Антропоцентризм как важнейшее свойство современной лингвистики | Симакова Ксения Александровна. Работа №346859
Аннотация: Статья посвящена описанию антропоцентризма как одного из динамично развивающихся направлений современной лингвистики, рассматриваемого в качестве основного фактора исследования феномена индивидуального языка.
В настоящее время языковеды считают, что в лингвистической науке происходят коренные изменения, заключающиеся в переходе от рассмотрения языка как независимой от человека самостоятельной системы к описанию его как «антропологического феномена». Происходит переориентация лингвистических исследований на новую парадигму – антропоцентрическую.
Антропоцентризм как важнейшее свойство современной лингвистики
Аннотация: Статья посвящена описанию антропоцентризма как одного из динамично развивающихся направлений современной лингвистики, рассматриваемого в качестве основного фактора исследования феномена индивидуального языка.
В настоящее время языковеды считают, что в лингвистической науке происходят коренные изменения, заключающиеся в переходе от рассмотрения языка как независимой от человека самостоятельной системы к описанию его как «антропологического феномена» [8, с. 136]. Происходит переориентация лингвистических исследований на новую парадигму – антропоцентрическую. Ю. В. Дорофеев считает, что смена лингвистических приоритетов, разработка новых стратегий лингвистического поиска и привели к преобразованию сложившейся системы воззрений на язык и принципы лингвистических исследований и формированию новой научной парадигмы в лингвистике [3].
Следует отметить, что новая антропоцентрическая парадигма имеет глубокие исторические корни в науке. Одним из первых учёных, высказавшим идеи создания науки о языке на антропологических началах, является выдающийся немецкий ученый В. фон Гумбольдт. По его мнению, «изучение языка не исключает в себе конечной цели», а вместе со всеми прочими областями служит высшей и общей цели совместных устремлений человеческого духа, цели познания человеческим духом самого себя и своего отношения ко всему видимому и скрытому вокруг себя [4, с. 234].
Идеи, выдвинутые В. фон Гумбольдтом, находят отражение в научных исследованиях А. А. Потебни. Размышляя о развитии языка, он, вслед за Гумбольдтом, утверждает его антропоцентричный характер: «В действительности язык развивается только в обществе, и при этом не только потому, что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, именно своего племени, народа, человечества, не только вследствие необходимости взаимного понимания как условия возможности общественных предприятий, но и потому, что человек понимает самого себя, только испытавши на других понятность своих слов» [10, с. 87].
Также развитием идеи о неразрывной связи языка и человека занимаются такие исследователи как Ю. С. Степанов [12], Р. И. Павиленис [9], Б. А. Серебренников и тд.
Дальнейшее развитие лингвистики связано с повышением интереса исследователей к проблеме взаимосвязи языка человека и его мышления. Так Н. В. Пятаева, отмечает, что «семантическое устройство языка предопределено устройством субъективной реальности, формами и процессами мышления и отражает ориентацию человека в мире» [11, с. 132].
Антропологическая парадигма выводит человека на первое место, а язык называет его важнейшим свойством, условием существования. Человеческий интеллект немыслим вне языка. Создаваемые человеком тексты отображают в себе динамику мысли и способы представления мыслительных процессов с помощью языковых средств. В рамках данной парадигмы формируются такие направления, как когнитивная лингвистика, лингвокультурология и др. Актуальность исследований ментальной сферы деятельности человека через анализ продуцируемых им текстов подтверждается реализацией герменевтического подхода к описанию культуры. Суть этого подхода заключается в том, что культура рассматривается как совокупность текстов, представляющих собой вместилище информации, результат культурных достижений человека.
В. М. Алпатов в работе «Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку» отмечает, что именно антропоцентрический подход исторически первичен и заключается в том, что исследователь изучает язык как его носитель и опирается при этом на «осмысление и описание своих представлений носителя языка», часто именуемых лингвистической интуицией [1, с. 15]. Говоря о системоцентрическом подходе к анализу языка, этот автор указывает на то, что при данном подходе язык понимается как некая система, функционирующая независимо от индивида, что дает возможность изучать ее методами естественных наук [1].
Рассматривая антропоцентризм как один из главных принципов современной лингвистики, Е. С. Кубрякова отмечает, что антропоцентризм характеризуется как особый принцип исследования, который заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования. Он обнаруживается в том, что человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, что он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели. В лингвистике «антропоцентрический принцип связан с попыткой рассмотреть языковые явления в связи «язык и человек» [7, с. 212]. Следует отметить, что антропоцентрический принцип лингвистики реализуется, согласно мнению Е. С. Кубряковой, в двух направлениях: «человек в языке», который выступает как носитель сознания и транслятор культур, и «язык в человеке», который является мерой всех вещей в языке и культуре [7, с. 216].
Антропоцентризм в лингвистике объясняется учеными сменой ракурса исследования, формулированием нового объекта исследования – языковой личности. Концепцию языковой личности, которая рассматривалась как центральное понятие лингводидактики, предложил в первой половине 80-х годов Г. И. Богин. По его мнению, языковая личность – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности исполнять речевые поступки», создавать и принимать произведения речи [2, с. 1].
Со второй половины 80-х годов проблему национальной языковой личности фундаментально разрабатывает Ю. Н. Караулов. В книге «Русский язык и языковая личность» он определяет языковую личность как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются [6, с. 33].
Поскольку языковой коллектив составляет множество конкретных носителей языка, то следует говорить о языковой личности как о «многослойной и многокомпонентной парадигме речевых личностей» [5, с. 119], а речевую личность следует интерпретировать как «набор элементов языковой личности, реализация которых связана со всеми экстралингвистическими и лингвистическими характеристиками данной ситуации общения» [10, с. 25].
Алпатов, В. М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку / В. М. Алпатов // Вопр. языкознания. - 1993. - № 3. - С. 15-26.
Богин, Г. И. Филологическая герменевтика. / Г. И. Богин. - Калинин : Изд-во КГУ, 1982. - 86 с.
Гамалей, И. Г. Оформление центрального сектора простого предложения в северно-баварском говоре Алтая / И. Г. Гамалей // Вопросы диалектологии и истории немецкого языка. - Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ин-та, 1983. - С. 48-60.
Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры : пер. с нем. / В. фон Гумбольдт ; сост. общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, Г. В. Рамишвили. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
Зьдевкин, В. Д. Немецкая разговорная речь: синтаксис и лексика. / В. Д. Зьдевкин. - М. : Международные отношения, 1979. - 256 с.
Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. / Ю. Н. Караулов. - М. : Наука, 1987. - 264 с.
Кубрякова, Е. С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова, А. М. Шахнарович, Л. В. Сахарный ; отв. ред. Е. С. Кубрякова. - М. : Наука, 1991. - 238 с.
Кубрякова, Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа). / Е. С. Кубрякова. - М. : Ин-т языкознания РАН, 1995. - 136 с.
Павиленис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. / Р. И. Павиленис. - М. : Мысль, 1983. – 286 с.
Потебня, А. А. Полное собрание трудов: мысль и язык. / А. А. Потебня. - М. : Лабиринт, 1999. - 300 с.
Пятаева, Н. В. Изучение и описание сложных лексических систем в свете современной лингвистической парадигмы / Н. В. Пятаева // Актуальные проблемы филологии и филологического образования: тр. Всерос. науч. конф. (27 марта
2006 г
., г. Стерлитамак). - 2006. – С. 97-115
Степанова, С. Ю. Авторское использование экспрессивных средств языка и нестандартной сочетаемости: дис. ... канд. филол. наук. / С. Ю. Степанова. - М., 1998. – 29 с.