Аппликация как вид ДПИ и как вид изобразительной деятельности в ДОУ | Бобрик Наталья Германовна. Работа №310760
Значение занятий изобразительной деятельностью, в том числе аппликацией, имеет больщое значение для нравственного воспитания и заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.д.
Говоря о содержании обучения (чему учить), следует помнить, что полноценное психическое, личностное развитие ребёнка идёт в процессе присвоения изобразительной деятельности в целом, а не отдельных её фрагментов, а степень освоения определяется возможностью её применения на самодеятельном уровне. Только при этом условии возможно говорить о творческом развитии личности и вообще развитии личности как субъекте деятельности, самостоятельно ставящим задачи и решающим их.
Аппликация (от латинского слова applicatio- прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым: и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначаемые для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов (V- Ш вв. до н.э.). Седла коней, покрытые синим войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья. Несмотря на условность и схематичность изображений, в них с удивительным мастерством подмечены особенности изображения людей, птиц, зверей, даны меткие и верные их характеристики.. Нанайцы, ульчи, нивхи, удэге и другие малые народности имеют высокую древнюю художественную культуру, восходящую к эпохе неолита. Основа этой культуры богатый красочный орнамент, отражающий в образной форме все многообразие природы их родного края. В современном нанайском доме можно встретить коврики, исполненные в технике аппликации, в которых центром композиции является изображение спутников или кремлевских башен.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Король Сицилии Рожер II вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальшиков. Одна из особенностей сицилийских вышивок - своеобразное применение аппликации.
Большой известностью пользовались так называемые вырезные сицилийские сукна. Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось по всей Италии. Особенно славились испанские аппликации - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.
В период раннего Возрождения вышивка достигает совершенства, чаще применяют аппликации.
Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в. В Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности, в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Оп провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и расходы на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение - вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. Так родилось название «силуэт». Оно дошло до наших дней.
В России конца XVIII - начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников - профессионалов, но и дворянства.
На протяжении многих веков развивалось декоративное искусство вырезания выцинянок. Без эскизов и набросков народные удальцы вырезали орнаменты, узоры, которые не повторялись. Декоративные узоры, вырезанные ножницами из бумаги, наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб.
В некоторых республиках - в Башкирской, Татарской, Мордовской, в Прибалтике, Литовской, Латвийской, Эстонской республиках – аппликации нашли широкое применение в традиционных изделиях из кожи, войлока, тканей. Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазонах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы - все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства.
Сравнительно недавно у нас родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники - флористы используют необычный для аппликации материал - засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, репчатого лука и др. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты создают без кисти и красок художники - флористы и как бы в новом виде продолжают вторую жизнь цветов.
Аппликация, как вид изобразительной деятельности, прочно вошла в жизнь детского сада. Это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Аппликация направлена на формирование у них определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Дети в детском саду выполняют индивидуальные и коллективные формы аппликации различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цвета; грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.
По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величинных соотношений (дома разных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»). При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:
вырезать предметы, показ
ать их различие по величине при сопоставлении
друг с другом (вы
сокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и
маленьки
е);
выделить основные предметы, главны
х действующих лиц, связать их с
местом действия, обстановкой (р
ыбки плавают в аквариуме, цветы растут на
лугу). Главн
ое выделяется размером, цветом,
композиционным разм
ещением
среди других предметов;
передать характерные особенности
персонажей и их действия через
жесты, позу, одежду, окраску (колобок
встретился с медведем – фигуры
наклеивают в по
ложении поворота друг к другу);
расположить предметы на плоскости
основы: на одной линии в ряд по
горизонтали и вертикали, указывая
высоту предметов (улица нашего города,
веселый хоровод); создать
двуплановые композиции - ниже, выше, ослабляя
цвет, уменьша
я размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море,
цветущий луг с полосой леса вдали);
подобрать и целесообразно использо
вать цвет и его сочетания для
передачи времени года, состояния п
огоды, отношения к изображаемым
объектам и явлениям (золотая осень
, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.
Уже в младшей группе дети способны элементарно передать содержание, показать взаимосвязь между однородными предметами. Из готовых форм они выкладывают и наклеивают композиции (летят желтые листья, блестят в небе звезды, жуки ползают в траве). Для этого малыши используют яркие цветовые сопоставления на всем пространстве листа или размещают несколько предметов в ряд (грибы растут, одуванчики расцвели).
При выборе темы аппликации педагог учитывает запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений и т.д.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т.д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными и т. д.), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т. д. Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы и т. д. Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый, урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.
Для каждой темы требуется специальный набор цветной бумаги (для фона и отдельных аппликативных частей). Например, при отражении темы «Ранняя весна» можно ограничиться небольшим количеством цветов бумаги: для фона подходит голубая или серая бумага, а птиц, деревья, гнезда вырезают из черной, коричневой заготовки. Тематический набор бумаги должен помочь выявить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений, особенности и взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса. Можно создать тоновые аппликации, используя сочетания двух-трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Березы зимой» (на синем фоне белые стволы и ветки с черными пятнами), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются. Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Декоративная трактовка реального предмета, его стилизация, как продукт творческой фантазии человека, создает радостную приподнятость и праздничность народного искусства.
Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).
В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера. Они характеризуются особой нарядностью, декоративностью, что подчеркивается симметричным расположением составляющих элементов.
Построение элементов орнамента по законам композиции зависит от формы и назначения предметов, а также исторически сложившихся национальных традиций орнаментирования.
Для воспроизведения разных видов орнаментов дети дошкольного возраста должны научиться равномерно заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов. При этом важно направлять мысль ребенка на поиски самостоятельных путей выполнения узора, его творческую интерпретацию. Дети каждый раз должны убеждаться в возможности создания новых, оригинальных комбинаций узора, что является важным стимулом их активного, творческого отношения к содержательной деятельности.
Насколько успешно дошкольники будут овладевать способами построения орнаментов, во многом зависит от взаимодействия двух видов занятий декоративной аппликации и декоративного рисования. Такое сочетание орнаментального творчества способствует закреплению усвоенных приемов и переносу их на другой, более сложный вид занятий, отличающийся по технике выполнения узоров.
Красиво подобранная цветовая гамма узора является важнейшим средством эстетического воспитания ребенка, развития его умения воспринимать цвет и его гармонию. Следовательно, надо целенаправленно формировать у ребенка чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, используя не только спектральные цвета, но и многообразие полутонов и оттенков, плавность цветовых переходов.
В обучении детей подбору цветовых сочетаний воспитателю могут оказать определенную помощь умело подобранные образцы народного искусства. Во многих из них элементы узоров расположены на цветном фоне, который в одном случае усиливает гамму цветов, в другом - смягчает ее, а в целом создает богатую цветовую гармонию. Благодаря цветной основе орнаментальная композиция становится более четкой, выделяется ее ритм, создается согласованность окраски элементов и основы украшаемой поверхности.
К концу дошкольного возраста дети могут овладеть разными видами аппликации: созданием декоративного узора, изображением предмета или сюжета.
Дошкольники могут использовать разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, цветы, семена, плоды (флористика). Им доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм - квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.
В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани): наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.
Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но и общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необходимые материалы и средства для ее реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.
На протяжении дошкольного детства данный вид деятельности усложняется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:
Таким образом, аппликация является одним из видов декоративно-прикладного искусства, которое возникло ещё в 16 веке и носило религиозный характер с силуэтами из бересты и других природных материалов в качестве оберегов. Современная аппликация носит декоративный характер, украшательский. В ДОУ аппликация присутствует как вид изобразительной деятельности, который благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка дошкольника, имеет неоценимое значение в формировании его личности.
Список литературы:
1. Гусакова, М.А. Аппликация: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова . - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 128c.
2. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребёнок в детском саду. - 2005.-No1.-c.2-12.
3. Доронова, Т.Н. Развитие эстетического воспитания у дошкольников / Т.Н. Доронова // Ребёнок в детском саду. - 2002.-N04.-с.22-29.
4. Доронова. Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозростная группа): книга для воспитателя детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1992
5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников: / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1986.-112с.
6. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада./ Т.Г. Козакова. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.
7. Как воспитать в ребёнке творческую личность?/ сост.: Т.А. Барышева, В.А.Шекалов. - Ростов Н/Д: Феникс, 2004. - 224с.
8.Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.: Лаб. практикум.: учеб. пособие для студентов пел. институтов./ В.Б. Косминская, Н.Б. Хамзова. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 128с.
9.Кудейко, М. Аппликация + Фантазия / М. Кудейко // Дошкольное воспитание. 2006.-Ne2.-с.22-23.
10.Лапина, Т. И. Райские птицы / Т. Лапина, М.Бардала // Обруч. - 2008.- No4.-c.24.
11.Лыкова, И. Цветной мир / И. Лыкова // Обруч. - 2008.-Мо3.-с.30-31.
12.Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 144с. учеб. пособие для учащихся пед. училищ / под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд.
13.Сенсорное воспитание в детском саду /под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.:Просвещение, 1981. - 174с.
14.Тарасевич, П. Пусть живет бабочка! / П. Тарасевич, Н. Тарасевич, Обруч. - 2008.-No4.-c.32-34. 336с.
15.Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флёрина. - М.: 1956
16.Флёрина, Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей /Е.А. Флёрина // Дошкольное воспитание. - 2009.-No7.-c.8-13.
17.Шоронова, М. Аппликация из ткани /М. Шоронова // // Ребёнок в детском саду. - 2009.-No6.-c.45-46.