Антикоррупционное воспитание в дошкольном образовательном учреждении. | Петрова Юлия Владимировна. Работа №303003
Результатом антикоррупционного воспитания является способность человека принимать решения и выполнять свои обязанности, избегая не правомерных действий. Чтобы добиться такого результата необходимо работа на всех этапах взросления, включая дошкольный возраст.
В статье "Антикоррупционное воспитание в дошкольном образовательном учреждении" рассматриваются примеры дидактических и сюжетно-ролевых игр, подборка детских произведений, которые можно использовать для воспитания антикоррупционного сознания у дошкольников
Антикоррупционное воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цель антикоррупционного воспитания в дошкольном образовательном учреждении заключается в создании условий для формирования у воспитанников навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, заботы, доброты, развития волевых качеств (следовать положительному примеру, любовь и доброе отношение к окружающему миру, людям, преодоление препятствий на пути к достижению цели). Результатом антикоррупционного воспитания является способность человека принимать решения и выполнять свои обязанности, избегая не правомерных действий. Чтобы добиться такого результата необходимо работа на всех этапах взросления, включая дошкольный возраст.
Задача дошкольного учреждения привить ребенку такие качества как доброта, честность, отзывчивость, сочувствие, уважение, ответственность, справедливость и т.д.
В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам; беседы; разучивание стихотворений, пословиц, чтение рассказов.
Некоторые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров (совестливость, справедливость, ответственность):
И.А. Крылов «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н.Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
Социально - коммуникативное и познавательное развитие направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Основной формой обучения детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Для этого можно использовать беседы, проблемные игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, формирующие представления воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка; о правилах поведения, принятых в обществе; о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»; о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.
Игра «Зеленое дерево»
Воспитанникам предлагается следующая ситуация:
Вспомнить какие добрые дела ребенок сделал на этой неделе. На каждое предложение нужно взять по одному зеленому листочку (эти листочки будут символизировать добрые дела). Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле. Взять листочек и прикрепить его к веточке дерева. Прикрепив зеленые листочки к стволу дерева, оживить его!
Рисунок «Цветочек правдивости»
Попросите детей нарисовать серединку цветка без лепестков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем цветочке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к цветочку лепесток. В конце недели по лепесточкам дети считают, сколько раз за неделю цветочек правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.
Ролевая игра – дежурный, следящий за соблюдением определенных правил. Активное использование подобных ролевых игр будет способствовать закреплению таких понятий, как «правила», «порядок», «наказание». Но не стоит забывать, что сам педагог должен быть примером, выступать в качестве основного гаранта соблюдения правил поведения в группе. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности воспитанника.
Дети должны понимать, что не воспитатель придумывает и меняет правила взаимоотношений в группе, детском саду, а выступает в качестве транслятора общих правил жизни, принятых в обществе.
Каждая из образовательных областей решает свои задачи антикоррупционного воспитания, поэтому необходимо учитывать интеграцию образовательных областей, а также учитывать возрастные особенности детей.
Список литературы:
Формирование антикоррупционного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: учебно-методический комплект для специалистов дошкольного образования и родителей. – Казань: ИРО РТ, 2015. – 25 с.
Петрова Юлия Владимировна
Воспитатель
Детский сад №39 Невского района г. Санкт-Петербурга