Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Конспект урока по литературе в 10 классе (2 часа). | Янбаева Галия Габдулловна. Работа №360992
Конспект урока дан в свободной форме с попутными комментариями учителя.
Когда я творила свой урок, не было еще опубликовано так много методических разработок по данной сказке, познакомилась я тогда только с размышлениями Н. Долининой и с благодарностью заимствовала многие ее глубокие мысли для своего урока в 10 классе.
Методических приемов, используемых на уроке не так уж много, нет четких традиционных этапов в структуре урока: ни тебе вводно-мотивационного этапа, ни закрепления изученного, ни даже инструктажа по выполнению домашнего задания. Займись я всем этим – увяла бы роза.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Конспект урока по литературе в 10 классе (2 часа).
Предварительные замечания: Спешу упредить удивленные восклицания своих коллег по поводу странного, на взгляд некоторых из них, выбора срока знакомства с этим как будто бы детским произведением: не поздновато ли?
Действительно, сказки мы изучаем преимущественно в среднем звене, не считая «сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова – Щедрина, которые и не слишком-то на произведения этого волшебного жанра смахивают, скорее на басенки. Но и «Маленький принц» нечто куда большее, чем сказочки – сказулечки для малых деточек.
Я работала с этим произведением и в 5 классе (поскольку дети этого возраста еще очень отзывчивы на чудеса и доброту), и в 10 классе (не в 8-ом) (поскольку дети этого возраста уже способны понять хотя бы часть удивительно мудрых наблюдений над жизнью, поданных писателем в сказке через афоризмы). Наверное, еще лучше обсудить проблемы сказки в 11 классе, но слишком суетливы у меня уроки в выпускном классе, погибнет это хрупкое чудо в такой гонке.
Публикаций по поводу работы с этим произведением сейчас предостаточно, но мне они кажутся слишком рассудочными. Конечно, и мой урок не безупречен, в его адрес вполне годится определение Айзермана как урока «около литературных разговоров» (так он характеризовал уроки Ильина). Но и такие уроки должны иметь право на жизнь, они же не каждый день.
Когда я творила свои уроки, не было еще опубликовано так много методических разработок по данной сказке, познакомилась я тогда только с размышлениями Н. Долининой и с благодарностью заимствовала многие ее глубокие мысли для своего урока в 10 классе.
Методических приемов, используемых на уроке не так уж много, нет четких традиционных этапов в структуре урока: ни тебе вводно-мотивационного этапа, ни закрепления изученного, ни даже инструктажа по выполнению домашнего задания. Займись я всем этим – увяла бы роза.
Очень важно надлежащим образом оформить кабинет к этому уроку. ДОБРАЯ, немного печальная сказка пусть войдет в ребят сразу, с порога: затемнение, звезды на темных шторах, фонарик над портретом писателя и макет самолета, рисунки самого Экзюпери (конечно, не оригиналы, но все же). Музыка, светлая и грустная одновременно, завершит превращения привычного места учения-мучения и учеников-мучеников в нечто неземное и прекрасное.
Что можно использовать здесь для музыкального оформления?
Энио
Морриконе
. (замечательны его мелодии, вписывались в урок идеально, но, увы, затерли их в последнее время)
Песня в исполнении Рожковой «А вы прилягте на траву».
Бетховен «Лунная соната»
(
для сцены прощания)
Глюк
. Танец из оперы «Орфей и
Эвридика
» (встреча с Лисом)
Чайковский П. «Осенняя песня». «Баркарола»
Итак, начнем!
Учитель: Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга… Так написано в удивительной сказке «Маленький принц». Эта сказка ну очень о многом…
- О чем?
Верно, о великом чуде любви, о нежности, что порой таится глубоко в нас, о дружбе и верности, о далеких планетах, о взрослых и детях, которые не всегда понимают друг друга, о вере в чудо и добро и о многом другом.
Давайте попробуем понять эту кладезь мудрых, но в то же время очень простых, очень житейских истин. Мы в сутолоке забываем о них , и в результате живем не так и не тем…
Экзюпери, военный летчик, глядя смерти в лицо каждый день, естественно поневоле задумывался о многих важных вещах чаще. Спасибо ему, что он и нас постарался приобщить к истинам, открывшимся ему.
Он погиб, но нам остались звезды и его герой - Маленький принц.
Песня Дольского «Маленький принц» под гитару, ( уч-ся):
Маленький принц,
Маленький дым,
Ты на земле необходим.
Сколько миров,
Сколько планет…
Не облетишь весь белый свет.
- Почему же он так необходим нам сегодня?
Откуда он?
Разве нет на Земле героя для нас?
А почему покинул он свою планету?
Под музыку (обязательно под музыку) пересказы о планете Маленького принца и его путешествиях.
- Зачем эти подробности о каких-то чужих мирах?
Зачем их столько?
А почему такою выглядит Земля? (Люди одиноки, нет магазинов, в которых бы продавали друзей. Все спешат).
Цветок «отправил» Маленького принца в его путешествия, а кто посодействовал возвращению?
Одна очень важная встреча и … Так очень часто бывает в жизни… И наш юный герой постиг (и нам очень помог понять) что-то очень важное…
- Что это за встреча? Почему она так нужна была именно в данный момент?
Чтение отрывка «Маленький принц и розы»:
- Вы ничуть не похожи…
- Что о своем цветке он думает сейчас?
- Уроки Лиса Маленький принц повторяет слово в слово. В сказке сказано, чтобы лучше запомнить? Не хитрит ли автор? Наш герой, как мы видим, и так каждый свой шаг, каждое слово запоминает навечно.
Учитель: Пожалуй, одна из самых сложных проблем вот эта: по какому признаку двое выбирают друг друга из 10, 100, 1000 людей? Случайно? По глубокому аналитическому расчету? По зову сердца? Души? Тела? Хорошо Маленькому принцу, у него на планете была только одна роза.
А если их целый сад? Это необъяснимо… Любовь всегда необъяснима и неповторима. Есть, правда, люди, испытавшие ее несколько раз. Но слишком это большая работа души, чтобы повторять ее бесконечно. А некоторым вообще не дано… Но каждый мечтает о ней, ищет, ждет. Ее (его) неповторимую(ого)… Может быть, он вот здесь рядом, может быть это Пашка, Сережка, с которым в песочнице вместе играли, а то дрались из-за игрушки. Любовь с неба не падает (как Маленький принц), это то, что люди создают сами, терпеливо, кропотливо… Сексологам, психологам, медикам
почти удалось исследовать весь процесс любви от зарождения до умирания, объяснить все, что происходит на атомном уровне. Но любить все так же не просто. И никогда не будет просто. Только люди-то будут продолжать тревожить сердца и будут пытаться сохранить возникшее вдруг чувство. А как? Как пеленать и баюкать, как растить и лелеять эту новорожденную любовь, чтобы выжила? Какими витаминами подкармливать, чтобы не захирела, не завяла? Как удержать себя и любимую(ого) от взгляда в сторону, как оставаться единственными и неповторимыми друг для друга, какой осталась Роза для Маленького принца среди 5 тысяч роз? Завоевать любовь всегда легче, чем удержать.
- Не стыдно ли это – удержать любовь? А как же общеизвестное «У любви как у пташки крылья…»? Или пушкинское « …Кто в силах удержать любовь?» Или блоковское «О да, любовь вольна, как птица»?
Не подскажет ли нам книга ответы на эти важные вопросы?
Выразительное чтение или инсценирование отрывков «О короле, который отдавал лишь разумные приказы», «О лисе», «О цветке».
Учитель: А мы? Как ведем себя? Мы обретя любящую душу ( даже без кольца на пальце), не хуже пушкинской старухи в «Золотой рыбке» начинаем: хочу это, дай то, стань такой(им), делай так. Как вы поняли из сказки, надеюсь, в любви никто никому ничего не должен. Хотя нет, Я еще как должен, ибо в ответе за всех, кого приручил, а мне - не должны.
Я стою здесь под окном не потому, что ты хочешь, просто я не могу иначе.
Став ближе (мужем, женой, другом), я забочусь о тебе, т. к. мне приятно это.
Я шью, варю, стираю, ремонтирую сломанный стул или проводку, т. к. это радость для меня – служить тебе. И нет в этом ничего низкого. Это истинная высота в любви – бескорыстие!
- Как в сказке раскрывается секрет о том, как обрести любовь или дружбу?
(Приручи!)
- А что для этого надо сделать? Что это такое?
(Надо запастись терпением).
- Как меняется жизнь того, кого приручили?-
- Всегда ли счастье «прирученным»?
- Так стоит ли любить, дружить, если это так больно? Ведь к тому же все знают, что чувства эти, увы, невечны… Помните у Лермонтова: «А вечно любить невозможно…» Как пережить горький час гибели дружбы, любви? Ну, не гибели, так разлуки?.. тоже ведь разрывающая боль… Стоит ли ?
Лис сам попросил: приручи. Зачем? Может, не понимал, может, не знал о предстоящих слезах?
(Нет, мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.)
- Кто виноват в ссоре Маленького принца и розы?
(Оба. «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. … Но я был слишком молод, я еще не умел любить»).
Но посмотрите, как прощаются.
(Ни одного упрека.)
- Научились герои уже в минуты расставания дружить (любить)? Или это произошло позже?
- Маленький принц подружился не только с Лисом на Земле, но и с летчиком. Что-то очень важное сумели понять они вместе. Что?
Летчику была нужна очень вода. А нашему прилетевшему с далекой планеты мальчику?
Как понять фразу: «Вода бывает нужна и сердцу»?
Попьем и мы вместе с героями из найденного источника. Выразительное чтение отрывка «У колодца».
- Только ли о любви и дружбе эта сказка? Какие еще важные проблемы подняты в ней?
(Необходимо поддержать «художника» в детстве в каждом ребенке.
К себе человек должен относиться строже, чем к другим.
Надо заботиться о своей планете.
Баобабы бывают всюду (даже в человеке), и их надо вовремя уничтожать, иначе может быть поздно.
Красота не может быть бесполезной.
Дети – самое святое для взрослых.
Проблема «отцов и детей» существует – решать ее надо с двух сторон, но взрослый несет, естественно, большую ответственность.)
- Почему так строго пишет о взрослых Экзюпери?
- Так что же неизбежен конфликт «отцов и детей»? Катерина не может понравиться Кабанихе, Базарова никогда не поймут не только Кирсановы, но и свои собственные родители? Маленького принца не поймут Маленького принца, а он не поймет их? Неужели все так безнадежно?
(«Дети должны быть снисходительными к взрослым!».
А взрослые даже на границе между жизнью и смертью самым главным должны считать проблемы ребенка, поскольку он слабее. «Светильники надо беречь! Порыв ветра может их погасить».)
- А летчик кто, «отцы»?
(Конечно. Но: «Я очень боюсь стать таким, как взрослые, которых ничего, кроме цифр не интересует» и «Может быть, я немного похож на взрослых. Я не умею видеть барашка сквозь стенки ящика»).
Но, как Маленький принц заботится о своей Розе (она же такая слабая, у нее только и есть эти два шипа), так Летчик – об этом ребенке. Он, взрослый, понял жизнь, благодаря маленькому мальчику, пусть это и всего лишь сказка.
Некоторые уроки пыталась преподать и Змея.
- Чему можно было научиться у этого носителя яда?
(«Среди людей тоже одиноко»)
- Вроде не обманывает змея, но почему эти уроки ее не стали главными для героев и читателей?
(Все зависит от самого человека. Одиночество – кара тем, кто не умеет любить, кто боится быть прирученным или приручать кого-нибудь. Отвечать за кого-то трудно, куда легче думать только о самом себе.)
Учитель (под трогательную музыку): Маленький принц так не может. Он вернется к своей Розе, пусть через боль укуса змеи, может быть, даже через умирание… Но она слабое создание, а он в ответе за нее. Поэтому и Летчик, несмотря на то, что жизнь и время в тот момент для него одно и то же, вместо ремонта самолета носит на руках плачущего, им обиженного ребенка.
А тот, кого вы любите, тот, с кем вы дружите или просто волею судьбы живете рядом… Он тоже сильный (сильная) только с виду, как Роза, показывающая 4 шипа. Все мы простодушны и беззащитны. Кто поможет близким? Только мы. (Выкл. музыки)
Ибо мы в ответе за всех, кого приручили.
Расстанемся и мы с Маленьким принцем. Очень тяжело читать последние страницы, но я вспоминаю, как умели прощаться герои сказки, и нахожу в себе силы пройти трудный путь вместе с героями.
Чтение отрывка « Прощание».
Многое поняли мы за этот урок. Очень хотелось бы узнать, что для вас самое главное в этой доброй сказке. НАПИШИТЕ МНЕ НА ЗВЕЗДЕ, КОТОРАЯ У ВАС НА РАБОЧЕМ СТОЛЕ, САМЫЕ ВАЖНЫЕ СЛОВА ИЗ «МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА». Подарите мне свою звезду. Помните в сказке: «У каждого человека свои звезды». Самые необычные – у Летчика: звезды, которые умеют смеяться.
А для меня звезды – это вы и наш счастливый урок о героях с огромным сердцем, о счастливых героях, ибо они умеют любить.
Музыка.