Аннотация методического обеспечения | Керимова Диана Исмаиловна. Работа №242425
Автор: Керимова Диана Исмаиловна
Одним из средств достижения цели является знакомство детей с народно-прикладным промыслом. В результате у нас получаются такие глиняные изделия, как посуда и игрушки, дети самостоятельно с творческим подходом лепят и расписывают их. Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия.
Краткая аннотация дидактических материалов
Одним из средств достижения цели является знакомство детей с народно-прикладным промыслом. В результате у нас получаются такие глиняные изделия, как посуда и игрушки, дети самостоятельно с творческим подходом лепят и расписывают их. Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие), дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
-Технике работы на гончарном круге я ссылаюсь на следующих авторов:
А.И Поверин «Гончарное дело», А.Трудаков (гончар с 20-им стажем) Гончарные изделия своими руками.
В своей работе я опираюсь на методические пособия многих авторов. В частности, при лепке глиняных игрушек я использую книгу Михалёвой С. В. «Лепка глиняных игрушек: планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет.» Пособие знакомит читателя с одним из направлений такой деятельности – лепкой по мотивам русской народной игрушки. С использованием народной игрушки для лепки, при ежедневном соприкосновении с нею приходит увлечение исследовательской работой, в результате которой обнаруживается потрясающая, интереснейшая не только воспитателю, но и детям и их родителям информация. Постоянный поиск в процессе лепки по мотивам русской народной глиняной игрушки решает следующие задачи:
– Развитие у детей эстетического восприятия, интереса и эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни, произведения народного искусства.
– Формирование умения самим создавать прекрасное.
– Совершенствование навыков образного отражения действительности средствами художественной выразительности (ритм, симметрия, форма, композиция, цвет).
– Знакомство с произведениями народных мастеров гжели, дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушкой.
При росписи глиняных игрушек я использую наглядно-дидактическое пособие, которое предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет. Пособия дают представления о цветовой гамме, орнаментах, узорах, форме,
а также об основных сюжетах в работе народных мастеров. Углубление представления о связи узора с формой и назначением художественной вещи.
-В своей работе я также использую сюжетную и декоративную лепку. Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его внужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. В этом мне помогают инструкционные карты поэтапной лепки, разработанные Лыковой И.А. («Мы лепили, мы играли. Книга для занятий с детьми 3-7 лет») и Н.Б. Халезовой («Декоративная лепка в детском саду»)
Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, к праздничным мероприятиям дети изготавливают глиняные сувениры, где проявляют индивидуальность и творческую активность.
План занятия по лепке состоит из следующих этапов:
-Подготовка рабочего места
-Организационное начало занятия.
-Беседа по теме занятия
-Постановка цели.
-Восприятие натуры. Анализ модели (рассматривание образцов)
-Практическая работа.
В своей работе я использую следующую методику работы на гончарном круге:
- Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы
глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
- Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на центр гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
- Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской
установлены детские гончарные круги.
- При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот — глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
- Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
- В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно
сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге). Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
- Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
- На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик).
Конспект открытой образовательной деятельности по лепке
на тему: «Гончарная мастерская»
Цель – развитие интереса к разнообразной посуде
Образовательные задачи: уметь изображать посуду, передавая особенности формы.
Развивающие задачи: развивать аккуратность, мышление, внимание; закреплять навыки аккуратной лепки.
Воспитательные задачи: воспитывать желание помогать друг другу; воспитывать самостоятельность, творчество, интерес к лепке.
Оборудование и материалы:
Материал воспитателя: стол для показа, иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, гончарный круг, глина, вода.
Материал детей: глина, стек, гончарный круг, тряпочка, вода для сглаживания форм.
Предварительная работа: Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений.
Методические приемы:
Словесный метод (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение);
Наглядный метод (инструкционная карта, схемы лепки, демонстрационный материал)
Практический метод (работа на гончарном круге)
Приложения:
1. История возникновения глиняной посуды.
2.Инструкционные карты.
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Гончарная мастерская»
Этапы деятельности
Действия педагога
Действия детей
Мотивационно-побудительный
5мин
-Приглашение детей в мастерскую
-Напоминание о необходимости о рабочей одежде (фартуки и нарукавники)
-Рассказ педагога о глиняном промысле
-Проблемные и активизирующие вопросы, побуждающие к диалогу
Надевают рабочую одежду.
Слушают рассказ педагога.
Диалог с педагогом.
Практический
15 мин
Инструктаж по работе за гончарным кругом.
Лепка миски на гончарном круге.
Координация действий детей.
Эмоциональная поддержка и недирективная помощь в работе по схемам.
Выполняют задание, согласно инструкционным картам.
Взаимодействуют друг с другом и при необходимости с педагогом.
Проверяют правильность выполнения по схеме, исправляют возможные ошибки (самопроверка или с помощью педагога)
Рефлексия
5мин
Подведение итогов занятия с разных точек зрения:
-качества усвоения новых знаний;
-качество выполненной работы;
-эмоционального состояния.
-Высказываются по поводу воплощения собственного замысла;
-Своего эмоционального состояния.
Приложение1
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие. А о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: Я рукотворная звучащая, воды я не боюсь
Для еды гожусь, а ударь- иногда разобьюсь. ( Посуда)
-Ребята, а что такое посуда? (Ответы детей)
-А кто придумал посуду? (Ответы детей)
-А как вы думаете, из чего изготавливают посуду? (Ответы детей)
Ребята, самая древняя посуда была изготовлена из глины.
Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, но в руках талантливых мастеров самые обыкновенные вещи превращались в произведения искусств. Наблюдая, как делают свое гнездо ласточки, люди заметили, что в дело идет глина. Глина у ласточек самый основной строительный материал. Размягчая глину жидкостью выделяемой специальными железами, ласточка комок за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что случись ей ненароком упасть - не разобьется. И люди поняли, что из глины можно делать посуду. Поэтому с незапамятных времен они лепят из глины необходимые в быту предметы.
-Ребята, предлагаю вам превратится в гончаров и изготовить на гончарном круге глиняную миску.
Приложение2