Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

А.П.Чехов. Толстый и тонкий | Клара Адамжановна Бабаханова. Работа №241256

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Клара Адамжановна Бабаханова
данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы с казахским языком обучения. здесь очень подробно описан ход урока по обновленному содержанию образования.

Раздел: Тема социального неравенства в литературе

Тема: А. П. Чехов. “Толстый и тонкий”

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.6 создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.4 владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5 анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.3 представлять информацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов

10.4.4 писать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей

Цели урока:

 

Все учащиеся смогут:

 

создать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм,хронологической таблицы;

владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

 

Большинство учащихся смогут:

 

анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли;

представлять информацию в виде несплошного текста, используя информацию двух текстов;

 

Некоторые учащиеся смогут:

Написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей: текст-описание по картине Б.М. Калаушина к рассказу “Толстый и тонкий”.

Языковая цель

Полиязычие:просторечные выражения, канцелярские речевые штампы на русском и казахском языках

Основные термины и словосочетания: социальное неравенство

Привитие ценностей

Воспитаниепатриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, родному языку, русскому языку, литературе и культуре.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

Навыки использования ИКТ

Использование интерактивной доски, презентация

Этапы урока

 

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

 

Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Мне нравится, что ты ... ».

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и литературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.

Стратегия «Древо ожиданий». Дневник вдумчивого читателя. Какие мысли и эмоции вызвал у вас рассказ Чехова? Запишите в Дневник, что поразило, удивило вас в большей степени. Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа восприятие произведения.

Учебник.

Часть 1.

 

Хрестоматия.

Середина урока

 

 

 

Стратегия «Мозговой штурм».

Литературный хронограф.

Врач по профессии, Антон Чехов начал карьеру писателя еще на первом курсе университета. Он поддерживал связи с известными писателями, художниками,такими как Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан и М. Горький. Антон Чехов был замечательным знатоком русской словесности, все его рассказы написаны легко, тонко, с долей юмора, но в то же время главной особенностью писателя во многих рассказах и пьесах остается — “смех сквозь слезы”. Он чрезвычайно психологичен, тонко подмечает малейшие нюансы поведения своих героев. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы различными смешными псевдонимами, и самый популярный — это Антоша Чехонте. Многие его произведения стали классикой мировой литературы, имеют успешные экранизации, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

 

Аналитическая статья

Сатирический рассказ “Толстый и тонкий” А. П. Чехов написалв 1883 году. Тема социального неравенства является основной в рассказе, автор высмеивает существующие в обществе человеческие пороки: лицемерие и “чинопочитание”. В своем произведении Чехов размышляет над тем, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком — независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Рассказ Чехова пронизан тонким юмором, автор использует просторечные выражения, соседствующие с канцелярскими речевыми штампами, чтобы вызвать комический эффект. В основе композиции рассказа художественный прием антитезы, которая заявлена в заглавии произведения, прослеживается в ходе повествования, характеристике персонажей.

 

Стратегия «Метод ассоциаций»

Составьте кластер с ключевым понятием “Пороки человека”. Подберите слова-ассоциации в прямом и переносном значении. Какие социальные и человеческие пороки высмеивает Чехов?

Диаграмма Венна. Раскройте смысл понятий “лицемерие”, “чинопочитание”. Сравните два понятия, выявите общие черты и различия. Составьте диаграмму Венна.

Структурно-смысловая сравнительная таблица

Выпишите из текста характеристики персонажей.Сравните и сформулируйте выводы.Обратите внимание на детали портрета, речи, мимики, жестов главных героев.

 

Содружество искусств

Рассмотрите иллюстрацию художника Б. М. Калаушина к рассказу “Толстый и тонкий”. Напишите текст-описание по картине.

Сравните портретную характеристику персонажей в произведении и интерпретацию художника. Такими ли вы представляли себе “толстого” и “тонкого”?

Найдите в тексте рассказа диалог двух персонажей, прочитайте по ролям.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.

 

 

Конец урока

 

 

Стратегия «ИНСЕРТ».

Интерактивные технологии

Разработайте буктрейлеры к рассказу Чехова ““Толстый и тонкий”.

Разработайте презентации о жизни и творчестве Чехова. Обратитесь к сайтам.

Перспективное задание.

Разработка Проекта

Ф.А. Корш, владелец театра, открыл А. П. Чехова как

драматурга в 1887 году. Разработайте Проект на тему “Театр Ф. А. Корша”.

А.П.Чехов был хорошим врачом. Онлечил И.Левитана,Л. Толстого, В. Г. Короленко и др. Разработайте Проект на тему “Доктор Чехов”.

Помимо врачебной практики, А. П. Чехов много занимался социальной помощью. Писателю даже был пожалован орден св. Станислава третьей степени “за отличное усердие в делах народного просвещения”. Разработайте Проект на тему “Чехов — писатель и просветитель”.

Презентация

буктрейлер

Рефлексия.

 

 

Стратегия ПОПС-формула».Как вы думаете, актуальна ли проблема лицемерия и чинопочитания в наши дни? Чему учит и над чем смеется Чехов? Используйте в своих рассуждениях прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Чехов …

Обоснование — Потому что…

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста…

Следствие — Сформулируем вывод о том, что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 кл. «Проверил» замдиректора по УР: 24.02.20

Дата: 24.02.20

Класс: 10"А"

Школа № 1

Учитель: Бабаханова

 

Тема:

Характеристика героев в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока

8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий;

8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.

 

Цели урока

 

 

Учащиеся смогут:

составить сравнительную характеристику героев и оформить наблюдения в виде таблицы;

находить и анализировать эпизоды для характеристики главных героев;

участвовать в обсуждении изучаемого произведения, выражая собственное мнение.

Языковые цели

 

Использовать язык автора для описания героев, их внешнего и внутреннего мира; использовать с этой целью литературно-художественные средства: эпитеты, сравнения, перифразы, метафоры.

Критерии

успеха

- выписывает из текста цитаты/детали, характеризующие героя;

- дает качественный комментарий к цитате;

-определяет мотивы поступков героя.

Привитие ценностей

Сотрудничество, академическая честность, уважение реализуются через совместное выполнение парных заданий. На этом этапе урока ученики поддерживают друг друга, обмениваются знаниями, информацией, справедливо оценивают друг друга по критериям.

Межпредметные связи

Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей с уроками русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ

Работа по интерактивной доске при просмотре презентации к уроку предусматривает развитие навыка поиска и извлечения необходимой для обучения информации.

Предварительные знания

Этот урок строится на знании содержания произведения, языковых навыках и знаниях по материалам, раннее изученным. Особое внимание уделяется развитию навыков анализа произведения, способности понимать идейную направленность поэтических и прозаических произведений

Ход урока

 

Этапы урока

 

Запланированная деятельность

 

Ресурсы

 

Начало урока

3 мин

Сздание коллаборативной среды:

 

-Какой раздел начали изучать? Социальное неравенство в литературе

- с творчеством какого писателя ознакомились?

-Помимо писательской деятельности, кем еще был Чехов?

-Как подписывался Чехов, под каким псевдонимом?

Обратите внимание на слова Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли»

 

Д/З (раздаю листы самооценивания) Закройте учебники

1.Дескриптор Д/З: называет по 1-му факту из жизни Чехова

Д/З: назовите по 1-му факту из литературного хронографа А.П.Чехова

-Родился в 1860 г. Таганроге

-1879-1884 учился в моск.университете на мед факультете

-Поддерживал связи с известными писателями и художниками Лев Толстой, Алекс.Куприн, Иван Бунин, Исаак Левитан, и М.Горький

-в 1880 вышла 1-ая публикация

-в 1888 г присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках»

Целеполагание: А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; Словом, репликой, деталью он умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими.

 

Изображение: Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом Чехова «Толстый и тонкий»

Цели: Должны уметь характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, знать значение имен и фамилий;

-Должны уметь давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

- участвовать в обсуждении изучаемого произведения, выражая собственное мнение.

 

Работа по картинке.

- Каким вам кажется рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

- В литературе существуют понятия : юмор и сатира. Давайте с ними разберемся.

- Что такое юмор?- беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь;

- Что такое сатира? – обличающая, бичующая(критикующ) ирония.

- Ирония – тонкая насмешка

ЦЕЛИ:

Сегодня, анализируя рассказ “Толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность.

Картинки -пазлы

Презентация

 

Слайд 1-2

Середина урока

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

Г. Стадия осмысления. Прежде чем прослушаем рассказ, сначала ознакомтесь со словарем.

Раздаю словарную работу:

2. Дескриптор: вы должны знать значения слов. При выполнении заданий эти слова будут вам встречаться

1.Работа со словарем: Рассмотрите словарик. Словарик (на каждой парте):обсудите в парах:

Лоснились – блестели

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

Лобызать – поцеловать

- Какие слова вам показались необычными?

Просмотр видеоролика

3.Сейчас прослушайте рассказ. По прослушанному тексту вы

-должны знать содержание рассказа

-Должны уметь характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, знать значение имен и фамилий;

 

Смотрят и слушают рассказ.

-Вам понравился рассказ? Все ли было понятным?.

- О чем говорится в этом рассказе? О пороках человека?

- Каким же вам показался рассказ: смешным, грустным, смешным и грустным одновременно?

3.Проверим, насколько вы усвоили материал: ОТВЕЧАЮТ ВСЕ ПО 1-МУ ВОПРОСУ. Вопросы будут задаваться так:

САМООЦЕНИВАНИЕ ставите + если ответили, если нет, то прочерк:

Прием «ДА» и «НЕТ»

1.Сколько героев присутствует в рассказе? (Четыре)

2.Место, где встретились друзья. (Вокзал)

3.Где они учились? (вместе учились в гимназии)

4.Имя Тонкого. (Порфирий)

5.Имя Толстого (Михаил)

6.Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

7.Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

8.Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

9.Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

10.Кличка Тонкого. (Эфиальт)

11.Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

12.Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Деление на группы: Раздаю пазлы, делю на группы. Говорю о картинках. Объясняю работу в группах:

 

Приступим к работе:

4 . задание: заполнить кластер с ключевым понятием «Пороки человека» . раздаю кластер: подхалимство, лицемерие, угодничество, равнодушие, жестокость, злость, жадность, зависть, подлость, предательство,

4.Дескриптор: правильно подобрать ассоциации к словосочетанию

ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ. Каждый из вас, кто вписал слово, ставит себе плюс, если два–три слова, то 2-3 плюса

Подсказка: ребята, вы смотрите телевизор, посещаете разные сайты, знаете что происходит в мире. И опираясь на эти знания запишите КЛАСТЕР

 

5.Теперь будем работать в группах над составлением характеристик героев рассказа:

5.Дескриптор: - Вы должны уметь составлять сравнительную характеристику героев и оформлять свои наблюдения в виде таблицы; (раздаю таблицу)

(Откройте учебник.стр 144-145.

Раздаю таблицу, заполняют таблицу. Групповая работа по составлению таблицы.

 

ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ В ГРУППАХ

 

Запишите число, классная работа.

Значение слова ЧИНОПОЧИТАНИЕ. Как оно образовано?

Запись предложения: стр 148 з.181

В группах:

 

Буква "С" добавляемая в конце слова, означает сокращённое почтительное обращение сударь или сударыня.

 

Вывод. Подведение итогов урока.

 

IV. Итоги урока.

- Любой рассказ А.П. Чехова воспитывает. Поэтому мы опять обращаемся к словам Чехова: что «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, в душа, и мысли,»

- Для этого человек должен воспитывать в себе хорошие качества.

 

 

 

 

 

 

Презентация

Слайд-3

 

 

 

картинка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал для групп

 

 

Презентация

Слайд-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточый материал

 

 

Презентация

Слайды-5-7

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

3 мин

Рефлексия(раздаю рефлексивный лист) 11.00

 

Домашнее задание. Задание 181. 2 часть, прочитать рассказ «Толстый и тонкий»

 

 

 

 

 

 

 

А.П.Чехов

Гениальный, знаменитый

Сочинял, разыгрывал, писал

А.П.Чехов - гордость русского народа

Гений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ ученика:

№ 1 « Один факт» Д/З

№ 2 «Словарик»

№ 3

«ДА-НЕТ»

№ 4 Кластер

№5

Таблица

№ 6

ПОПС формула

 

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ ученика:

№ 1 « Один факт» Д/З

№ 2 «Словарик»

№ 3

«ДА-НЕТ»

№ 4 Кластер «Пороки человека»

№5

Таблица

№ 6

ПОПС формула

 

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИ ученика:

№ 1 « Один факт» Д/З

№ 2 «Словарик»

№ 3

«ДА-НЕТ»

№ 4 Кластер «Пороки человека»

№5

Таблица

№ 6

ПОПС формула

 

итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии сравнения

“Толстый” во 2-ой части рассказа

“Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

“Хотел возразить…стошнило”

“Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

“поморщился”

“Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

“Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

4. Обращение героев друг к другу.

“Мы с тобой друзья”

“..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья с необыкновенным азартом принялись вспоминать эпизоды из школьной жизни, смеясь от души над собственными проделками в прошлой жизни. Когда речь зашла о том, чем каждый из бывших гимназистов занимается в своей жизни, о собственных достижениях, должность коллежского асессора, которую занимал Порфирий, была произнесена с особой важностью. Кроме того, этот человек с гордостью рассказал о жене, занимавшейся музыкой, и сыне. «Пробавляемся кое-как…» - такое заключение о себе сделал Порфирий после рассказа об изготовлении и продаже портсигар. Он дал понять, что не собирается жаловаться на судьбу и остается доволен всем.

Настроение Порфирия в следующую минуту заметно меняется, когда он узнает, в каком статусе находится его школьный товарищ. Услышав от него: «я уже до звезды дослужился», Порфирий остолбенел. Его сердце будто сжалось и от неожиданности, и от страха. От довольной улыбки не осталось и следа. Нервозное ощущение сковало его движения и отразилось на мимике. Неподдельное удивление показалось и на лицах других членов семьи. Ему не верилось, что его знакомый оказался так высоко. А он стоит напротив и ведет с ним беседу, не зная этого. С этого момента тон Порфирия изменился до неузнаваемости, речь стала похожа на официальный разговор.

Заметив это, Миша в недоумении отреагировал: «к чему тут это чинопочитание». Догадавшись, почему друг изменился в поведении, ему стало неприятно от этого. Он поспешно подал руку на прощание.

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учит оставаться самим собой в любой ситуации, сохранять чувство собственного достоинства, гордости. Заискивание и попытка угодить человеку, имеющему более высокий статус, может закончиться плачевно для того, кто сам себя унижает.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X