сегодня это один из важнейших вопросов, поднятых в Российской Федерации. Большое внимание уделяется динамике государственного долга в предшествующие годы, получению информации о состоянии долга на данный время, выяснению проблем структуры государственного долга, что позволяет оценить эффективность его управления.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, российская экономика, государственные расходы.

Прежде всего, необходимо понять, что означает государственный долг. Это сумма долга страны перед собственными или иностранным юридическим и физическим лицам, а также перед правительствами иностранных государств. Он состоит из общей суммы дефицита бюджета и суммы финансовых обязательств перед иностранными кредиторами на определенную дату. В свою очередь, государственный долг делится на внутренний и внешний.

Долговые обязательства Российской Федерации обслуживаются Банком России, кредитной организацией или иным специализированным финансовым учреждением.

Расходы на обслуживание государственного долга планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете. Максимальная сумма расходов на обслуживание за отчетный период не должна превышать 15 % от общей стоимости соответствующего бюджета.

Выбранная тема актуальна, поскольку в современном мире происходит такой процесс, как глобализация и страны начинают более тесно взаимодействовать друг с другом, в результате чего часто может возникать долг, требующий погашения, а значит необходимо и обслуживание расходов государственного долга.

Государственный долг Российской Федерации гарантируется всем имуществом, которое находится в федеральной собственности и составляет государственную казну.

Долг субъекта Российской Федерации обеспечен всем принадлежащим ему имуществом, которое составляет казну субъекта. При этом Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением случаев, когда им предоставляются государственные гарантии.

В целях повышения эффективности управления государственным долгом, Бюджетный Кодекс Российской Федерации предусматривает несколько организационных основ:

1) долг обеспечен всем имуществом в зависимости от соответствующего уровня власти;

2) максимальный размер государственного внутреннего и внешнего долга и лимиты внешних заимствований утверждаются законом о Федеральном бюджете;

3) составляются и утверждаются внешние и внутренние кредитные программы с указанием цели, источников погашения, сроков погашения, общего объема кредитов или займов.

Стоимость обслуживания государственного долга растет с каждым годом, что свидетельствует о том, что страна все активнее взаимодействует с зарубежными странами и заимствует у них средства или что страна с каждым годом увеличивает свой долг перед своим населением и хозяйствующими субъектами.

На рисунке 1 показаны расходы на обслуживание государственного долга в процентах от расходов федерального бюджета:

Рисунок 1. Расходы на обслуживание государственного долга в процентах от расходов федерального бюджета

Источник: «составлено автором на основе данных официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Структура государственного долга: официальная статистика. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/»

 

Таким образом, мы можем наблюдать, как с каждым годом увеличивается доля расходов на управление государственным долгом в % от расходов федерального бюджета, что свидетельствует о том, что страна стала получать больше внешних кредитов, а также внутренних.

Поскольку обслуживание долга состоит из обслуживания внутреннего и внешнего долга, его стоит разобрать. В таблице 1 представлены расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга:

Таблица 1

Обслуживание внутреннего и внешнего долга за 2018–2020 года (млрд. руб.)

Год

Обслуживание внутреннего долга

Обслуживание внешнего долга

Весь гос. долг

 

млрд. руб.

доля, в %

млрд. руб.

доля, в %

 млрд. руб.

2018

570,6

70,8

235,4

29,2

806

2019

601,7

82,3

129,1

17,7

730,8

2020

620,2

79

164,0

21

784,2

Источник: «составлено автором на основе данных официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Структура государственного долга: официальная статистика. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/»

 

Анализируя затраты на обслуживание внутреннего и внешнего долга за 2018–2020 года можно сделать вывод, что большая часть затрат приходится на обслуживание внутреннего долга. Оба долга, как правило, увеличиваются с каждым годом. Наибольший рост обслуживания внешнего долга наблюдается в 2018 году, а в обслуживании внутреннего долга в 2020 году.

Увеличение затрат на обслуживание государственного внешнего долга в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 34,9 млрд. руб., что составляет 27%, обусловлено размещением кредитов по иностранным облигациям в 2019, а также изменением курсов валют по отношению к рублю.

Стоит отметить, что несмотря на то, что наблюдается тенденция к увеличению государственного внутреннего и муниципального долга, темпы роста расходов на обслуживание государственного внешнего долга значительно превышают темпы роста расходов на обслуживание внутреннего и муниципального долга.

Когда страна получает иностранные кредиты, то её кредитор преследует экономические или геополитические цели, такие как возможность размещения военных баз или космодрома, получение доступа к природным ресурсам и создание благоприятных условий для экспорта. Количество и объем иностранных кредитов в мире постепенно сокращается, так как основная проблема заключается в обеспечении возврата предоставленных средств.

Расходы на обслуживание внешнего долга растут, но показатели растут не так быстро, как по внутреннему долгу. Это подтверждает вышеизложенный факт, что страны-кредиторы пытаются сократить предложение.

Обслуживание государственного долга обошлось бюджету в 2020 году в 784,2 млрд рублей, что на 53 млрд рублей, или на 7,3%, больше расходов предыдущего года. Стоимость обслуживания еще больше возросла бы, если бы не падение доходности федеральных облигаций после того, как Банк России повысил ключевую ставку.

Для наглядности рассмотрим графическое изображение таблицы 1 на рисунке 2:

Рисунок 2. Обслуживание внутреннего и внешнего долга за 2018–2020 гг.

Источник: «составлено автором на основе данных официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Структура государственного долга: официальная статистика. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/»

 

На рисунке 2 представлены данные об обслуживании внутреннего и внешнего долга за 2018–2020 г. в виде диаграммы.

Государство, как и любая другая финансовая или коммерческая структура, является участником денежных отношений, поэтому оно может выпускать и занимать средства. В связи с различными обстоятельствами (чрезвычайные ситуации, плохое управление кредитами, неудачные инвестиции, войны) существует вероятность штрафа. Поэтому необходимо четко продумать и спланировать обслуживание и управление государственным долгом, чтобы избежать неприятных ситуаций, которые могут привести к серьезным финансовым трудностям или политическим разногласиям.

Соответственно, если в стране наблюдается долгосрочный экономический рост, увеличивается доходная часть бюджета, что позволяет ей выплачивать проценты по государственным долгам.

Всегда во внимании правительства РФ находится проблема управления государственным долгом, его решения определяют золотовалютный резерв, состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляцию и инвестиционный климат.

В связи с этим можно предложить ряд приоритетных направлений управления государственным долгом:

долгосрочный стимул конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

ограничение количества обязательств по займам

обеспечение своевременного погашения долговых обязательств субъектов РФ в полном объеме, с целью предотвращения просроченных обязательств.

сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности

по государственным ценным бумагам.

Таким образом, совокупность проблем, связанных с падением нефтегазовых доходов, снижением курса валюты российского рубля, введением антироссийских санкций со стороны ЕС, нашла свое отражение в недопоступлении средств в бюджет Российской Федерации. Проблемы, причина возникновения которых лежит в экономическом кризисе, задают темп для дальнейшего развития экономики страны. Бюджет России нуждается в дальнейшем совершенствовании. В кратчайшие сроки необходимо оптимизировать статьи доходов и расходов, пересмотреть параметры налоговой системы, обеспечить рост собираемости налогов, увеличить финансовый контроль над деятельностью предприятий. В дальнейшей перспективе необходимо предпринять шаги к повышению эффективности использования государственной собственности и частичному переформированию экономической модели развития на интенсивную основу: тесное сотрудничество государственного и частного сектора в области инновационной деятельности и создания крупномасштабных проектов с возможностью дальнейшей коммерциализации продуктов.

 

Использованные источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

(ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021)

;

Федеральный закон от 15.10.2020 N 314-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2019 год»;

Федеральный закон от 16.10.2019 N 332-ФЗ

«

Об исполнении фе

дерального бюджета за 2018 год»;

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России);

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России);

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России);

Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги)

[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации. URL:

http://www.minfin.ru

(дата обращения:

04

.

11

.2021 г.);

Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Январь – декабрь 2020 Счетная палата финансов Российской Федерации. URL:

https://ach.gov.ru/

(дата обращения:

04

.

11

.2021 г.);

Матюнина М.В., Дырченкова Ю.А. Анализ государственного долга Российской Федерации за

2017-2019

гг

.

// Современная научная

мысль.

202

1

. №

1

.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-gosudarstvennogo-dolga-rossiyskoy-federatsii-za-2017-2019-gg

(дата обращения:

31

.

1

0

.2021).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×