Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Антонимы и их стилистические функции | Бримжанова Айна Сирикбаевна. Работа №278480

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Антонимы (греч.anti – «против» и onyma «имя») – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения: светлый – темный, умный – глупый, враг – друг, легко – тяжело, до – после.

Антонимы могут обозначать:

- противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой - старый);

- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);

- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).

Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.

Антонимы могут быть разнокоренными. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). 

Антонимы могут быть однокоренными. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. 

В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.

Бримжанова Айна Сирикбаевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36

г. Магнитогорск, Челябинской области

АНТОНИМЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Антонимы (греч.anti – «против» и onyma «имя») – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения: светлый темный, умный глупый, враг – друг, легко тяжело, до после.

Антонимы могут обозначать:

- противоположность качеств (богатство бедность, весело грустно, молодой - старый);

- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);

- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).

Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.

Антонимы могут быть разнокоренными. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).

Антонимы могут быть однокоренными. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).

В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: 

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Недосол на столе, пересол на спине.

По одежке встречают, по уму провожают.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сытый голодного не разумеет.

Утро вечера мудренее.

Меньше говори, а больше делай.

Сначала густо, а под конец пусто.

Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.

На черной земле белый хлеб родится.

Кто много знает, тот мало спит.

Рано сделали, да поздно поскакали.

Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.

Многие классики художественной литературы использовали в своих произведениях антонимы:

Стихотворение М.Цветаевой целиком построено на антитезе:
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов написал: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь». А.Т.Твардовский характеризует своего героя таким образом: «то серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, - он идет, святой и грешный, русский чудо-человек». Контрастные образы, противопоставление явлений помогают автору показать доброту, красоту, ум одних персонажей и злобу, уродство, жадность, глупость других. Противопоставление усиливает эмоциональность речи. «Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майков); Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Высоцкий); Но почти у края гроба Верю я: придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Пастернак) Жив, а не умер демон во мне (Цв.); Не ссориться я пришел, а мириться; Я не враг тебе, а друг ; Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее послушным рабом(М. Ильин); Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы (Гоголь) Дома новы, но предрассудки стары (Гоголь).

Вот как описывает Н. Гоголь гостиницу, в которой остановился Чичиков: «Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краской...» («Мертвые души»).

По принципу антитезы построены многие заглавия произведений : «Война и мир» (Л.Н.Толстой.); «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (К.Симонов.), «Толстый и тонкий» (А.П.Чехов), «Отцы и дети» (И.С.Тургенев), «День и ночь» (Ф.Тютчев», «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (В.Маяковский) Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей: «Доходы и расходы», «Мертвая система не слышит живых людей», «Ретро и модерн рядом», «Проводы трагические и веселые», «География - разная, биографии схожие», «Бедность при богатстве», «Макси-страсти по мини-футболу».

Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка. Им свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.

Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.

Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×