Анализ современных методик преподавания выразительного чтения в школе | Голубкова Вера Васильевна. Работа №352481
Аннотация. Статья посвящена анализу современных методик преподавания выразительного чтения в школе. Особое внимание уделено ключевым подходам и методам, которые активно применяются в образовательной практике для развития у школьников навыков выразительного чтения. Рассматриваются теоретические основы, особенности применения различных методик, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при обучении выразительному чтению. Автор анализирует примеры успешных практик, которые помогают активизировать интерес школьников к литературе и развивают их способность передавать эмоции через текст. В статье также подчеркивается роль выразительного чтения в формировании личностных и культурных компетенций учащихся.
Ключевые слова: выразительное чтение, методики преподавания, школа, педагогика, литературное восприятие, развитие речи, читательская деятельность.
Анализ современных методик преподавания выразительного чтения в школе
Голубкова Вера Васильевна, преподаватель
ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический
колледж ордена "Знак Почёта" г. Кудымкар
Аннотация. Статья посвящена анализу современных методик преподавания выразительного чтения в школе. Особое внимание уделено ключевым подходам и методам, которые активно применяются в образовательной практике для развития у школьников навыков выразительного чтения. Рассматриваются теоретические основы, особенности применения различных методик, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются педагоги при обучении выразительному чтению. Автор анализирует примеры успешных практик, которые помогают активизировать интерес школьников к литературе и развивают их способность передавать эмоции через текст. В статье также подчеркивается роль выразительного чтения в формировании личностных и культурных компетенций учащихся.
Ключевые слова: выразительное чтение, методики преподавания, школа, педагогика, литературное восприятие, развитие речи, читательская деятельность.
Выразительное чтение как важный компонент учебного процесса играет значительную роль в формировании у школьников не только речевых, но и культурных, эмоциональных и социальных компетенций. Преподавание выразительного чтения требует от учителя не только знаний литературных произведений, но и умения направить внимание детей на особенности звучания текста, на интонацию, темп и выразительность речи. Это становится особенно актуальным в контексте современных образовательных стандартов, которые ставят перед педагогами задачу развивать у школьников навыки критического восприятия и творческого осмысления текста, а также способности к передаче эмоций и смыслов через слово.
Современные методики преподавания выразительного чтения основываются на нескольких подходах, каждый из которых по-своему решает задачу формирования у учащихся умения грамотно и выразительно читать. К числу таких подходов можно отнести различные формы работы с текстом, использование театральных техник, развитие внимания и воображения учащихся через ритм, интонацию, паузы и акценты, а также использование мультимедийных средств и технологий. Важно, что методики преподавания выразительного чтения учитывают не только особенности детей, но и новые тенденции в образовательной среде, включая активное использование информационных технологий и активных методов обучения.
Одна из самых распространенных методик преподавания выразительного чтения в школе основывается на традиционном подходе, где основной акцент делается на четкое соблюдение литературных норм и правил. Эта методика предполагает глубокое изучение текста с акцентом на его грамматическую структуру, лексическое значение, а также на интонационные особенности. Учитель в такой методике играет роль наставника, который помогает учащимся разбирать текст по частям, объясняет каждое слово, его значение и роль в контексте произведения. Практически каждое выражение в тексте разбирается на уровне интонации, пауз и акцентов. С этой целью проводятся специальные упражнения, в которых учащиеся учат правильно ставить ударение, выбирать подходящий тон для передачи разных эмоциональных состояний героев, использовать паузы и акценты для подчеркивания важности тех или иных элементов текста.
Примером использования этой методики может служить работа с произведением А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». В ходе анализа текста учитель акцентирует внимание на поэтических средствах, таких как рифма, метафора, эпитеты, и учит детей не только понимать их значение, но и передавать через свою речь. Задания могут включать в себя как разбор стихотворных строк, так и выполнение индивидуальных упражнений на интонацию. Студенты могут быть предложены задания, где им нужно будет представить, как разные герои произведения (например, Руслан или Людмила) произнесли бы те или иные строки, и обосновать выбор интонации.
Другая важная методика, которая активно используется в современных школах, — это методика, основанная на театральных техниках. В отличие от традиционного подхода, здесь основной акцент ставится на развитие эмоциональной выразительности и сценического мастерства учащихся.
Театральные методы предполагают активное участие детей в постановке небольших сценок, инсценировках или чтении диалогов и монологов с максимальным использованием мимики, жестов, интонации и пауз. Такие методики помогают детям не только развить выразительное чтение, но и сформировать у них способность переживать литературные произведения, понимать эмоции героев и передавать эти чувства через свою речь.
Примером использования театральной методики может быть работа с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор». В этом случае учащимся предлагается не только выразительно читать монологи героев, но и разыгрывать отдельные сцены. Для этого ученики делятся на группы, каждая из которых берет на себя роль одного из персонажей. Во время чтения важно не только передавать смысл слов, но и донести эмоциональное состояние героя, его реакцию на происходящее. Эта методика помогает развить у детей внимание к деталям, улучшить их память и артистические способности.
Кроме того, в последние десятилетия активно внедряются и другие методики, такие как использование мультимедийных технологий и различных цифровых инструментов. Они позволяют не только оживить уроки, но и вовлечь детей в творческую деятельность. Например, с помощью видеофрагментов или аудиозаписей педагог может продемонстрировать ученикам, как правильно читать различные литературные произведения, обращая внимание на интонацию и эмоции, которые можно передать через звук. Студенты могут затем выполнять задания, используя эти записи, а также самостоятельно создавать свои собственные аудиовизуальные проекты, используя полученные знания.
Например, можно предложить учащимся записать аудиокнигу по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», где каждый ученик будет читать отдельные фрагменты текста, используя подходящие интонационные средства для передачи чувств героев. При этом важно, чтобы они не только грамотно прочитали текст, но и передали эмоциональную окраску ситуации. В дальнейшем записанные работы могут быть обсуждены на уроке, и учитель может дать рекомендации по улучшению интонации и темпа речи, а также подобрать более выразительные способы передачи эмоций.
Однако при всех достоинствах современных методик преподавания выразительного чтения стоит отметить и определенные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели. Одна из основных проблем заключается в том, что в условиях образовательной системы учителя часто ограничены временем и ресурсами, что затрудняет внедрение инновационных методов в практику. Мало кто из педагогов может позволить себе полноценную театральную постановку на уроке или длительные упражнения с мультимедийными средствами. Однако даже в таких условиях возможно использовать элементы современных методик, например, ограничиваясь небольшими фрагментами театральных инсценировок или мультимедийных проектов, чтобы вовлечь детей в процесс выразительного чтения.
Кроме того, важно, чтобы учебные программы по выразительному чтению учитывали возрастные особенности детей и их индивидуальные интересы. В противном случае методики могут оказаться неэффективными. Например, для младших школьников лучше использовать игровые методы, а для старшеклассников — более серьезные аналитические подходы, связанные с глубоким пониманием произведений и работы с текстом.
Таким образом, современные методики преподавания выразительного чтения требуют от педагогов креативности, гибкости и способности адаптировать различные подходы к особенностям своей аудитории. Успешное использование этих методик помогает развивать у детей не только речевые навыки, но и глубокое понимание литературных произведений, что способствует формированию у школьников навыков критического мышления и эмоционального восприятия искусства.
Список литературы
1. Стариченок, В. Д. Культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Д. Стариченок, И. П. Кудреватых, Л. Г. Рудь. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 303 с.
2. Поляк, Н. Ф. Выразительная возможность слова / Н. Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – №6. – С. 31-32
3. Шелестова З. А. Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы // Наука и школа. — 2015. — №2. — С. 33–37.