Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Аппликация как средство развития творческих способностей старших дошкольников | Жидоморова Мария Александровна. Работа №328736

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из задач образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 

Реализация учебной программы художественно-эстетического развития дошкольников требует постоянного от воспитателя совершенствования своего педагогического мастерства.

Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. 

В данной статье подробно описывается, как разные виды и формы аппликации развивают творческие способности дошкольников старшего возраста.

Министерство образования и молодежной политики Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«Аппликация как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

 

 

 

Выполнила:

Жидоморова Мария Александровна,

студентка 3 курса,

заочной формы обучения

специальность

44.02.01 Дошкольное образование

Научный руководитель:

Бундина Наталья Александровна,

Преподаватель МДК 02.04 Практикум по

художественной обработке материалов и

изобразительному искусству

 

2024 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.2. Основные условия развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте

1.3. Аппликация как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.4. Методика обучения аппликации в старшем дошкольном возрасте

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из задач образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Реализация учебной программы художественно-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного.

Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Аппликация является одним из средств развития творческих способностей детей. Аппликация включает в себя настолько разнообразный спектр различных приёмов и техник, позволяющих развить творчество ребёнка. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески переработать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы,

рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать

что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Такие педагоги, как С.Е. Большакова, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Л.М. Ковалицкая указывают на необходимость теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Исследователи Т.С. Зацепин, Л.В. Куцакова, С.Н. Попов обращают внимание на способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только по изобразительному искусству, но и занятия по специфичным видам изобразительного творчества, в том числе, и аппликации.

Аппликация отличается особым алгоритмом творческих действий. Аппликация способствует активному проявлению творческого потенциала (продуктивности мышления); развитию умения действовать не по шаблону (оригинальности мышления); совершенствованию технических умений и навыков; развитию способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта (гибкости решения); совершенствованию самовыражения, развитию эмоциональной сферы, развитию умения внедрять идеи в продукт деятельности (разработка идей). Дети могут создавать, воплощать с помощью аппликации все, о чем фантазируют. Все это, обуславливает особое значение аппликации для развития творчества у детей дошкольного возраста.

Однако, потенциал занятий по аппликации до конца не используется, чаще всего педагоги, стараются организовать этот процесс на занятиях в смешанных техниках. Также, не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития творческих способностей у старших дошкольников.

Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях посредством аппликации.

Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы курсовой работы:

«Аппликация как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Объект исследования процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования аппликация в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить развитие творческих способностей

старших

дошкольников

и основные условия их развития

.

Рассмотреть

аппликации в работе с детьми старшего дошкольного возраста

и их виды.

Определить влияние

аппликации

на развитие творческих способностей дошкольников.

Проанализировать изученный материал.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ печатных источников и интернет ресурсов, анализ понятийного аппарата.


Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становиться творческой личностью.

Т.С. Комарова определяет детское творчество как создание ребенком субъективно (прежде всего значимого для него) нового продукта (рисунки, лепки, рассказы, сказки, песенки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе); придумывание своего начала, конца новых действий, характеристик героев; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок; в драматизации – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, сказок». [9]

На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых, нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и другие) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. [4]

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т. п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Старший дошкольный возраст имеет большое значение в развитии ребенка: в этот период жизни формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения, происходит общее развитие ребенка.

Ребенок осваивает и развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. «Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Дети уже называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов». [19]

Дошкольник осваивает способы получения знаний. У него формируются умения отвечать на вопросы, слушать педагога, экспериментировать. Период старшего дошкольного возраста характеризуется игровой деятельностью. «Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда становится очевидным взрослому». [19] Игровое пространство усложняется, в нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети меняют свое поведение в ходе игры: они уже выбирают для себя различные роли. Развиваются все речевые компоненты: грамматический строй, фонематический слух, связная речь.

Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей ребенка, поскольку именно в этот период прогрессивные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности ребенка, способствуют совершенствованию многих психических процессов и личностных качеств, являющихся базой для формирования творческих способностей. Е.В. Котова считает, что «развитие способностей к творчеству происходит от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную реальность, а затем и к творческой инициативе». [11]

Творческие способности проявляются в своеобразном сочетании импрессивной и экспрессивной эмоциональности. Импрессивная эмоциональность – проявление эмоциональной отзывчивости на художественные явления любого уровня и различной модальности (звук и его качества, цвет и его разнообразие, форма, интонация, целостный образ и т.п.). Экспрессивная эмоциональность – способность личности к адекватному выражению эмоционального удержания различными средствами. Л.С. Выготский считал, что психология творчества опирается, прежде всего, на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. [5]

Так, в ряде исследований О.К. Тихомирова и его коллег было показано, что интеллектуальный, творческий процесс невозможен без эмоциональной активации. Ю.Е. Виноградовым было установлено, что состояние эмоциональной активации предшествует словесному формулированию принципов решения задачи. [3]

По словам П. К. Анохина, эмоциональные переживания являются своеобразным «пеленгом», который позволяет сканировать «перспективные области» в пространстве решения задачи. О. М. Дьяченко отмечает, что продолжает активно развиваться воображение. «Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений». [24] По данным С.С. Суровцевой оригинальность вербального воображения у детей в возрасте от 5 до 6 лет несколько возрастает, а оригинальность образного воображения за этот же период существенно снижается. Беглость вербального воображения за указанный возрастной отрезок не изменяется, а беглость образного воображения несколько снижается. У детей 5-6 лет повышается критическое отношение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обычно обусловлено неясностью представлений. В качестве объектов манипулирования должны выступать уже не реальные предметы, а их образы представления. Решение данной проблемы также возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его.

У детей активно развивается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересно придумать его и как можно лучше выполнить. Так, например, по мнению С. В. Погодиной «в процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности». [20]

Подводя итог вышеизложенному, сформулируем основные выводы: во-первых в старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития творческой деятельности. Развитие гибкости творческого мышления в период дошкольного детства позволяет ребенку видеть проблему с другой стороны и разрабатывать новый способ выхода из проблемной ситуации. Развивающиеся аналитические способности позволяют оценивать идеи, которые подходят или нет для дальнейшей их разработки.

Во вторых совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности предопределяют проговаривание своих идей для убеждения других в их ценности что, безусловно, способствует четкости в представлении своих действий, их последовательности, что характеризует развитие продуктивности и оригинальности творческих способностей.

В-третьих развитие памяти и внимания способствует расширению опыта полученной информации, и проявляться в более новых идеях, детализированию выполнения продуктов творческой деятельности, наполнению продукт творчества интересными подробностями.


1.2 Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте

 

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности. Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это невозможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач».

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [6]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. В исследовании В.И. Тютюнника [4] показано, что потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений. Некоторые авторы исследований детского творчества отмечают важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей. Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции общего контроля за происходящим в группе.


1.3. Аппликация как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

Существует множество видов деятельности, которые направлены на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, одним из них является аппликация. Рассмотрим несколько точек зрения, относительно определения понятия «аппликация».

В.Б. Зайцев [7] считает, что аппликация – это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев и т.п. По мнению О.А. Малика, «аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения». [15]

Перейдем к следующему определению этого понятия А.Н. Малышевой, под аппликацией она подразумевает вид декоративного искусства. «Это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой». [16] Аппликация является оригинальным способом создания художественной работы и понятным даже для детей дошкольного возраста.

Процесс аппликации неразрывно связан с проявлением творческого начала, самостоятельности, познавательной активности, что обуславливает эффективность аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Так, Н.А. Мелькумова [17] среди средств развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста особо выделяет аппликацию, называя данный вид художественной деятельности наиболее простым и доступным способом создания основы самого изображения, что, по мнению исследователя, допускает использование аппликации как с целью оформления игрушек, сувениров, выставок, так и при создании картин, орнаментов.

Исследователями А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддьяковым [22] и отмечается наличие способности дошкольников в процессе аппликации обращать внимание на существенные свойства предметов и явлений, способность к установке связи между отдельными явлениями и отражению их в образной форме. И.А. Лыковой, [14] отмечается необходимость использования в процессе аппликации многообразие материала: (бумаги различной фактуры, тканей, природных материалов, бросового материала).

Е. И. Николаевой [9] отмечается, что «аппликация позволяет ребенку творить на бумаге даже тогда, когда рука не окрепла, чтобы самому отметить то, что видит глаз. Но он может наклеить элементы, подготовленные ему взрослым, чтобы создать желаемый образ». С точки зрения автора Е.Н. Мериновой, «этот процесс работы по созданию аппликации включает ряд последовательно выполняемых действий, для исполнения которых ребенку необходимо проявлять изобразительные и технические умения. В случае недостатка таких умений работа воображения, инициатива ребенка, а также качество результата деятельности снижается». [13]

Аппликацию классифицируют в зависимости от формы (на объемную и плоскую), от цвета (на одно цветную, многоцветную и черно-белую) и в зависимости от тематики (на предметную, сюжетную и декоративную).

Аппликация делится на несколько видов:

По содержанию: на предметную (состоящую из отдельных изображений), сюжетную (отображающую совокупность действий, событий) и декоративную (включает в себя орнаменты, узоры). Предметная аппликация содержит отдельное изображение конкретного предмета (птицы, домика, животного, растения). В сюжетной аппликации изображается определенный сюжет (например, аквариум с рыбками), событие (какой-либо праздник). Декоративная аппликация является видом орнаментальной деятельности, направленной на развитие умения стилизовать, преобразовывать реальные предметы, придавать им новые качества.

По количеству используемых цветов: на силуэтную (с использованием одного цвета) и цветную (с использованием нескольких цветов).

По форме: на геометрическую (составленную полностью или частично из деталей геометрической формы) и негеометрическую (нет ограничений).

По способу изготовления деталей: на резанную (традиционный способ –вырезание); рваную (способом обрывания).

По количеству деталей: на целую силуэтную (наклеивание на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов), раздробленную на части (изображение предметов, выполненные из отдельных деталей одного или разных цветов) и мозаику (из кусочков бумаги одного или различных цветов).

По способу крепления деталей: на однослойную (без наложения друг на друга) и многослойную (наклеивание деталей на фон в два –три слоя).

В старшем дошкольном возрасте дети способны овладеть такой техникой вырезания, как симметричное, силуэтное, многослойное, а также техникой обрывания без помощи ножниц. Осваивают способы прикрепления деталей на фон или на другую деталь. При частичном наклеивании деталей получается полуобъемная аппликация, например, середина цветка.

Содержания аппликации расширятся и усложняются. Наиболее трудный вид аппликации является многослойная сюжетная аппликация, где нужна определенная последовательность в расположении и наклеивании форм: в начале делается общий фон. Затем приклеивание заготовок заднего плана, среднего и переднего.

В соответствии с задачами программы по обучению аппликации в каждой возрастной группе имеются необходимые на каждого ребенка материалы для проведения продуктивной деятельности (ножницы, клей, цветная бумага, цветной картон, кисточки для клея с жесткой щетиной, чистые салфетки). Для занятий чаще всего используется бумага плотная, которая выбирается по тону в зависимости от изображения. На голубом фоне можно изобразить елку, снеговика, птиц; на черном - звезды, на зеленом - цветы и деревья. Для вырезания чаще используют цветную бумагу и бархатную. Например, при симметричном вырезании бумага должна быть эластичной, чтобы на сгибах не образовались трещины, хорошо поддающаяся обработке и вырезанию.

Самой популярной среди воспитателей является аппликация из бумаги, но существуют и другие виды аппликаций и техники выполнения:

Аппликация из ткани. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной, декоративной, одноцветной и цветной. Ткань для работы используют чаще всего фетр, он не сыпется по краям при нарезании на заготовки, также ткань режется тяжелее, чем бумага.

Аппликация из соломы. Из соломы получаются красочные аппликации, поскольку они отливают золотом. Для работы следует выбирать изображения прямоугольной формы или треугольной.

Аппликация из ниток. Аппликация из ниток, может быть контурной и плотной. Выполняя контурную аппликацию на лист бумаги рисуется контур геометрической фигуры или несложного цветка с овальными формами, по контуру промазывается клеем и по нему прокладывается приготовленная нитка. Для выполнения плотной аппликации понадобится больше ниток, лучше шерстяных. Если в первой аппликации выкладывали нитки по контуру, то при изготовлении плотной нитками заполняется весь контур изнутри, как при вышивке гладью. Можно использовать нитки, как декоративную аппликацию, тогда нитки приклеиваются на контур узоров, изображенных на листе. Для того, чтобы нитка приобрела новый оттенок, можно скрутить ее с другой ниткой. Толстые нитки используются для изготовления контурной аппликации.

Аппликация из фольги. Такой вид аппликации используется, при необходимости выделения изображения от фона, потому что фольга имеет серебряный метализированный блеск. Используют ее в качестве заготовки, которая в дальнейшем прикрепляется на лист картона, для этого чаще всего используют пластилин. Из фольги можно сформировать звезды, украшения и т.д.

Аппликация из бросового материала. В качестве основы такой аппликации, применяют плотный картон, а материалом, который послужит для аппликации может быть все что угодно (природный материал: шишки, листья, камни и многое другое; искусственный материал: крышки, пуговицы, пластмассовые яйца из киндер-сюрприза, все то, что можно приклеить на картон).

Коллаж - техника, которая заключается в создании графических произведений при помощи наклеивания на основу материалов, имеющих разную фактуру (ткань, бумагу, кружево, фольгу и многое другое). Коллаж в отличии от аппликации допускает использование объемных предметов в композиции, целых объемов и фрагментов (спортивный инвентарь, часы, монеты, пластинки, обувь, перчатки, веера, шляпы и многое другое).

В процессе занятия аппликацией дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон – это развивает мелкую моторику, составлять из отдельных элементов одно целое, что развивает логику, гибкость и оригинальность творческого мышления, способствует генерации идей и воплощению их в продукт творчества. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Они учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезания, правила работы с клеем. У дошкольников формируется культура труда, что выражается в подготовке рабочего места, необходимых материалов для работы, выкладывания их по мере выполнения задания и дальнейшей уборки инструментов на места после занятия.

При систематическом плановом проведении занятий, постепенном усложнении заданий, у детей формируется такие качества, как точность, быстрота, плавность, совершенствуются и координируются движения рук.

Особенностью аппликации является то, что результат ее не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как происходит в других видах художественного творчества. Созданное детьми остается, его можно рассмотреть, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать.

На занятиях аппликацией воспитанники знакомятся со свойствами различных материалов (кожи, бумаги, соломы, ткани, природных материалов), учатся различать геометрические фигуры, устанавливать соотношения частей по величине и составлять из них целое (развивается гибкость, продуктивность, оригинальность мышления, ребенок способен к генерации идей и воплощению их в продукт творчества), определять положение предметов в пространстве, ориентироваться на листе бумаги (что способствует развитию гибкости, продуктивности творческого мышления), составлять из множества элементов украшение (что развивает умение предлагать различные творческие идеи и воплощать их в продукт творчества).

В зависимости от вида аппликации, перед ребенком ставятся определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, наклеиванию и раскладыванию изображений в соответствии с условиями заданий, что по-новому активирует опыт ребенка в аппликации и развивает его творческие способности.

Предлагаю рассмотреть возможности различных видов аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, представленных в таблице, подчеркивается З.А. Богатеевой. [15]

Возможности различных видов аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Творческие способности

Виды аппликации

Гибкость творческого мышления

Предметная, сюжетная, негеометрическая, силуэтная

Оригинальность творческого мышления

Декоративная, силуэтная, цветная геометрическая, негеометрическая, резаная, обрывная, однослойная

Продуктивность творческого мышления

Предметная, декоративная, обрывная, мозаика, однослойная

Разработка творческих идей

Геометрическая, негеометрическая, раздробленная на части, обрывная, мозаика, многослойная

Автор считает, что на занятиях аппликацией у дошкольников развивается оригинальность мышления. Так, в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального характера дети закрепляют приемы вырезания геометрических фигур. Для этого используются образцы народного геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок, ковроделия. Педагогом отбираются наиболее простые и яркие композиции, связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарф. [1] Интерес дошкольников к содержанию занятий аппликацией и получению оригинального продукта поддерживается творческой направленностью данной деятельности, посредством сочетания разных форм, цветов, величин, композиций.

Л.А. Каримова пишет, что «выразительность аппликации достигается посредством декоративных элементов. При этом ребенок имеет возможность принять самостоятельное решение по вырезанию, наклеиванию, оформлению деталей, элементов украшения. Такой выбор должен обеспечиваться разнообразием материалов, цветовой гаммы. Сейчас имеется большое разнообразие материалов для создания аппликации: различные цвета и фактура бумаги, ткани, фетра, кожи, меха, а также бисер и пластилин». [8]

Особым преимуществом аппликации выступает ее цветовое оформление, оказывающее значительное влияние на формирование у старших дошкольников художественного вкуса, умения делать творческий выбор, создавать оригинальный продукт. Цвет привлекает ребенка, оказывая на него определенное эмоциональное воздействие. Как отмечает Л.А. Каримова: «овладение способами изготовления аппликации позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению, то есть, дети получают возможность свободного творческого применения своих знаний и умений». [8]

В процессе аппликации выполняется широкий спектр операций по обработке материала: «сгибание, резание, разрывание и обрывание, разглаживание, наклеивание». [9] Отдельным процессом на занятиях аппликацией выделяется организация обследования предметов, которые детям необходимо изобразить. Обследованием исследователи называют «организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения».

Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности (аппликации) Т.Н. Дороновой, И.А. Лыковой, С.В. Погодиной, можно сказать, что аппликация способствует развитию мелкой моторики, способствует формированию у детей четких представлений о свойствах и качествах предмета, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности. На занятиях аппликацией происходит ознакомление дошкольников со свойствами различных материалов, дети учатся различать геометрические фигуры; важное преимущество аппликации состоит в ее цветовом оформлении, оказывающем значительное влияние на формирование у старших дошкольников художественного вкуса, умения делать творческий выбор, создавать оригинальный продукт.

 

1.4 Методика обучения аппликации в старшем дошкольном возрасте

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в старшем дошкольном возрасте.

В старшей группе основная задача обучения аппликации это овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями. Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4—5 человек.

Уже в подготовительной группе новым в программном материале является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора.

Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему.

Более сложный прием вырезывания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра. При развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.

Образец в подготовительной группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

В подготовительной группе выполнение сюжетных аппликаций может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут... бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто — облака и звезды, кто — волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.


Заключение

 

Таким образом на основании изученной литературы таких авторов как: А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, Т.Е. Иванова, Е.Н. Бородина и других авторов сделаем следующие выводы:

Творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества. [13]

Развитие творческих способностей – это процесс преобразования знаний, умений и навыков, необходимых для видов любого творчества, заключающихся в следующих способностях [23]: вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему; выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных; легко и быстро находить новые решения, устанавливать необычные ассоциативные связи; выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных; внедрять идеи в продукты творчества, детализировать выполненный продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы для развития творческой деятельности. Развитие гибкости творческого мышления в период дошкольного детства позволяет ребенку видеть проблему с другой стороны и разрабатывать новый способ выхода из проблемной ситуации.

Развивающиеся аналитические способности позволяют оценивать идеи, которые подходят или нет для дальнейшей их разработки. Совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности предопределяют проговаривание своих идей для убеждения других в их ценности что, безусловно, способствует четкости в представлении своих действий, их последовательности, что характеризует развитие продуктивности и оригинальности творческих способностей.

Развитость памяти и внимания способствует расширению опыта полученной информации, и проявляться в более новых идеях, детализированию выполнения продуктов творческой деятельности, наполнению продукт творчества интересными подробностями.

Аппликация выступает одним из средств изобразительной деятельности, способствующей развитию и проявлению творческого начала, самостоятельности, познавательной активности, что обуславливает эффективность аппликации в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Наличие способности дошкольников в процессе аппликации обращать внимание на существенные свойства предметов и явлений, способность к установке связи между отдельными явлениями и отражению их в образной форме.

Рассмотрев методические пособия и программы по изобразительной деятельности (аппликации) Т.Н. Дороновой, И.А. Лыковой, С.В. Погодиной, можно сказать, что аппликация способствует развитию мелкой моторики, способствует формированию у детей четких представлений о свойствах и качествах предмета, творческих способностей ребенка, пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, усидчивости, аккуратности.

На занятиях аппликацией происходит ознакомление дошкольников со свойствами различных материалов, дети учатся различать геометрические фигуры; важное преимущество аппликации состоит в ее цветовом оформлении, оказывающем значительное влияние на формирование у старших дошкольников художественного вкуса, умения делать творческий выбор, создавать оригинальный продукт.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Богат, В.В. Развивать творческое мышление / Богат В.В. // Дошкольное воспитание. – 2014. - №1. – С. 17-19

2. Бородина, Е.В. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Бородина Е.В.; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2015. – 176 с.

3. Выгодский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выгодский. Москва: Наука, 1982. – 455 с.

4. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – Москва: Просвещение, 2016. – 93 с.

5. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – Москва: Просвещение, 2014. – 536 с.

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / Н.В. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 453 с.

7. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. – Москва: Просвещение, 2014. – 107 с.

8. Кирилова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. – 2018. - №2. – С. 41-46.

9. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. 2017. - №10. – С. 65-68.

10. Комарова, Т.С. Художественные способности и одаренность в дошкольном детстве / Т.С. Комарова // Одаренный ребенок. – 2014. - №2. – С. 6-15.

11. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова. – Москва: Сфера, 2015. – 128 с.
12. Крёхова Анна Николаевна «Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» www.infourok.ru
13. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / отв. ред. Д.И. Фельдштейн; сост. Л.М. Семенюк. – Москва: Междунар. пед. акад., 2014. – 256 с.

14. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками / О.А. Малик. – Москва: Сфера, 2016. – 96 с.

15. Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду: в помощь воспитателям и родителям / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Акад. Развития, 2017. – 144 с.

16. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. – 2015. - №3 – С. 808-813.

17. Маринова, Е.В. Всестороннее развитие дошкольника через занятие аппликацией / Е.В. Маринова, Т.О. Косницкая // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов XII Междунар. науч.- практ. конф. – Москва: [б. и.], 2018. – С. 192-194.

18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Москва: Просвещение, 2014. – 272 с.

19. Немов, В.С. Психология творчества: метод. пособие / Р.С. Немов. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 271 с.

20. Погодина, С.В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов / С.В. Погодина // Дошкольное детство. – 2017. - №9. – С. 16-18.

21. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова. – Москва: Сфера, 2017. – 200 с.

22. Реан, А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 432 с.

23. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления: 6-7 лет / А.И. Савенков. – Самара: Дом Федорова, 2016. – 32 с.

24. Тихомиров, О.К. Психология мышления: учеб. пособие / О.К. Тихомиров. – Москва: Изд-во МГУ, 2014. -272 с.

25. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. проф. Н.А. Ветлугиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР. – Москва: Педагогика, 2015. – 287 с.: ил., нот.; 22 см.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×