Английские прилагательные | Чащина Елена Валерьевна. Работа №245097
Автор: Чащина Елена Валерьевна
Целью данного курса является развитие лингвистической компетенции за счёт углубления изучения прилагательных у учащихся 8-9 классов.
Цель может быть достигнута при выполнении следующих задач:
· Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном;
· Увеличить словарный запас учащихся;
· Развивать контекстуальную догадку при переводе;
· Научить правильно применять грамматические структуры, включающие прилагательные;
· Учить определять значения прилагательных по словообразовательным суффиксам и другим элементам;
· Развивать интеллектуальные способности учащихся.
· Отсутствие системы изучения прилагательного в УМК Кузовлева и возможности уделить внимание данной теме в рамках урока явились причинами создания данного курса. 8-9 класс – наиболее подходящий момент для обобщения и систематизации данной темы. Это способствовало бы быстрому и прочному пополнению словарного запаса, необходимого для дальнейшего овладения английским языком в старших классах.
· Данный курс рассчитан на один год при одном часе в неделю для учащихся 8-9х классов средней школы. Он в равной степени доступен учащимся как с высоким, так и с низким уровнем владения английским языком. Некоторые упражнения из данного курса можно также использовать на других параллелях при изучении или повторении данной темы.
Английские прилагательные
Чащина Е.В.
учитель английского языка
высшая кв категория
МБОУ СОШ №6
г. Александровск Пермский край
Введение
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастет, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой их суммы, важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека.
Лексический состав английского языка не может быть представлен как неизменный перечень слов. Английская лексика постоянно пополняется новыми словами, из которых каждый выбирает то, что ему необходимо в конкретной ситуации. Освоение необходимого минимального запаса слов позволяет начать обучение на английском языке, а также осознавать лексический строй родного языка, развивать логическое мышление, способствовать анализу и обобщению.
Согласно Стандарту по иностранному языку изучение его в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной языковой компетенции в совокупности её составляющих – речевой, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной и языковой. Одним из требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников в основной школе, является знание и понимание основных значений изученных прилагательных, основных способов их образования, грамматических конструкций, их функции в предложении, отличия прилагательных от других частей речи, в частности от наречий. В старшей школе базовый уровень языковой компетенции подразумевает увеличение используемых прилагательных и развитие навыков оперирования ими. Именно прилагательные делают язык более красноречивым, живым и эмоциональным, а также более понятным.
В связи с переходом к итоговой аттестации в форме ЕГЭ возникла проблема подготовки учащихся к данному виду контроля. Уровень сформированности навыков и умений в использовании прилагательных контролируется во всех пяти разделах ЕГЭ: аудировании, чтении, использовании лексики и грамматики, письме и говорении. Практика показывает, что недостаточный лексический запас учащихся мешает пониманию содержания текстов, контекстов или предложений. Соответственно, это является одной из причин низких результатов при выполнении тестов и контрольных заданий по английскому языку.
В связи с вышесказанным возникла необходимость создания факультативного курса по углублённому изучению грамматики. Целью данного курса является развитие лингвистической компетенции за счёт углубления изучения прилагательных у учащихся 8-9 классов.
Цель может быть достигнута при выполнении следующих задач:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном;
Увеличить словарный запас учащихся;
Развивать контекстуальную догадку при переводе;
Научить правильно применять грамматические структуры, включающие прилагательные;
Учить определять значения прилагательных по словообразовательным суффиксам и другим элементам;
Развивать интеллектуальные способности учащихся.
Проблемный анализ ситуации.
Для существующего УМК В.П. Кузовлева и Н.М. Лапа характерна избыточность теоретического лексико-грамматического материала, но считаю, что он содержит набор упражнений, недостаточный для формирования лексико-грамматических навыков по теме Прилагательное. Более того, в данном УМК абсолютно отсутствует система обучения школьников по теме Прилагательное. (Приложение 1) Кроме того, отсутствует справочный материал и какие-либо упражнения с использованием конструкций “The sooner the better” и прилагательных после глаголов to look, to seem, to taste и т.п.
Отсутствие системы изучения прилагательного в данном УМК и возможности уделить внимание данной теме в рамках урока явились причинами создания данного курса. 8-9 класс – наиболее подходящий момент для обобщения и систематизации данной темы. Это способствовало бы быстрому и прочному пополнению словарного запаса, необходимого для дальнейшего овладения английским языком в старших классах.
Данный курс рассчитан на один год при одном часе в неделю для учащихся 8-9х классов средней школы. Он в равной степени доступен учащимся как с высоким, так и с низким уровнем владения английским языком. Некоторые упражнения из данного курса можно также использовать на других параллелях при изучении или повторении данной темы.
Содержание курса.
ТЕМАТИКА КУРСА
Прилагательное: словообразование, место прилагательного в предложении.
ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ
Увеличение словарного запаса за счёт прилагательных и словообразовательных элементов
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Словообразование, степени сравнения, порядок слов в предложении.
НАВЫКИ ИУМЕНИЯ
Данный курс предполагает формирование следующих рецептивных и продуктивных навыков:
- узнавать по словообразовательным элементам;
- группировать прилагательные по одинаковым элементам;
- образовывать прилагательные с помощью суффиксов;
- использовать прилагательные при описании предметов, явлений, людей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
Учащиеся должны уметь пользоваться словарями, другой справочной литературой, самостоятельно находить информацию и анализировать её.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Курс состоит из семи блоков, включающих в себя теоретический материал по объявленной теме, представленный на английском языке и комплекс разнообразных упражнений. (Приложение 2) Упражнения представлены разными видами тестовых заданий как открытого, так и закрытого типов. Задания носят когнитивный характер. Упражнения могут быть использованы как для индивидуальной, так и для устной работы в парах и/или группах. Также они могут быть основой для творческих заданий и дискуссий. Образовательным продуктом являются конспекты и таблицы. После каждой темы рекомендуется проводить рефлексию. Контроль усвоения материала учащимися будет осуществлён путём индивидуального выполнения финальных тестов по каждому из разделов программы и представления творческого проекта.
Данный курс построен на лексическом материале современного английского языка. Проект содержит инвариантную часть (материал, входящий в обязательный минимум содержания основных образовательных программ) и вариативную часть, позволяющую расширить потенциальный словарь за счёт владения новыми словообразовательными моделями и грамматическими структурами.
По вопросам использования прилагательных имеются справочники и сборники упражнений. Хочется отметить учебник К.А. Гузеевой и Т.Г. Павленко Английский язык. Справочные материалы., где хорошо представлен справочный материал о прилагательных. Интересны также современные книги английского издательства Cambridge University Press, которые содержат не только справочную информацию, но и набор лексических и грамматических упражнений, основанных на вокабуляре современного английского языка.
Одна из основных задач разработанного курса – обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном, чтобы восполнить недостающий набор упражнений в существующем УМК В.П. Кузовлева. Объектом исследования является развитие лингвистической компетенции за счет углубления изучения прилагательных учащимися 8-9х классов.
Предмет исследования. Курс содержит систему упражнений, соответствующих заявленной цели и задачам. Во всех разделах предлагается 5-7 упражнений в соответствии с информацией, данной в грамматическом справочнике. Акцент делается на упражнения тестового характера, подобные упражнениям, встречающимся в ЕГЭ. Они направлены на совершенствование языковых, компенсаторных и учебно-познавательных знаний, умений и навыков.
Языковые знания и навыки включают в себя:
орфографию – правила чтения, правильного написания слов и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала;
произносительную сторону речи – навыки адекватного произношения;
лексическую сторону речи – навыки распознания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики, оценочной лексики, основные способы словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии;
грамматическую сторону речи – навыки распознания прилагательных и наречий и их употребления в речи, признаки прилагательных и наречий, степеней сравнения, функции в предложении.
В качестве образца предлагается следующее упражнение:
Unit 2. Adjectives, ending in –ing and ed. Exercise 2.1 Complete the sentences for each situation. Use the word given + the ending ing or ed. 1 The film wasnt as good as we had expected. (disappoint-) a The film was disappointing. b We were disappointed with the film. 2 Diana teaches young children. Its a very hard job but she enjoys it. (exhaust-) a She enjoys her job but its often . b At the end of a days work, she is often . 3 Its been raining all day. I hate this weather. (depress-) a This weather is . b This weather makes me . c Its silly to get because of the weather. 4 Clare is going to the United States next month. She has never been there before. (excit-) a It will be an experience for her. b Going to new places is always . c She is really about going to the United States. Компенсаторные умения предполагают развитие умений выходить их положения при дефиците языковых средств, а именно: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания (по названию, по первому абзацу и т.п.)
В качестве образца предлагается следующее упражнение:
Unit 6. Adjectives and adverbs.
Exercise 6.5 Rewrite each sentence beginning with the words given.
1 Ursula is a very quick learner Ursula learns very quickly. 2 Richard can cook really well. Richard is a .......................................................................... 3 Your behavior was extremely foolish. You behaved...............................,................................................. 4 The hotel stiff treated us in a very friendly manner. The hotel staff were................................................................................... 5 I didnt think that's a practical suggestion. That suggestion doesn't sound................................................................................ 6 Philip pa is usually a hard worker. Philip pa usually works................................................................................ 7 Have the children been good today? Have the children behaved........................,........................................................? 8 I wish you could swim fast. I wish you were.................................. Учебно-познавательные умения подразумевают овладение специальными учебными умениями:
- осуществлять информационную обработку текстов на английском языке;
- пользоваться словарями и справочниками;
- участвовать в проектной и другой творческой деятельности.
В качестве образца предлагается следующее упражнение:
Unit 2. Adjectives ending in –ing and –ed.
Exercise 2.4 Complete these dialogues using the correct limit adjective in the correct form (-ing or –ed)
1 a: Was it very tiring?
b: Yes we were absolutely . 2 a: I was very interested in her talk. b: Yes it was absolutely . 3 a: Maria said it was a frightening film. b: Yes it was absolutely . 4 a: It was a surprising decision, wasnt? b: Yes I was absolutely . 5 a: Was it very cold? b: Oh yes, it was . Большую роль в обучении школьников английскому языку играет развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления, и тема Прилагательные представляет для этого прекрасные возможности. Успешное обучение языку состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которое достигается при изучении живого языка народа, а не только его грамматики. Ученик должен практическим путём узнавать формы речи, которые должны являться ему не сами по себе, а в органической связи с мыслью, им выраженной. Он должен уметь находить главную мысль, привязывать к ней второстепенное, схватывать суть изложения, а не только заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят. Тема Прилагательные является очень интересной и благодатной в плане обогащения речи учащихся (как иностранной, так и родной). Это является очень важным, так как именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной.
Овладение любым языком (в том числе и родным) можно рассматривать в двух планах: в плане умения понимать мысли другого лица, выраженные в устной или письменной форме, и в плане умения пользоваться языком для самостоятельного выражения своих мыслей в устной речи или письме. Первый вид владения языком получил в методической литературе название рецептивного, второй – продуктивного. Имея в виду обучение иностранным языкам в средней школе правильнее говорить о рецептивном и репродуктивном (а не продуктивном, как в родном языке) владении языком. Принимая это во внимание, упражнения курса на два типа: устные (разговорные) и письменные (тесты, которые преобладают в данном курсе). Устными упражнениями можно назвать беседы, диалоги, игры, проекты, творческие задания и т.п. в качестве устных можно использовать некоторые письменные упражнения.
Итак, учитывается принцип предшествования устных упражнений письменным. Каждое занятие начинается с речевой зарядки (Warming-Up). Под речевой зарядкой подразумеваются различные устные (разговорные) упражнения, проводимые специально и в связи с изучением грамматики, словообразования, орфографии для того, чтобы ученики овладевали языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и затем в письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Так первое занятие рекомендуется начать с введения в курс, предъявляемого в форме аудирования и беседы: учитель делает краткое сообщение, а затем задаёт ученикам вопросы, чтобы проконтролировать понимание цели и задач данного курса.
Introduction.
This course is for students who need some additional knowledge of adjectives and want to know how to use them in exercises and tests. It’s also useful for those who want to make their vocabulary richer. Why adjectives? Cause adjectives make the language more eloquent and more emotional. At the course you’ll get the answer to the questions like these:
What is the difference between bored and boring?
Where can we put adjectives in the sentence?
When do we say ‘older’ and when do we say ‘oldest’? etc.
These and other points will be explained at the course and will be practiced in exercises and tests afterwards.
The course is intended mainly for intermediate students who have already studied the basic grammar of English. It can serve both as basis for revision and as a means for practicing new words and new structures. You will need a vocabulary where you will write down new words and a grammar support to take essential notes.
Questions.
What can adjectives characterize?
What common suffixes of adjectives do you know?
What is the role of the adjective?
Do they make your vocabulary richer?
Do they make the language more eloquent and more emotional?
How can you differ adjectives from adverbs?
What do you like to know about adjectives?
Заканчивать каждый цикл также целесообразно устным упражнением. В качестве образца предлагается следующее упражнение, используемое по окончании изучения цикла I.
Unit I. Adjective Suffixes.
Could you describe each of these people and things?
the weather 2. someone who is a very bad driver
3. Wolfgang Amadeus Mozart 4. a large city
5. Albert Einstein 6. a new car
7. a speech 8. yourself
Подобные устные упражнения ценны также в качестве рефлексии.
Для контроля достижений по окончании курса предусматривается FINAL TEST (Unit VII). Он состоит из трёх заданий, которые охватывают все изученные темы. Результаты финального теста позволяют сделать вывод о том, насколько осмысленно учащиеся определяют прилагательное, его значение и место в предложении, отличают прилагательное от наречия, умеют анализировать грамматические структуры.
За финальным тестом следует создание учащимися проекта. Результативность проектной работы будет свидетельствовать не только об успешности учащихся, но и том, что их интерес к английскому языку стал выше, и они готовы к дальнейшему его изучению. Учащиеся, несомненно, обогатят свой словарный запас, а это в свою очередь сможет облегчить их понимание аутентичных текстов, статей из современных журналов и газет и т.п., которые встречаются в заданиях ЕГЭ.
Описание результатов.
Достижения учащихся оцениваются по итогам финального теста. В нём содержатся языковые упражнения и упражнения коммуникативного характера, позволяющие развивать догадку и языковую интуицию. Контроль выполнения данных упражнений предполагает оценку достижений учащихся на базовом уровне. Выполнение заданий на базовом уровне оценивается по следующим критериям:
менее 60% - низкий уровень, 61-80% - средний уровень,
81% и более – высокий уровень
Ученики, посещавшие данный факультативный курс, справились со всеми заданиями, показав средний и высокий результат (60% учащихся получили оценку высокого уровня, 40% - оценку среднего уровня).
Для проведения сравнительного анализа всем учащимся 9а, б классов были предложены задания из FINAL TEST. Соответственно, ученики, посещавшие факультатив, выполнили задания лучше остальных, показав результаты значительно выше. Среди учеников, которые не посещали факультатив, были такие, кто выполнил задания менее чем на 60%. (Приложение 3)
В составе факультативной группы были учащиеся, принимавшие участие в школьных и районных олимпиадах и других конкурсных мероприятиях по английскому языку: Марафон знаний, конкурс стихов на английском языке и т.п.Их призовые места, участие в проектах на уроках английского языка, последующее обсуждение выполненных заданий доказывает, что они справляются с упражнениями в разделах “Listening”, “Use of English”, “Writing” лучше других; выполнение упражнений в разделах “Reading”, “Speaking” не вызывает особых трудностей, что может свидетельствовать и о хорошем лексическом запасе учащихся.
Заключение
Целью данного курса было развитие лингвистической компетенции за счёт углубления изучения прилагательных. В 2016/17 и 2017/18 учебных годах данный курс отрабатывался на факультативных занятиях в 9-х, затем в 8-х классах. По результатам, получаемым в процессе деятельности, заметно, что у учащихся, прошедших этот курс, более богатый словарный запас они умеют правильно применять грамматические структуры. У них более развита контекстуальная догадка при переводе. Они легче определяют значение прилагательных и наречий по словообразовательным элементам.
Удалось также обобщить и систематизировать тему Прилагательные и наречия в УМК Кузовлева. Данный курс является полезным дополнением к урокам английского языка на разных параллелях. Он может использоваться учителями английского языка как предэлективный курс.
Данный курс по мере необходимости может быть количественно увеличен упражнениями более продвинутого уровня с целью вывести учащихся на более высокий уровень.
Приложение 1
Класс
Тема
Номер
цикла
Наличие справочного материала в разделе “Grammar Support”
Наличие упражнений на страницах
Грамматические структуры
учебника
рабочей тетради
5
Things I Like
The Place Where I Live
I
IV
-----
301
14
172, 176
ex.2,p.4
45
Суффикс –ish
Степени сравнения
6
What Do You Look Like?
What Are You Like?
Whatever the Weather…
I
II
V
242
242
------
243
9
12
-------
-------
5, 11
------
13, 16, 20
34, 36, 42
Степени сравнения
Порядок слов в предложении
Словообразование
Словообразование (-у)
7
What Are You Good At?
Do You Like Living in Your Country?
How Do You Spend Your Free Time?
II
VI
VII
240
248
238
34-36
130-131
177-179
16, 20
58-60, 62
77, 83
Степени сравнения наречий
Прилагательные + инфинитив
Прилагательные, оканчивающиеся на -ing, -ed
8
Britain and Its People at a Glance.
I
-------
--------
9
Антонимы
9
Let the Music Begin.
What Will You Be?
Britain in the World.
II
V
VI
-------
-------
-------
-------
-------
-------
-------
-------
------
153
157
-------
19
26
73
82
84
85
Определения
Словообразование
Словообразование
Словообразование
Сравнительная степень наречий
Определения
10
How Different the World Is!
What Is Hot With the Young Generation?
I
III
--------
251, 259
-------
--------
85
-------
8
43
34, 42
Словообразование
(-ous, -ic, -able, -ive)
Степени сравнения
Словообразование (-ing, -ous)
11
Is the System of Social Welfare Fair?
What Helps You to Enjoy Yourselves?
V
VI
252
252
142
183
61
78, 87
Субстантивированные прилагательные
Наречия меры и степени с прилагательными
Приложение 2. Тематическое планирование
Тема
Количество занятий
Форма занятия
Форма подведения итогов
1. Adjective Suffixes
3
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Самостоятельная работа
4. Самоконтроль
5. Работа в группах.
1. Беседа
2. Мини-проект.
3. Индивидуальный контроль
2. Adjectives ending in “-ing” and “-ed”
6
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Работа в группах.
4.Самостоятельная работа.
1. Беседа
2. Представление диалога.
3. Индивидуальный контроль
3. Adjectives:
word order,
adjectives after verbs
3
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Самостоятельная работа
1. Беседа
2. Мини-проект.
3. Взаимоконтроль.
4. Индивидуальный контроль
4. Comparatives
8
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Самостоятельная работа
4. Работа в группах.
1. Беседа
2. Взаимоконтроль.
3. Творческое задание.
4. Индивидуальный контроль
5. Superlatives
3
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Самостоятельная работа
4. Работа в группах.
1. Беседа
2. Творческое задание.
3. Взаимоконтроль.
4. Индивидуальный контроль
6. Adjectives and adverbs
8
1. Речевая зарядка.
2. Лекция, обсуждение.
3. Индивидуальная работа
1. Беседа
2. Индивидуальный контроль
7. Final tests
3
1.Тестовый контроль
2. Групповая или индивидуальная работа.
1. Индивидуальный контроль
2. Проект.
HYPER13PAGE HYPER15