А.П.Бородин. Симфония №2 "Богатырская", си минор | Авдеева Оксана Юрьевна. Работа №308382
Статья содержин план-конспект урока по русской музыкальной литературе "А.П.Бородин. Симфония №2 "Богатырская", си минор.
План статьи:
I. Вступление. Краткая характеристика творчества: сфера деятельности Бородина, музыкальные жанры, в которых работал Бородин, тематика и круг образов произведений, герои музыкальных произведений, традиции и новаторство.
II. Симфоническое творчество (краткий обзор)
III. Симфония №2 "Богатырская", си минор: состав оркестра, вступление, история создания, первое исполнение, разбор произведения.
IV. Заключение
План-конспект урока
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А. П. Бородин –
Симфония №2 «Богатырская»,
Си-минор
Подготовила:
Преподаватель МАОУ ДО «ДШИ ГО Эгвекинот»
Авдеева О.Ю
А.П.Бородин – Симфония №2, h-moll, «Богатырская».
Тема: А.П.Бородин – симфоническое творчество. Симфония №2 «Богатырская», h-moll.
Цель: Познакомить учащихся с Богатырской симфонией №2, h-moll А.П.Бородина. Донести до учеников мысль о том, что ведущая тема в творчестве А.П.Бородина – это тема богатырской мощи, скрытой в русском народе; любимые герои – защитники родной страны, как реальные исторические деятели, так и легендарные русские богатыри.
Задачи: 1. Повысить интерес учащихся к историческому прошлому Родины. Прививать уважение к русской народной культуре, к её музыке, литературе – эпосу, былинам, сказаниям.
2. Развивать умение определять стиль композитора, его произведения. 3. Закрепить теоретические знания о сонатно-симфоническом цикле. Закрепить теоретические знания о таких музыкальных формах, как форма сонатного allegro, сложная 3-х частная форма.
ПЛАН:
I. Вступление. Краткая характеристика творчества.
1. Сфера деятельности.
2. Музыкальные жанры.
3. Тематика и круг образов.
4. Герои музыкальных произведений
5. Традиции. Новаторство.
II. Симфоническое творчество
III. Симфония №2, h-moll, «Богатырская»
1. Состав оркестра
2. Вступление.
3. История создания. Первое исполнение.
4. Разбор произведения
IV. Заключение
I.Вступление. Краткая характеристика творчества.
1.Сфера деятельности
А.П.Бородин – удивительно разносторонняя и талантливая личность. Бородин вошёл в историю как:
– великий композитор;
– выдающийся химик – учёный и педагог (доктор наук, учредитель Русского химического общества, научные открытия в области создания пластмасс);
– талантливый медик и педагог (доктор медицины, профессор Медико-хирургической академии, преподавание в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, ординатор в Военно-сухопутном госпитале);
– активный общественный деятель (редактирование научно-популярного журнала «Знание», организатор Женских медицинских курсов, работа в Обществе русских врачей, директор Русского музыкального общества, руководил студенческим хором и оркестром в Медико-хирургической академии);
– талантливый литератор (либретто оперы «Князь Игорь», тексты к романсам, письма);
– музыкальный критик;
– дирижёр.
Бородину присущи цельность, ясность мысли, прогрессивность убеждений, светлое, оптимистическое отношение к жизни.
2.Музыкальные жанры.
Музыкальное творчество Бородина невелико по объёму, но включает в себя образцы разных жанров:
– ОПЕРА. Три оперы: Комическая опера-оперетта «Богатыри» (1867); коллективная, совместная с членами «Могучей кучки» опера «Млада» (1872); опера «Князь Игорь» (1869-1887).
– СИМФОНИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ: Три симфонии: №1, Es-dur (1867); №2, h-moll, «Богатырская» (1867); №3, не окончена (нет III, IV части) (1887). Симфоническая картина «В средней Азии» (1880).
– КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ: Два струнных квартета (80-е г); фортепианный квинтет (1862); трио для скрипки, виолончели, фортепиано (студенческие годы);
– ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «Маленькая сюита» (7 пьес); фортепианные миниатюры.
– КАМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 18 романсов, вокальные ансамбли.
Новаторство: Вместе с Н.А.Римским-Корсаковым и П.И.Чайковским Бородин стал создателем русской классической симфонии и русского классического квартета. Все его произведения объединяет одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе.
3.Тематика и круг образов.
1.Исторические события Руси. Русская история.
2.Противоречия жизни, её трагические стороны.
3.Лирика – возвышенная, страстная, нежная, жизнеутверждающая.
4.Картины природы.
5.Патриотическая тема. Народно-богатырские образы, положительные герои.
6.Былины, эпос, народные обряды.
7.Социальные проблемы: конфликты внутри общества, между отдельными его группами.
8.Борьба между народом в целом и его внешними врагами.
9.Творчество Востока.
4.Герои музыкальных произведений.
Любимые герои Бородина – защитники родной страны:
– Это реальные исторические деятели (опера «Князь Игорь»)
– Персонажи из русских легенд, из русского эпоса (богатыри).
Положительные герои олицетворяли верность Родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далёкого прошлого, но и своих современников. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.
5. Традиции. Новаторство.
Традиции:
– Влечение к жанрам и формам, характерным для классицизма: к 4-х частной симфонии, квартету, фуге.
– Правильность и закруглённость музыкальных форм и построений.
– В музыкальном языке Бородина, и прежде всего – в гармонии (альтерированные гармонии, красочные последовательности), есть черты, близкие западно-европейским романтикам (Берлиоз, Лист, Шуман).
– В своём творчестве Бородин придерживается традиций, заложенных основателем русской классической музыки – М.И.Глинкой (круг образов, тематика, тип музыкальной драматургии, музыкальный язык – мелодический и гармонический, оркестровка и т.д.).
Новаторство:
– Вместе с Н.А.Римским-Корсаковым и П.И.Чайковским Бородин стал создателем русской классической симфонии и русского классического квартета. Все его произведения объединяет одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе.
– Музыка Бородина чрезвычайно самобытна благодаря своеобразию содержания, творческого метода, отношению к русской и восточной песни, смелые искания в области музыкального языка.
– Мелодический и гармонический язык отличается свежестью и своеобразием. В мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский. В гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки, красочные созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.
II. Симфоническое творчество.
Бородин считал себя симфонистом по натуре. Он обладал очень ценным для автора симфонической музыки качеством – умением создавать музыкальные образы большого. Обобщающего значения. Это достоинство раскрылось в трёх его симфониях: №1, Es-dur (1867); №2, h-moll, «Богатырская» (1867); №3, не окончена (нет III, IV части) (1887) и в симфонической картине «В средней Азии» (1880).
Симфонические произведения составляют вместе с оперой «Князь Игорь» основную и важнейшую часть композиторского наследия Бородина. Он основоположник новой традиции в этой области и – наряду с Чайковским – один из создателей русской классической симфонии.
Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, утверждение высоких идеалов любви к Родине, стойкости, благородства, нравственного величия, чистоты и цельности чувств. Это и народность музыкального стиля, его глубинная связь с лучшими национальными традициями, его новаторство, подсказанное новизной содержания. К эпосу и истории своей страны обращались наряду с Бородиным едва ли не все русские композиторы 19 века. Но не смотря на это, есть и некоторые различия в содержании музыкальных произведений и в образах «кучкистов»: главной, основной, коренной чертой русского народа выступает у Бородина богатырство, то есть духовная и физическая мощь и великанский размах, тогда как у Мусоргского – это неизбывная сила скорбного терпения и страстного протеста, а у Римского-Корсакова – поэтическая красота души и богатство художественной фантазии народа. Поэтому Бородин вошел в русскую музыку певцом народного эпоса – «новым Баяном». В истории Бородин, в отличие от Мусоргского интересовался не «смутными временами», а такими событиями, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и патриотизм, свободолюбие и стойкость, широту характера и спокойное величие духа. У многих русских писателей и мыслителей встречается образ русского народа как спящего или пробуждающегося богатыря. Этот образ уходит своими корнями и в далекие мифы древних славян. (Вспомним сказочных русских богатырей Добрыню, Святогора). Образы витязей Бородина всегда добрые, справедливые, бьются «за волю вольную». Их физическая сила всегда одухотворена этической красотой и возвышенностью. Его музыкальные образы обладают огромным обобщающим смыслом, он воскрешает такое очень давнее прошлое, которое сохранилось неизменным на протяжении многих столетий. Так родились темы Анданте симфонии №1, главная и побочная темы симфонии №2 и «Песнь Баяна», главная тема симфонии №3, «Песня темного леса», народные хоры «Князя Игоря», плач Ярославны и многое другое. В них Бородин обобщил не только характеры, но и ситуации, типичные для многовековой истории русского народа. Поэтому и в наше время идея, да и сама музыка Второй симфонии остается современной.
Круг идей и образов в симфоническом творчестве Бородина примерно тот же, что и в опере «Князь Игорь»: воспевание патриотизма и мужества русского народа, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также картины Востока и образы природы, основной характер музыки – мужественный, эпически величавый.
Есть ещё одно отличие симфонического творчества Бородина от симфонического творчества классиков и романтиков: конфликт двух начал (двух образов, двух сфер) редко встречается у Бородина. Классицизм показывал подчинение личного общему в результате их борьбы. Романтики считали их конфликт неразрешимым. Бородин же дает мирное слияние одного и другого. Идея симфонического произведения раскрывается Бородиным в развёртывании и смене ясно очерченных, контрастных музыкальных картин большого масштаба, связанных единством замысла и интонационной общностью. Таким образом, Бородин переносит в симфоническое творчество принципы эпической музыкальной драматургии, воплощённые в операх Глинки и в «Князе Игоре».
Как и другие «кучкисты», Бородин в симфоническом творчестве тяготеет к программности. Но его отличительной особенностью является то, что программные замыслы он воплощает в самом обобщённом виде, не показывая в музыке последовательного хода событий, который складывались бы в определённый сюжет.
В области музыкального языка Бородин отличается смелыми исканиями. Музыкальный язык симфонических произведений Бородина, как и его оперы, отличается своеобразием, свежестью, гармонической красочностью (альтерированные аккорды, красочные последовательности и созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов) при прочной связи с народно-песенными истоками: в мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский; в гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки.
Симфоническая (и более того – вся инструментальная) музыка Бородина пронизана песенностью. Её темы носят, как правило, напевный характер, нередко они излагаются и разрабатываются в духе и складе русского народно-песенного творчества. Вслед за Глинкой Бородин использует для развития тем оригинальные приёмы подголосочной полифонии, интонационного варьирования. Менее характерны для него обычные классические приёмы симфонического развития (мотивная разработка, секвенции и т.д.).
В оркестровке Бородин верен глинкинским принципам – ясности звучания, чистоте тембров, употребление инструментов в естественных для них регистрах, имитации народных инструментов: кларнет – свирель, арфа и pizzicato смычковых – гусли. Но при этом он чаще использует унисоны всего оркестра, мощные аккордов меди и струнной группы, для того, чтобы усилить богатырский характер музыки .
III.Симфония №2, «Богатырская» , h-moll.
1.Состав оркестра.
2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 1 туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.
2.Вступление.
Наиболее выдающимся симфоническим произведением Бородина и одним из величайших памятников всей русской и мировой симфонической музыки является его Вторая симфония. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию и гениальному претворению образов русского народного эпоса.
3.История создания. Первое исполнение.
Композитор задумал написание симфонии в начале 1869 года, и писалась она в то же время (1869 – 1876), когда он работал над оперой «Князь Игорь». Искания Бородина в этих двух областях тесно переплетались. Известно даже, что некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, были затем использованы в симфонии. В итоге, Вторая симфония оказалась весьма близкой к «Князю Игорю» и по идейному содержанию, и по общему характеру, и по музыкальному складу. Однако симфония писалась с очень большими перерывами, вызванными основными как профессиональными обязанностями, общественной нагрузкой, преподаванием, так и воплощение других музыкальных замыслов. I часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал её своим товарищам – Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или «Могучую кучку». У друзей показанное вызвало полный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал её «Львицей». Мусоргский предложил для неё название «Славянская героическая». Однако Стасов, задумавшись над тем, с каким названием будет жить симфония, предложил: «Богатырская». Бородин не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в медленной части, в адажио он хотел нарисовать фигуру Баяна, в первой части, собрание русских богатырей, в финале – сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы» («Письма родным», т. 1, ч.2, стр. 343). Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования «Богатырская».
По отзывам Ц.Кюи («Избранные статьи», стр. 336), «Во Второй симфонии Бородина преобладает сила жёсткая, одно слово, несокрушимая, стихийная. Симфония проникнута народностью, но народностью отдалённых времён; в симфонии чувствуется Русь первобытная, языческая. Это такая же бытовая картина, как интродукция «Руслана», как многое в «Снегурочке» и особенно сцена гусляров… Первая часть точно бытовая картина какого-нибудь обряда; последняя – яркий, пёстрый, разнообразный, искрящийся весельем праздник. Характер II части (скерцо) и III ( Andante) значительно меняется… Но и в этих двух частях бытовая сила не вполне отсутствует».
Не доверять этим свидетельствам нет основания. Но, с другой стороны, нельзя забывать, что объяснение замысла симфонии было обнародовано уже после смерти Бородина, не имеет подтверждение в рукописях композитора, и, следовательно, не может считаться документом – подлинно авторской программой симфонии.
Все эти картины древней Руси, описанные В.Стасовым, Ц.Кюи и музыкой Бородина, объединяются общей патриотической идеей, которая последовательно раскрывается в симфонии, - идеей любви к Родине и прославление богатырской мощи народа. Единству идейного содержания отвечает музыкальная цельность произведения. Разнохарактерные картины, показанные во Второй симфонии, образуют одно широкое эпическое полотно, воплощающее мысль о богатстве сил и духовном величии народа. Единство симфонии создается прежде всего цельностью ее содержания: во всех ее частях показаны одни и те же герои, только в разных положениях и состояниях. Способствуют этому единству и некоторые драматургические особенности. Ряд тем из разных частей включает одинаковые или сходные интонации, родственные богатырской теме первой части. Особое объединяющее значение имеют тональности си минор — си мажор (главные в симфонии) и ре-бемоль мажор (центральный эпизод разработки первой части, вторая тема первого раздела скерцо, главная партия третьей части).
Итак, начав работать над симфонией в 1869 году, к осени 1871 года симфония была сочинена Бородиным. В 1871 – 1873 годах композитор неоднократно показывал её друзьям. Но окончательная работа ещё не была завершена. Только к сентябрю 1875 года он завершил 4-х ручное переложение (в январе 1877 года опубликованное издательством Бесселя). Это единственное издание этого произведения, вышедшего ещё при жизни композитора и опубликованное ещё до первого оркестрового исполнения симфонии. Партитура же была готова лишь летом 1876 года.
Премьера симфонии №2 состоялась 26 февраля 1877 года под управлением Э.Направника. После премьеры Бородин кое-что изменил в партитуре. В конце жизни с помощью Римского-Корсакова и Глазунова он подготовил партитуру к изданию (у Бесселя) и даже успел в 1886 и в начале 1887 года сделать ещё часть корректур. Остальные корректуры были проверены и выправлены после смерти Бородина его друзьями. Вот почему на партитуре появилось обозначение: «Издание отредактировано Н.Римским-Корсаковым и А.Глазуновым».
Первое исполнение Симфонии №2 в Москве было осуществлено 20 декабря 1880 года Н.Рубинштейном. Публикация партитуры симфонии состоялась в издательстве Бесселя уже после смерти композитора. В партитуре существуют некоторые разночтения с первоначальной рукописью и с 4-ручным переложением (самое существенное из них – расширена главная партия в экспозиции первый части, добавлены начальные 24 такта). Сам автор еще ранее пересмотрел оркестровку перед исполнением 1879 года – вместе с дирижером этого концерта Римским-Корсаковым. Возможно, что некоторые мелкие изменения в оркестровке вносились и в связи с исполнениями симфонии в 1880-е годы. Нельзя с уверенностью утверждать, что все эти изменения внесены лично автором. Однако бесспорно, что они были осуществлены при жизни автора и с его согласия: к моменту смерти партитура была награвирована. Поэтому симфония традиционно публикуется в этом, выражающем последнюю авторскую волю, виде.
Вторая симфония Бородина прочно вошла в репертуар ведущих оркестров мира.
4.Разбор. Симфония №2 имеет четыре части, которые составляют неразрывное единство между собой, объединённые единым образом.
I часть.
Тональность – h-moll, форма – сонатное Allegro, темп – Allegro (скоро).
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Г.П. – h-moll. Состоит из 2-х элементов:
1 элемент – Allegro (скоро). Тональность – h-moll. Основная тема симфонии. Это зерно, из которого вырастает музыка всей I части. Музыка мужественная, суровая, героическая – воплощает основной богатырский образ произведения. Тема звучит как могучий призыв, боевой клич. Могучие октавные удвоения, настойчивое повторение тоники с энергичной «раскачкой» придают теме необычайную утверждающую силу и решительность. Интонационно тема родственна речевым возгласам и русским былинным напевам. Трихордовые попевки, хроматизм вразбивку (ре-диез и ре-бекар, не стоящие рядом), мажоро-минор, признаки фригийского лада ( II ст.пониженная) типичны для многих русских народных старинных песен.
2 элемент – Animato assai (очень воодушевлённо, оживлённо). Тональность – D-dur. Звучит как ответ 1 элементу, в верхнем регистре у деревянно-духовых инструментов. Характер – плясовой.
В конце Г.П. утверждается основная богатырская тема в более широком изложении.
С.П. – короткая, подводит к П.П. Переход из тональности си-минор в тональность ре-мажор.
П.П. – D-dur, темп – Poco meno mosso (несколько менее оживлённо). Характер – задушевная, светлая, спокойная, лирическая мелодия. Она близка своей распевностью русским народным лирическим песням и основана на свойственных им интонациях. П.П. не противостоит Г.П, не вступает с ней в конфликт, а дополняет её. Образуется то же соотношение основных образов – богатырского и лирического, - что и в опере «Князь Игорь» (Игорь и Ярославна).
З.П. – Возвращение 1 темы из Г.П. (в басах), с которой соединяется мелодия в верхнем голосе, сходная с П.П.
Экспозиция заканчивается проведением 1 темы (богатырской) Г.П. четвертями в тон-ти D-dur (тон-ть П.П).
РАЗРАБОТКА.
Становится ясным, что, поскольку нет конфликта тем, то и борьбы между ними не будет. Разработка I части – это эпическая картина, состоящая из нескольких разделов (эпизодов), основанных на одних и тех же сходных интонациях.
После небольшого вступительного раздела начинается эпизод в стремительном движении на одной и той же ритмической фигуре (четверть, две восьмые…). Быстрый темп, непрерывное стаккато, остинатный ритм напоминают тревожную, стремительную скачку. Нарастание динамики, возрастание напряжения придают этому эпизоду драматический характер. В конце этого эпизодам звучит 2 элемент – плясовой из Г.П.
Новый эпизод – лирическая зарисовка, проведение П.П. в Des-dur. Это небольшая передышка. После которой опять начинается картина скачки. Следует большое, длительное нагнетание на органном пункте доминанты, приводящее к репризе.
РЕПРИЗА.
Реприза – это кульминация и вывод всей I части. Богатырский образ стал ещё более могучим. 1 элемент Г.П. звучит в более мощном, тяжеловесном изложении (ритмическое увеличение, fff, добавление новых инструментов, присоединение к унисонной теме аккордов). С.П. – короткая, построенная на вычлененном мотиве из 2 элемента П.П. П.П. – звучит у гобоя в Es-dur ещё мягче и нежнее. З.П. – ещё более решительная и энергичная. Между П.П. и З.П, а также после З.П. опять проходят эпизоды скачки с нагнетанием тревоги. Они приводят к ещё большему росту основного образа в конце I части, к усилению его богатырского характера. I часть заканчивается утверждением тоники (органный пункт) и проведением 1 темы в наиболее величественном и грозном звучании, с ритмическим учетверением каждой доли.
Замысел I части – раскрыть гармоническое единство героических устремлений и лирических чувств народа, показать его несокрушимость.
II часть – скерцо.
II часть симфонии связана с I частью кратчайшей связкой – одним протянутым аккордом.
Форма – сл.3-х ч., тональность F-dur, темп – Allegretto (Оживлённо).
Крайние разделы – 1 ч. и 2 ч. написаны в форме сонатного Allegro без разработки; 3 ч. – трио.
1 часть – F-dur, форма – сонатное Allegro без разработки. Характер – стремительная, порывистая, исполненная стихийной молодецкой силы, картины богатырских игр, состязаний, скачек. Состоит из 2-х тем. Они полны неудержимо быстрого движения. С первых тактов в них устанавливается ровный, частый пульс (октавы у валторн), который пронизывает обе темы.
1 тема (Г.П.) – стремительно взмывает вверх (pizzicato струнных), затем без передышки мчится вниз (аккорды деревянно-духовых).
2 тема (П.П.) – страстная, порывистая, синкопированный ритм, короткие фразы, органный пункт (напоминает эпизод скачки из разработки I части симфонии), изображение богатырских состязаний, игр.
1 тема и 2 тема проходят ещё по одному разу (реприза).
2 часть – трио. F-dur. Томная, лирическая, медлительная, образы Востока (сходна с П.П. из I части).
3 часть – реприза 1 части.
III часть.
Тональность – Des-dur, форма – сонатное Allegro, темп – Andante (умеренно). III часть – повествование народного древнерусского певца-сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних витязей, богатырская эпическая песнь
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Г.П. – Des-dur. Характер – широкая, неторопливая, спокойная, плавная. В этой части ещё больше, чем в I части типичных интонационных признаков старинных русских народных песен (диатоника, трихордовые попевки, плагальные субдоминантовые обороты и пр). Импровизационный характер, переменный размер, гибкий ритм, свободно льющаяся мелодия напоминает речь импровизатора-сказителя. Тема проводится два раза на фоне аккордов у арфы (имитирует переборы струн гуслей): 1 раз – у валторны в Des-dur, 2 раз – у кларнета в b-moll.
П.П. – эпическое спокойствие сменяется взволнованностью – словно певец от мирного повествования перешёл к рассказу о тревожных и грозных событиях. В П.П. на фоне тремоло струнных, что создаёт тревожное ощущение, проходит несколько раз у разных инструментов короткая фраза.
З.П. – музыка драматизируется и приводит к разработке.
РАЗРАБОТКА.
Здесь ощущается большое драматическое напряжение. Разрозненные отдельные мотивы из тем экспозиции накладываются одна на другую. Они приобретают грозный характер
(напоминают Г.П. из I части). Нарастание драматизма приводит к кульминации – мощное утверждение варьированных попевок из Г.П.
РЕПРИЗА.
Г.П. – звучит ликующе почти у всего оркестра. Картина общей радости победы, торжества, прославления богатырской силы.
П.П. и З.П. – звучат умиротворённо, как напоминание о недавно минувших тревогах.
Эпическое повествование завершается полным успокоением – повторением начальной запевки Г.П. у кларнета с аккордами арфы. Закругляя весь рассказ, валторна в последний раз исполняет начало основной мелодии Г.П., но ещё спокойнее (тема в ритмическом увеличении).
IV часть.
III и IVчасти исполняются без перерыва. Связывает их выдержанная скрипками квинта. Тональность – H-dur. Форма – сонатное Allegro. Темп – Allegro (быстро, скоро). Характер – шумное, народное празднество, сцена богатырского пира. В оркестре – имитация характерных тембров русских народных инструментов – свирелей, жалеек, гуслей, балалаек.
Вступление.
Движение – быстрое, упругое, появляются отдельные плясовые обороты, звучащие на D органном пункте с постоянным ритмом. Постепенно они собираются воедино и сливаются в поток, приводящий к Г.П.
ЭКСПОЗИЦИЯ.
Г.П. – джижение стремительное, кружащееся. Напоминает бойкую, лихую пляску с хлопками и притоптыванием. Мелодическая линия складывается из попевок, ритм гибкий, свободный, переменный размер (2/4, 3/4). Г.П. развивается вариационно, происходит имитационная перекличка голосов, появляются подголоски. Ядро темы (первые 2 такта) проводится многократно в разной оркестровки.
П.П. – также плясовая, но более плавная и певучая, по характеру приближена к хороводным песням. Развивается также вариационно – меняются тональности, сопровождение мелодии (pizzicato смычковых и арфа подражают гуслям и балалайкам), варьируется и сама мелодия. Изложение мелодии заканчивается перекличкой деревянно-духовых инструментов (имитация свирели и жалейки).
РАЗРАБОТКА.
В разработке и репризе продолжается варьирование всех тем. Образуются новые по мелодическому рисунку варианты тем и целиком новые темы. Попевки из различных тем сочетаются в одновременном звучании или сливаются в новые мелодии. Гармонический фон всё время остаётся красочным. В оркестре слышится то гул толпы, то переклички голосов, то могучие движения плясунов. Разработка начинается подголоском из Г.П., который грозно звучит у тромбонов и тубы как призыв (напоминает Г.П. из I части симфонии). Кульминация финала и кульминация всей симфонии – яркое, мощное, размашистое проведение П.П. в разработке в C-dur.
РЕПРИЗА.
Движение убыстряется, праздник становится всё оживлённее, пляска превращается в вихревую. Так заканчивается IV ч, которая была задумана «как сильная, могучая, бойкая».
Разнохарактерные картины, показанные во Второй симфонии, образуют одно широкое эпическое полотно, воплощающее мысль о богатстве сил и духовном величии народа. Единство симфонии создается прежде всего цельностью ее содержания: во всех ее частях показаны одни и те же герои, только в разных положениях и состояниях. Способствуют этому единству и некоторые драматургические особенности. Ряд тем из разных частей включает одинаковые или сходные интонации, родственные богатырской теме первой части. Музыкальный язык Бородина максимально схож с интонациями древних русских народных песен и плясок и оказывается единым в самых разнохарактерных эпизодах, рисующих картины русской народной жизни. Особое объединяющее значение имеют тональности си минор — си мажор (главные в симфонии) и ре-бемоль мажор (центральный эпизод разработки первой части, вторая тема первого раздела скерцо, главная партия третьей части).
IV. Заключение. Историческое значение симфонического творчества Бородина очень велико. Бородин явился одним из создателей русской классической симфонии. Он положил начало новому виду русской симфонической музыки — эпическому симфонизму, который стал одним из основных наряду с жанрово-живописным и лирико-драматическим симфонизмом. Его главный источник — оперное творчество Глинки, в котором уже сформировались и характерные для него образы (русские богатырские) и принципы музыкальной драматургии (эпическая картинность).
Воплощение героического содержания, монументальность и стройность формы сближают симфонизм Бородина с бетховенским. В то же время велики и различия между ними. Симфонии Бородина — не инструментальные драмы, как у Бетховена, а эпические повествования. Основные музыкальные образы не вступают между собой в конфликт и борьбу, а напротив, с самого начала близки друг другу. Развитие же приводит к их синтезу, мирному слиянию. Различен и характер самих тем: у Бородина они отличаются цельностью, лишены внутренней контрастности. Основным методом развития служит не мотивная разработка, а варьирование, полифоническое сочетание и интонационное объединение тем.
Значительность идеи и сила обобщения ставят Вторую симфонию Бородина на совершенно исключительное место не только в творчестве её автора, но и во всей русской музыке. И прав был немецкий дирижёр Ф.Вейнгартнер, когда писал: «Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку». Так и вошла в историю Вторая симфония музыкально-образным символом русской земли.