Название статьи:
"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат". | Демченко Наталья Владимировна. Работа №312738
Дата публикации:
31.03.2023
Автор:
Демченко Наталья Владимировна
Описание:
Конспект открытого занятия по экологии
"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".
Цель:
Закрепить и систематизировать знания о комнатных лекарственных растениях. растениях (комнатных и лекарственных)
Задачи:
Расширить представление детей о комнатных лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный),
Познакомить детей с лечебными свойствами растений исследовать их лечебные свойства.
Научить детей правильно пересаживать растения и пользоваться инструментами для ухода за растениями.
Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АНТРАЦИТА И АНТРАЦИТОВСКОГО РАЙОНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНТРАЦИТОВСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Методическая разработка занятия
кружка Игровая экология для детей 6-7 лет
"Аптека на подоконнике"
Автор - составитель занятия:
Демченко Наталья Владимировна
руководитель кружка
ГБОУ ДО ЛНР АЭНЦУМ
г. Антрацит
Конспект открытого занятия по экологии
"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".
Цель:
Закрепить и систематизировать знания о комнатных лекарственных растениях. растениях (комнатных и лекарственных)
Задачи:
Расширить представление детей о комнатных лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный),
Познакомить детей с лечебными свойствами растений исследовать их лечебные свойства.
Научить детей правильно пересаживать растения и пользоваться инструментами для ухода за растениями.
Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
ОБОРУДОВАНИЕ
серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;
дидактический материал; игрушки Нюша (можно заменить куклу); корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; компьютер, фрагмент сценки (записанный на компьютер); комнатные растения; инструменты для ухода за растениями и посадки растений; (горшочки, лейки, лопатки, отростки хлорофитума).
Ход занятия
Организационный момент.
Руководитель: здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях.
Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).
Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки).
Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек)
Руководитель: – Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?
(Ответ детей)
Руководитель: Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?
(Ответ детей)
Руководитель: – Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.
Игра “Вспоминай, быстро называй”.
Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?
Руководитель: Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.
Проводится дидактическая игра “Кузовок”.
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.
Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.
Руководитель: – А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.
(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)
Руководитель: Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?
(Ответ детей)
Руководитель: Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.
После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка (руководитель включает на компьютере фрагмент из сценки)
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
Что вам надо?
– Микстуру.
Для кого?
– Для сына моего.
Что случилось?
– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.
Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.
А потом позвонили цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.
Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.
А потом позвонил медведь, да как начал, как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.
Повесте, пожалуйста, трубку.
– А потом позвонила свинья:
– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.
– Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.
– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.
(Сценка заканчивается, и руководитель обращает внимание детей что кто-то где-то плачет)
Руководитель: Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша (куклу можно заменить). Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?
Нюша: – Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.
Руководитель: Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?
Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства?
(Выслушать предположения детей.)
Основная часть:
Руководитель: Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?
Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.
-На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.
-Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. Например, посмотрите на этот цветок. У него прямостоячий стебель, листья вытянутые, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие.
– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.
Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ?
(Выслушать предположения детей.)
Руководитель: Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов?
Нюша - Какой приятный запах.
Руководитель: – Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на это растение Оно также нам пригодится. Попробуйте сами описать его.
(Ответ детей: У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)
Руководитель: А называется он? (Каланхое)
Руководитель: Сок каланхое применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхое.
Сок каланхое используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхое. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.
Руководитель: - Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное растение, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.
Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, для заживления ран, ушибов, ожогов.
Руководитель: - Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.
С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.
Руководитель: Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.
Руководитель: - Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям, о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Давайте вспомним, с какими лечебными цветами мы познакомились
Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило.
Руководитель: - А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растений – ХЛОРОФИТУМ. Он значительно ослабляет воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредные микробы в воздухе. Специалисты утверждают, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.
Руководитель: - Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы и в других кабинетах всегда был чистый, свежий воздух.
Руководитель: - Вспомните, какими способами мы рассаживали с вами растения (семенами, луковицами). Сегодня я познакомлю вас с еще одним способом размножения растений – отводками, рассмотрим таблицу Размножение растений.
(Обучающиеся знакомятся с инструкцией по посадке отводков хлорофитума, пересаживают растения самостоятельно, руководитель кружка помогает по мере необходимости)
Заключительная часть.
Руководитель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.
(дети выполняют задания)
Скачать работу
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ АНТРАЦИТОВСКИЙ ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Методическая разработка занятия
кружка Игровая экология для детей 6-7 лет
"Аптека на подоконнике"
Автор - составитель занятия:
Демченко Наталья Владимировна
руководитель кружка
ГБОУ ДО ЛНР АЭНЦУМ
г. Антрацит
Конспект открытого занятия по экологии
"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".
Цель:
Закрепить и систематизировать знания о комнатных лекарственных растениях. растениях (комнатных и лекарственных)
Задачи:
Расширить представление детей о комнатных лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный),
Познакомить детей с лечебными свойствами растений исследовать их лечебные свойства.
Научить детей правильно пересаживать растения и пользоваться инструментами для ухода за растениями.
Воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
ОБОРУДОВАНИЕ
серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;
дидактический материал; игрушки Нюша (можно заменить куклу); корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; компьютер, фрагмент сценки (записанный на компьютер); комнатные растения; инструменты для ухода за растениями и посадки растений; (горшочки, лейки, лопатки, отростки хлорофитума).
Ход занятия
Организационный момент.
Руководитель: здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о растениях.
Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива).
Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки).
Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек)
Руководитель: – Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?
(Ответ детей)
Руководитель: Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?
(Ответ детей)
Руководитель: – Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.
Игра “Вспоминай, быстро называй”.
Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?
Руководитель: Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.
Проводится дидактическая игра “Кузовок”.
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.
Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.
Руководитель: – А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.
(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)
Руководитель: Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?
(Ответ детей)
Руководитель: Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.
После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка (руководитель включает на компьютере фрагмент из сценки)
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
Что вам надо?
– Микстуру.
Для кого?
– Для сына моего.
Что случилось?
– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.
Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.
А потом позвонили цапли.
– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.
Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.
А потом позвонил медведь, да как начал, как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.
Повесте, пожалуйста, трубку.
– А потом позвонила свинья:
– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.
– Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.
– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.
(Сценка заканчивается, и руководитель обращает внимание детей что кто-то где-то плачет)
Руководитель: Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша (куклу можно заменить). Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?
Нюша: – Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.
Руководитель: Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?
Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства?
(Выслушать предположения детей.)
Основная часть:
Руководитель: Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?
Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.
Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу.
-На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.
-Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями. Например, посмотрите на этот цветок. У него прямостоячий стебель, листья вытянутые, зеленого цвета, сочные, мясистые, хрупкие.
– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.
Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ?
(Выслушать предположения детей.)
Руководитель: Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов?
Нюша - Какой приятный запах.
Руководитель: – Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на это растение Оно также нам пригодится. Попробуйте сами описать его.
(Ответ детей: У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)
Руководитель: А называется он? (Каланхое)
Руководитель: Сок каланхое применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхое.
Сок каланхое используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхое. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.
Руководитель: - Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное растение, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.
Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, для заживления ран, ушибов, ожогов.
Руководитель: - Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.
С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.
Руководитель: Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.
Руководитель: - Итак, сегодня мы узнали, что и комнатные цветы могут быть лекарственными. Дома вы расскажите родителям, о каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали сегодня на занятии. Давайте вспомним, с какими лечебными цветами мы познакомились
Но я хочу напомнить, что никакие лекарства нельзя принимать без разрешения взрослых. Помните это важное правило.
Руководитель: - А сейчас, я хочу познакомить вас с уникальными свойствами растений – ХЛОРОФИТУМ. Он значительно ослабляет воздействие вредных веществ в помещении. Обладает хлорофитум и бактерицидным эффектом, то есть убивает вредные микробы в воздухе. Специалисты утверждают, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов.
Руководитель: - Я предлагаю вам рассадить цветы хлорофитума, чтобы и в других кабинетах всегда был чистый, свежий воздух.
Руководитель: - Вспомните, какими способами мы рассаживали с вами растения (семенами, луковицами). Сегодня я познакомлю вас с еще одним способом размножения растений – отводками, рассмотрим таблицу Размножение растений.
(Обучающиеся знакомятся с инструкцией по посадке отводков хлорофитума, пересаживают растения самостоятельно, руководитель кружка помогает по мере необходимости)
Заключительная часть.
Руководитель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.
(дети выполняют задания)