Анализ социального паспорта школы | Мой кабинет. Работа №347483
Социальный паспорт — совокупность особенностей социального статуса семьи, класса, какого-либо учреждения, района и даже целого государства. Он содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе.
Социальный паспорт является внутришкольным документом, содержащим полную достоверную информацию о различных категориях семей обучающихся школы. Сведения, содержащиеся в документе и касающиеся состава семей, их благополучия в материальном и эмоциональном плане, жилищных и бытовых условий, позволяют педагогу лучше подготовиться к работе с детьми.
В данном материале проанализирован социальный паспорт школы за 3 последних года
Анализ социального паспорта школы
Социальный паспорт — совокупность особенностей социального статуса семьи, класса, какого-либо учреждения, района и даже целого государства. Он содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе.
Социальный паспорт является внутришкольным документом, содержащим полную достоверную информацию о различных категориях семей обучающихся школы. Сведения, содержащиеся в документе и касающиеся состава семей, их благополучия в материальном и эмоциональном плане, жилищных и бытовых условий, позволяют педагогу лучше подготовиться к работе с детьми.
Ежегодно, в сентябре, классными руководителями составляется социальный паспорт классов. На основе этих данных социальный педагог готовит социальный паспорт школы в целом, который необходим для получения объективной информации о контингенте обучающихся и их семьях.
Рассмотрим сравнение в табличном варианте за три последних учебных года.
2021-2022уч.г
2022-2023уч.г
2023-2024уч.г
Количество обучающихся
772 чел.
771 чел.
766 чел.
Количество полных семей
591
597
588
Количество неполных семей
181
174
178
Количество многодетных семей
87
80
89
Количество малообеспеченных семей
133
111
112
Количество детей, проживающих в замещающих семьях (опекаемые, сироты)
10 чел. (из них сирот 3 чел.)
13чел. (из них сирот 6 чел.)
14 чел. (из них сирот 8 чел.)
Таким образом, мы видим, что за последние три года произошло снижение количества обучающихся на 6 человек. Причинами снижения послужило:
- переход в другие учебные заведения;
- сокращение численности первоклассников в связи с сокращением рождаемости;
- смена места жительства.
Также из сравнительной таблицы видно, что происходит снижение количества полных семей. Полноценная семья создает для ребенка своеобразную подушку безопасности, атмосферу, в которой дети могут почувствовать себя комфортно и защищено. В такой семье родители способны передать максимум любви и заботы своим детям. В современном обществе наблюдается тенденция к росту количества неполных семей. Одной из существующих проблем в современном институте семьи является наличие осложнений во внутрисемейных взаимоотношениях, связанных с несовпадением поведенческих ценностей каждого из членов семьи, выявление противоречий между поколениями. Несмотря на то, что неполная семья создает разного рода трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка. В то же время такая семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни.
Причинами увеличения количества неполных семей являются:
- экономические проблемы;
- несовпадение характеров и разные взгляды на жизнь;
- безответственное отношение к семейным обязанностями др.
После снижения, мы видим рос количества многодетных семей. Преимущество больших семей состоит в том, что они могут использовать сильные стороны каждого члена семьи в повседневной жизни. Дети из таких семей более адаптированы к жизни, бытовым условиям. Коммуникативные навыки у них развиты намного лучше, чем у единственного ребенка в семье. Ребенок с самого детства решает все вопросы с детьми и с взрослыми самостоятельно, круг общения у него намного шире.
Причинами увеличения роста является:
- улучшение благосостояния граждан;
- меры властей по стимулированию рождаемости;
- влияние традиций в ряде регионов.
Очень радует снижение количества малообеспеченных семей. Это свидетельствует о росте доходов семей наших обучающихся.
В современном российском обществе наблюдается неуклонный рост числа замещающих семей. К сожалению, это обусловлено увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, социального сиротства. Количество детей в МАОУ СОШ № 8, находящихся в замещающих семьях с каждым годом увеличивается. Однако, сам факт усыновления или опеки, т.е. воспитание ребенка в замещающей семье не является залогом его успешной социализации, приобретения эмоционального опыта межличностных отношений и психологического благополучия. Семейная ситуация (смерть родителей или лишение родительских прав), приведшая к опеке, могут оказаться факторами, детерминирующими отношения в опекунской семье и восприятие этих отношений ребенком, а также связанные с этими его последующее социальное развитие.
Обеспеченность жильем выступает одним из ключевых условий благополучия семей с детьми, показателем качества и уровня жизни населения. Для большинства российских семей, желающих улучшить жилищные условия, характерно стремление приобрести жилье в собственность. Однако ввиду низкого уровня доходов для некоторых альтернативным способом решения жилищного вопроса может являться социальная аренда.
Жилищные условия семей
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Благоустроенная квартира
630
608
598
Общежитие
4
4
4
Коммунальная квартира
2
1
1
Съемное жилье
18
27
27
Частный дом
117
130
136
Из сравнительной таблицы видно, что снижается проживание семей в благоустроенной квартире в пользу проживания в частном доме.
Образовательный уровень родителей зачастую влияет на будущее детей больше, чем их успеваемость в школе. Семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости. И наоборот: дети из семей с невысоким образовательным уровнем чаще готовы согласиться на меньшее или отказаться от тез возможностей, которые открывают им текущие образовательные результаты.
Давайте рассмотри образовательный уровень родителей в сравнительной таблице:
Образовательный уровень
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Высшее
340
340
359
Неполное высшее
10
13
15
Средне-специальное
858
861
829
Среднее
155
154
151
Таким образом, можно сделать вывод, что родители повышают свой образовательный уровень: увеличилось количество родителей с высшим и неполным высшим образованием и снизилось количество со средним образованием.
Социальный статус родителей – это педагогический феномен, позволяющий оценить качество среды воспитания и обуславливающий развитие личности и особенности социальной самоидентификации школьников.
Социальный статус родителей является значимым фактором развития личности, поскольку обуславливает специфические особенности школьников из разных слоев.
Социальный статус родителей
2021-2022
2022-2023
2023-2024
Рабочие
613
598
679
Служащие
531
561
471
Предприниматели
66
65
67
Безработные
153
144
137
Из табличных данных можно сделать вывод, что увеличилось количество рабочих специалистов, предпринимателей, и снизилось количество безработных граждан.