Антонимы и их стилистические функции | Бримжанова Айна Сирикбаевна. Работа №278480
Автор: Бримжанова Айна Сирикбаевна
Антонимы (греч.anti – «против» и onyma «имя») – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения: светлый – темный, умный – глупый, враг – друг, легко – тяжело, до – после.
Антонимы могут обозначать:
- противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой - старый);
- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);
- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).
Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.
Антонимы могут быть разнокоренными. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.).
Антонимы могут быть однокоренными. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами.
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.
Бримжанова Айна Сирикбаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 36
г. Магнитогорск, Челябинской области
АНТОНИМЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Антонимы (греч.anti – «против» и onyma «имя») – слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения: светлый – темный, умный – глупый, враг – друг, легко – тяжело, до – после.
Антонимы могут обозначать:
- противоположность качеств (богатство – бедность, весело – грустно, молодой - старый);
- противоположность направлений, действий, свойств (восход - заход, собирать - разбирать, вверх - вниз);
- противопоставленность обозначений времени и пространства (север - юг, лето - зима).
Разные значения многозначного слова могут иметь свои антонимы: тяжелый чемодан - легкий чемодан, тяжелое известие - радостное известие; трудная, сложная работа - простая, легкая работа; глубокая река - мелкая река; глубокий человек - поверхностный человек.
Антонимы могут быть разнокоренными. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).
Антонимы могут быть однокоренными. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).
В художественной литературе противопоставление антонимов нередко используется как средство художественной выразительности.
Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно-бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например:
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают, по уму провожают.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сытый голодного не разумеет.
Утро вечера мудренее.
Меньше говори, а больше делай.
Сначала густо, а под конец пусто.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Кто много знает, тот мало спит.
Рано сделали, да поздно поскакали.
Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.
Многие классики художественной литературы использовали в своих произведениях антонимы:
Стихотворение М.Цветаевой целиком построено на антитезе:
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную…
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов написал: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь». А.Т.Твардовский характеризует своего героя таким образом: «то серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, - он идет, святой и грешный, русский чудо-человек». Контрастные образы, противопоставление явлений помогают автору показать доброту, красоту, ум одних персонажей и злобу, уродство, жадность, глупость других. Противопоставление усиливает эмоциональность речи. «Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майков); Мне грустно потому, что весело тебе (Лермонтов); То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов); Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (Есенин); Двери настежь у вас, а душа взаперти (Высоцкий); Но почти у края гроба Верю я: придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Пастернак) Жив, а не умер демон во мне (Цв.); Не ссориться я пришел, а мириться; Я не враг тебе, а друг ; Было время, когда человек был не великаном, а карликом, не хозяином природы, а ее послушным рабом(М. Ильин); Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы (Гоголь) Дома новы, но предрассудки стары (Гоголь).
Вот как описывает Н. Гоголь гостиницу, в которой остановился Чичиков: «Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краской...» («Мертвые души»).
По принципу антитезы построены многие заглавия произведений : «Война и мир» (Л.Н.Толстой.); «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (К.Симонов.), «Толстый и тонкий» (А.П.Чехов), «Отцы и дети» (И.С.Тургенев), «День и ночь» (Ф.Тютчев», «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (В.Маяковский) Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей: «Доходы и расходы», «Мертвая система не слышит живых людей», «Ретро и модерн рядом», «Проводы трагические и веселые», «География - разная, биографии схожие», «Бедность при богатстве», «Макси-страсти по мини-футболу».
Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка. Им свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.
Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.