Архитектурно-дидактический комплекс "Лабиринт" | Петренко Людмила Ивановна. Работа №282320
Автор: Петренко Людмила Ивановна
В статье говориться о том, как педагоги организовывают двигательную активность детей раннего возраста в группе, с помощью архитектурно-дидактического комплекса "Лабиринт".
Учитывая современные подходы к физическому развитию детей, программа «Вдохновение», по которой работают две группы раннего возраста в нашем детском саду, отходит от традиционных принципов. Традиционная физкультура была изолирована от других образовательных областей. Движение имеет особое значение в развитии детей. Даже самый маленький ребёнок выражает свои потребности и ощущения через движения. Главное место отводится размышлениям о необходимости предоставлять детям возможность свободно двигаться во время их пребывания в детском саду, поскольку с подавлением свободы передвижения подавляется также и их желание исследовать окружающий мир. Сдерживается стремление детей к самостоятельности. Когда взрослые дают детям достаточно возможностей для свободной «разведки», они поощряют их любознательность и желание сделать все самим. Это воспитывает уверенность в себе.
Организация двигательной активности детей раннего возраста в групповом помещении с использованием архитектурно-дидактического комплекса «Лабиринт».
Двигательная активность ребёнка тесно связана с общим психическим развитием – эмоциональным, личностным, когнитивным – и не сводится к развитию только физического тела. Свободное движение особенно значимо на самых ранних этапах развития, наивысший приоритет имеет собственная активность ребёнка. (Слайд 2) Ребенок, который привык двигаться свободно, двигается осмотрительно, с доверием к себе и большой ловкостью. Самостоятельная активность — источник радости, играет в жизни детей существенную роль. В подготовленном пространстве дети находят богатый и разнообразный материал, который специально подобран по их интересам и способностям. Здесь они могут быть активными в соответствии с их собственным временным ритмом, двигаться, играть, как они хотят, удовлетворять свое любопытство. (Э. Пиклер)
Учитывая современные подходы к физическому развитию детей, программа «Вдохновение», по которой работают две группы раннего возраста в нашем детском саду, отходит от традиционных принципов. Традиционная физкультура была изолирована от других образовательных областей. Движение имеет особое значение в развитии детей. Даже самый маленький ребёнок выражает свои потребности и ощущения через движения. Главное место отводится размышлениям о необходимости предоставлять детям возможность свободно двигаться во время их пребывания в детском саду, поскольку с подавлением свободы передвижения подавляется также и их желание исследовать окружающий мир. Сдерживается стремление детей к самостоятельности. Когда взрослые дают детям достаточно возможностей для свободной «разведки», они поощряют их любознательность и желание сделать все самим. Это воспитывает уверенность в себе.
Мероприятия по развитию двигательных способностей должны побуждать детей к исследованию, экспериментированию с возможностями своего тела, движениями, спортивными снарядами и материалами, а также пробуждать и поддерживать у детей радость и удовольствие от движений.
Всё это обеспечивается наличием в помещении группы соответствующего оборудования и организацией пространства, созданием соответствующей среды. Программа «Вдохновение» предлагает нам удачный вариант создания двигательной среды в группе с помощью (Слайд 3) архитектурно - дидактическго комплекса «Лабиринт» для двигательной активности детей. Мы с педагогами решили, что нам просто необходима такая среда для наших детей. Вот что у нас получилось (Слайд 4) Дети в восторге, педагоги в небольшом «шоке». (Слайд 5) Как вы думаете почему?. Правильно, потому что реальность превзошла ожидания, одно дело видеть его размеры на листе бумаги, а другое видеть их в реальности. (Слайд 6) Возникли споры: он такой большой и занимает много места, с ним неудобно, не закрытые углы и т. д. но после нахождения его в группе всего один день, в восторге были и педагоги тоже. Преимущества комплекса заключаются в том, что он не цельный, а состоит из элементов, которые просты и доступны в обращении. (Слайд 7) Это куб с 4-мя направляющими, куб с 7-ю направляющими, куб закрытый, туннель малый, мостик, (Слайд 8) подиумы. При проведении любых занятий, связанных с движением, на первом плане стоит самостоятельная активность детей, (Слайд 9) их свободное и креативное испытание новых двигательных возможностей. (Слайд 10) Важно, чтобы упражнения, основанные на естественном желании детей двигаться, происходили по возможности в игровой форме и чтобы дети получали достаточно поводов для самостоятельного движения. (Слайд 11) Дети сами создают для себя двигательную среду: (Слайд 12) переставляют элементы комплекса по своему желанию, (Слайд 13) для раннего возраста используют конструкции для простых движений,
старшего — для сложных.
Самостоятельно выбранные детьми виды деятельности дополняются регулярными предложениями педагога по двигательной активности, как для групп, так и для отдельных детей. (Слайд 14) Комбинация стимулов к движению, возможностей для уединения и разнообразный опыт взаимодействия с материалами удовлетворяют самые различные потребности детей.
При выборе оборудования важно учесть игровую идею (например, пиратский корабль, подводная экспедиция, путешествие через джунгли и т.д.)
Ещё очень важный аспект – это установление и поддержание общих подходов к движению ребёнка: не запрет, не «программирование на неудачу», а поддержка каждого испытания ребёнком своих сил, оказание ему помощи в освоении правил безопасности. Вопросы безопасности играют важную роль при оборудовании помещений для двигательной активности.
Как проходило наше первое занятие с использованием комплекса «Лабиринт». Мы не отходим от графика освоения основных видов движений и игровых упражнений. Первая неделя сентября: учить – ходьба не наталкиваясь друг на друга, бег за воспитателем, прыжки на двух ногах, ползание на четвереньках по прямой, скатывание мяча с горки. Первый комплекс упражнений с флажками. Перед ребятами в группе появляется кукла с флажками, которая предлагает поиграть. (Слайд 15) С Машей познакомились и конечно каждому захотелось взять себе флажок,
(Слайд 16) с которым в непринужденной обстановке совместно с воспитателем дети выполняют комплекс упражнений с флажками.
(Слайд 17)
В основной части занятия задача выполнить три основных движения: прыжки на двух ногах, проползание заданного расстояния, скатывание мяча с горки. Создаём среду и отправляемся в путешествие по лабиринту вместе с Машей, которая в конце пути будет ловить мяч. (Слайд 18) Задача поставлена, ребятам было показано только начало лабиринта и конец, (Слайд 19) и оговорено что в начале лабиринта лежат волшебные ленточки, на которые наступать нельзя, но можно перепрыгнуть. Кто то из детей проползал до конца лабиринта без препятствий, (Слайд 20) а кому то хотело пролезть между прутьев. Дети решали сами! Но, при этом ребёнок не бежал сразу к концу препятствия, а глядя на других ребят возвращался в начало и доходил до конца. В конце ребята испытывали затруднения только с прокатыванием мяча, и не у кого не возникла вопроса что делать дальше, потому что была правильно организованна среда. (Слайд 22) В игре «Кот и мыши», отдельные комплексы нашего лабиринта послужили домиками для мышат, которые убегали от кота. (Слайд 23) Хочу добавить, что детям не было сказано что это домики. Мы просто их разъединили и положили туда подушки. С появлением этого комплекса в группе двигательная активность детей увеличилась, не нужно ждать занятия по физическому развитию, можно развиваться в течении всего дня!(Слайд 24)