Английский язык детей дошкольного возраста Cheeky Monkey | Бондаренко Оксана Анатольевна. Работа №329320
Cheeky Monkey — это образовательный курс, в сюжетную основу которого положены жизненные события и приключения милой весёлой обезьянки по имени Чики. Вместе со своими друзьями — мальчиком Томом и девочкой Элли, которые впервые появились в первом уровне данного курса, Чики переживает разного рода приключения и встречает новых друзей. Чики помогает педагогу вести занятия и вместе с детьми участвует в играх.
Как уже указывалось, курс Cheeky Monkey отличает гибкость в подходах к обучению английскому языку, что позволяет его эффективно использовать в различных формах дошкольного образования и обучающих методиках. Насыщенность курса историями и песнями, как и постоянное присутствие на занятиях игрушечной обезьянки, делают процесс изучения английского языка чрезвычайно привлекательным для детей дошкольного возраста.
ПРОГРАММА
«АНГЛИЙСКИЙ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Воспитатель:
Бондаренко Наталья Николаевна
МАДОУ города Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»
Cheeky Monkey — это образовательный курс, в сюжетную основу которого положены жизненные события и приключения милой весёлой обезьянки по имени Чики. Вместе со своими друзьями — мальчиком Томом и девочкой Элли, которые впервые появились в первом уровне данного курса, Чики переживает разного рода приключения и встречает новых друзей. Чики помогает педагогу вести занятия и вместе с детьми участвует в играх.
Как уже указывалось, курс Cheeky Monkey отличает гибкость в подходах к обучению английскому языку, что позволяет его эффективно использовать в различных формах дошкольного образования и обучающих методиках. Насыщенность курса историями и песнями, как и постоянное присутствие на занятиях игрушечной обезьянки, делают процесс изучения английского языка чрезвычайно привлекательным для детей дошкольного возраста.
Cheeky Monkey 1 — первый уровень учебного курса, с помощью которого дети 4—5 лет совершают первые весёлые шаги в изучении английского языка. Важной задачей курса Cheeky Monkey 1 является первичное знакомство с английским языком и закрепление у детей желания его изучать. Детская мотивация формируется и поддерживается благодаря яркому и задорному персонажу, сверстнику детей — обезьянке Чики. Авторы знакомят детей со звучанием и ритмом английской речи посредством слушания историй и песен, формируют умения поведения на уроке английского языка благодаря соблюдению определённого порядка ведения занятия и вовлечению детей в инициативное выполнение занимательных заданий. Песни, истории, игры и задания, разработанные в соответствии с методом опоры на физические действия, являются основными типами упражнений в этом курсе. На первом уровне обучения от детей не требуется на каждом занятии работать с развивающим пособием. Основная задача — формирование умений аудирования и адекватного реагирования, к говорению же дети поощряются лишь на этапе их готовности к началу овладения этим умением.
Cheeky Monkey 2 — второй уровень учебного курса, рассчитанный на детей 5—6 лет, — также может послужить комфортным стартом изучения английского языка для тех, кто не занимался английским ранее. В курсе Cheeky Monkey 2 появляется один из активных персонажей — львёнок Рори, который начинает побуждать к говорению готовых к этому детей. На этом уровне дети знакомятся с базовой лексикой и самыми простыми грамматическими явлениями. Они активно работают с лексикой, обозначающей цвета, числительные от 1 до 5, членов семьи, одежду, еду, животных и т.д.
Cheeky Monkey 3 — третий, завершающий, уровень учебного курса, рассчитанный на детей 6—7 лет, который может быть также успешно использован и в случае, если дети ранее изучали английский язык по другому пособию. Приобретённые детьми языковые знания проверяются и закрепляются на этом уровне благодаря разнообразию лексических игр, историям и песням, а также заданиям в развивающем пособии. Персонажи Том, Элли и Рори поощряют детей к более активному говорению с использованием коротких фраз. Задания в развивающем пособии несколько сложнее заданий предыдущего уровня и в основном направлены на развитие познавательных способностей детей. Дети знакомятся с новыми словами, обозначающими части тела, мебель и обстановку помещений, расширяют свои знания о зверях и птицах, овладевают числительными от 1 до 10 и т.д.
Тематическое планирование образовательной деятельности в рамках курса Cheeky Monkey
Тематическое планирование является важнейшей частью образовательного процесса. Тематическое планирование предназначено для выявления наиболее эффективных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций педагогического процесса в системе занятий по английскому языку дошкольников. Оно позволяет выстроить уроки в определённую систему, увидеть перспективу в работе, помогает заранее продумать дифференцированные задания для дошкольников, разработать дополнительные материалы, позволяющие реализовать индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения.
Тематические планы по курсу Cheeky Monkey (авторы Ю.А. Комарова, К. Харпер, К. Медуэлл) составлены на основе требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, и предполагают тематический и результативно-ориентированный подход к содержанию и структурированию данных планов.
Тематический план по каждому отдельному уровню обучения (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) составлен на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем разделам курса английского языка. Основной целью тематического плана является определение оптимального содержания занятий и расчёт необходимого для них времени.
Тематический план содержит следующие разделы:
наименование раздела развивающего пособия;
число часов, отводимых на их изучение;
образовательные цели каждого занятия;
активная лексика, используемая на занятии;
лексический материал для повторения;
лексические единицы и фразы, усваиваемые рецептивно;
фразы, используемые для ведения занятия;
средства обучения.
Тематический план является по своей сути рабочим инструментом преподавателя английского языка. Данный план может быть подвергнут незначительной корректировке в течение учебного года (по объективным и субъективным причинам), но он должен быть выполнен по окончании учебного года.
Тематическое планирование для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп представлено на с. 42—159.
Материально-техническое обеспечение курса Cheeky Monkey
Основные дидактические материалы курса
Развивающее пособие
Развивающее пособие состоит из разделов, каждый из которых подразделяется на занятия. Первые занятия каждого раздела содержат сюжетную историю в картинках и различные задания, включая задания с использованием наклеек. Далее приводятся задания, выполнение которых предполагает раскрашивание, обведение по контуру, рисование, соединение линиями картинок, а также задания, стимулирующие познавательную активность дошкольников. Страницы пособия перфорированы, что позволяет аккуратно извлечь из книги страницу с заданием и дать её ребёнку. На обороте каждой страницы с заданием приводятся краткие методические указания на русском языке на тот случай, если у педагога нет возможности обратиться за подробными комментариями к методическому пособию. В конце развивающего пособия в качестве дополнительного дан материал, который можно использовать при подготовке праздников Хеллоуин и Рождество.
Выдавливающиеся картинки (Press outs)
На пятом (Cheeky Monkey 1) или шестом (Cheeky Monkey 2—3) занятии каждого раздела дети работают с press outs (двусторонними картинками, легко выдавливающимися из плотного листа бумаги, которые прилагаются к пособию). Среди них есть картинки, которые дети могут надеть на пальчик, картинки, которые можно держать за «ножку», картинки-маски и др. Дети используют эти картинки- игрушки во время прослушивания сюжетной истории, что помогает им в восприятии звучащего текста. К пособию прилагаются press outs и для занятий, посвящённых Хеллоуину и Рождеству. Использование двусторонних картинок эффективно также и в играх для закрепления ключевой лексики, и при исполнении песен.
Стикеры
К пособию прилагаются два листа со стикерами (наклейками). Они используются при выполнении заданий к сюжетной истории, работа с ними направлена на закрепление изучаемой лексики. На каждом завершающем занятии детям предлагается наклеить «премиальный» стикер, что является своеобразным поощрением за выполнение всех заданий раздела.
Аудиофайлы
К пособию прилагаются многочисленные аудиофайлы, которые предназначены для аудирования на занятиях. На них содержится весь аудиоматериал пособия Cheeky Monkey: песни, фонограммы некоторых песен для караоке, истории, чанты, фразы для ведения занятий. Доступ к данным аудиофайлам осуществляется с сайта издательства «Макмиллан» (www.macmillan.ru/cheeky-monkey). Код доступа для скачивания аудиофайлов находится на форзаце «Методических рекомендаций» к пособию Cheeky Monkey.
Демонстрационные карточки
В набор включены цветные демонстрационные карточки, пронумерованные и, для удобства обращения с ними, снабжённые цветовой маркировкой соответственно цвету того раздела, к которому они относятся. Демонстрационные карточки могут использоваться для введения новой лексики, её закрепления, а также в играх и заданиях, описанных в методическом пособии.
Дидактические карточки
Дидактические карточки представляют собой сюжетные картинки, иллюстрирующие истории, с которыми дети знакомятся в ходе занятий, и служат визуальной опорой для преодоления трудностей при аудировании. Каждый эпизод истории представлен на отдельной карточке. Для удобства на обороте каждой карточки приводится текст эпизода. Карточки могут быть использованы в качестве визуальной опоры и при выполнении других заданий.
Методическое пособие
В методическом пособии содержатся подробные комментарии на русском языке, в частности, указаны цели разделов и занятий, перед описанием каждого занятия перечислены активная и пассивная лексика, лексика для повторения, а также средства обучения. Каждый этап занятия описан очень подробно: какие фразы использовать для его ведения, какие игры, песни и задания включать на конкретном этапе, как проводить игры и выполнять задания, учить песни. В методическое пособие включены тексты всех песен, чантов и историй, а также по три дополнительных задания к каждому занятию, использование которых отнесено на усмотрение самого педагога. Во многих дополнительных заданиях задействованы раздаточные материалы, разрешённые для копирования (photocopiable pages).
Игровой коврик
Игровой коврик является одним из компонентов сразу для двух уровней курса — Cheeky Monkey 2 и Cheeky Monkey 3. Его предлагается использовать на этапах Story time и Circle time. Тактильные ощущения, испытываемые детьми при игре на этом коврике, помогают им сконцентрировать внимание. Дети могут потрогать изображённый на коврике город, в котором живёт обезьянка Чики, и, участвуя в играх на коврике, детально городок исследовать.
Игрушка обезьянка Чики
Обезьянка Чики — перчаточная кукла, которая может начинать занятие, приветствуя детей, помогать им во время занятий, представлять новые слова и вести игры, направленные на закрепление изученного материала.
Дополнительные дидактические материалы курса
Поскольку условия работы в группах с детьми дошкольного возраста, как правило, разнятся и дети усваивают знания с разной скоростью, в курсе Cheeky Monkey предусмотрены резервные материалы, которые можно предлагать как детям с высоким темпом работы, так и в группах, где выделенные часы позволяют использовать дополнительный материал, а также в случае, когда педагог стремится разнообразить занятие. Резервные материалы подразделяются на следующие три категории: дополнительные задания, раздаточные материалы и аудиофайлы.
Методическое пособие Cheeky Monkey
Дополнительные задания: в методическом пособии к каждому занятию даются подробные описания дополнительных заданий (игр, караоке, заданий с использованием раздаточных материалов, заданий с использованием демонстрационных карточек и др.).
Раздаточные материалы: к каждому разделу предлагаются дополнительные задания с применением раздаточных материалов: игры с использованием мини-карточек, задания на раскрашивание, вырезание, установление соответствия, обводку по контуру, задания на счёт.
Аудиофайлы: содержат истории, песни, новые игры. Прослушивание аудиофайлов дома позволяет вовлечь родителей в процесс обучения их ребёнка английскому языку: родители могут вместе с детьми петь песни и участвовать в играх. Данные аудиофайлы можно задействовать на занятиях, разделив предварительно детей на подгруппы, что даст возможность уделить внимание каждому ребёнку. Также отдельные задания, представленные в аудиофайлах, можно давать детям с высоким темпом усвоения учебного материала.
Курс Cheeky Monkey универсален в том смысле, что может быть использован при любом методе обучения. Но поскольку дети дошкольного возраста часто познают мир тактильным способом, т. е. путём прикосновений и в движении, то учебный курс Cheeky Monkey содержит много заданий, отвечающих методу опоры на физические действия, например: песни и чанты в сопровождении движений; игры, предусматривающие кинестетическую активность; подвижная релакс-пауза Cheeky’s jungle gym встречается дважды в каждом разделе — в ней дети выполняют различные движения по команде. Потребности детей в движении дополнительно способствуют физкультминутки, проводимые на английском языке, небольшие инсценировки рифмовок.
Обучение английскому языку по курсу Cheeky Monkey строится на сюжетно-ситуативной основе: каждый раздел курса — это отдельная история с постоянными персонажами. Использование историй решает проблему мотивации и способствует запоминанию изучаемого материала. Они весёлые, содержание их соответствует возрастной категории ребят. Максимальному вовлечению детей в историю способствует использование песни в каждой из них. Знакомство с историей начинается, как правило, на втором занятии: перед тем как первый раз прослушать историю, дети знакомятся с местом действия и персонажами. На чётвертом занятии сюжет воспринимается повторно, а на последующем занятии дети не только слушают историю, но и начинают её проигрывать, работая с press outs. В завершение выполняется задание, в котором предлагается детям разыграть историю по ролям.
В рамках проводимых в курсе Cheeky Monkey игр подача материала осуществляется ярко и эмоционально. Для этого используется большое количество игрушек, дидактических, раздаточных материалов, картинок, карточек, кубиков.
Для эффективного обучения детей английскому языку требуется регулярное повторение изученного ими материала, а это во время игры организовать достаточно просто. Однако следует помнить, что форма игры может быть одинаковой в нескольких игровых ситуациях, но содержание игры должно быть разным, так как в её основе лежит необходимость употребления изученного лексикограмматического материала в схожих, но не идентичных ситуациях. Курс Cheeky Monkey предполагает вариативное использование ситуативных, соревновательных, ритмомузыкальных и художественных игр.
К числу важных составляющих курса Cheeky Monkey относятся театральные мини-постановки на иностранном языке. По своему характеру названные мини-постановки являются частично подготовленными, а частично импровизированными. Содержание любой сказки, рассказа становится детям знакомым благодаря их включению в разнообразные виды деятельности. Для этого сюжет рисуется, изображается на макете, разыгрывается в «пальчиковом театре», на игрушках, рассказывается и показывается как преподавателями, так и детьми. При этом ничто специально не заучивается: дети воспроизводят столько, сколько сами захотят и смогут, в остальном им помогает преподаватель.
Весьма популярно использование масок, представленных в развивающем пособии Cheeky Monkey, и гримирование под определенный персонаж с последующим разыгрыванием сюжетов в детском саду или на природе. Такие события, как правило, надолго запоминаются детям. Готовые сценки можно показать не только у себя в группе, но и в другой группе, а также в отдельных концертных программах дошкольных праздников.
В завершении отметим, что каждое занятие, предлагаемое в рамках курса Cheeky Monkey, чётко подразделяется на разные по характеру проведения этапы, что разнообразит занятие и помогает заинтересовать ребёнка: на одном этапе дети занимаются вместе, сидя в кругу, на другом — работают более самостоятельно за столом. Каждое занятие делится на следующие основные этапы: Circle time, Story time и Table time. На этапе Circle time дети рассаживаются в круг, поют песню Hello! (одновременно посылая рукой приветствие Чики и говоря ей Hello!), участвуют в различных играх, поют песни. На этапе Story time (занятия 2, 4 и 6) дети слушают и повторяют историю раздела. Затем наступает промежуточный этап — Transition time (плавного перехода к этапу Table time). На этапе Table time дети работают с пособиями и с press outs, иногда заканчивая работу за столом исполнением песни. Каждое занятие завершается песней Bye-bye!, во время исполнения которой дети машут на прощанье Чики рукой и говорят ей Bye-bye!
Кадровое обеспечение программы
Преподаватель английского языка, работающий по программе Cheeky Monkey, должен быть образованным и квалифицированным специалистом. Безусловно, только педагог, обладающий индивидуальным стилем и владеющий профессиональной компетенцией, вызывает уважение, интерес и симпатию у своих маленьких учеников.
Необходимо отметить, что сегодня наблюдается всё большая демократизация педагогической сферы. Это позволяет педагогу в полной мере раскрывать свой творческий потенциал не только в сфере методики проведения занятий, но и в сфере организации педагогического процесса, включающего мониторинг результатов, обобщение своего опыта.
Следует отметить, что современный преподаватель английского языка, работающий по программе Cheeky Monkey, должен обладать профессиональными знаниями не только в своей области, но и в области физиологии, валеологии, психологии и т.д. Он должен понимать детей и создавать комфортные ситуации для их общения, игровой и творческой деятельности, а также их позитивной социализации. Он должен заботиться о здоровье своих воспитанников, корректно организуя процесс обучения, и быть посредником между ребёнком и взрослым миром.
Преподаватель английского языка должен быть способен корректировать сложный мир отношений, интересов и увлечений ребёнка. Он должен уметь строить процесс обучения в системе диалога, вести обучение, находить компромиссы. Он должен быть другом и помощником для дошкольников.
Добавим к портрету современного учителя английского языка такие черты характера, как оптимизм, приветливость, доброжелательность, внимательность, разумную требовательность и строгость, справедливость, терпение, самообладание. Современный педагог должен быть инициативен, целеустремлён, уверен в себе, требователен к своей работе, способен к саморазвитию и новаторству.
Время и сроки реализации программы
Систематическое и целенаправленное обучение английскому языку, как правило, осуществляется на занятиях, которые являются одной из форм образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Занятия проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 1—2 раза в неделю. На занятиях группа делится на подгруппы.
Программа рассчитана на 3 года обучения (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). Занятия длятся в средних группах 15—20 минут, в старших группах 20—25 минут, в подготовительных группах 30—35 минут.
Перспективный план взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В дошкольных организациях к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в жизни детского сада, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, концертных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», семинары, электронные консультации и т.п.
Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы заинтересовать родителей возможностями совместного образования и воспитания ребёнка, показать родителям их особую роль в процессе развития ребёнка средствами английского языка. Для этого преподаватель знакомит родителей с особенностями курса обучения английскому языку Cheeky Monkey, своеобразием режима проведения занятий и ожидаемыми результатами образовательной деятельности.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей о результатах образовательной деятельности, но и предоставляет им возможность задать вопросы, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьёй, а также помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
В курсе Cheeky Monkey в целях привлечения родителей к образовательному процессу по овладению детьми английским языком предусмотрены информационные письма родителям — 9 писем в каждом курсе. В данных письмах родители получают информацию о том, что дети изучили в рамках занятия. Там же представлены тексты песен для того, чтобы родители могли их петь вместе со своим ребёнком дома.