Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Арт-терапия как эффективный метод коррекции девиантного поведения у подростков | Ивекеева Ирина Владимировна. Работа №350907

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы с подростками, склонными к девиантному поведению. Через творческое самовыражение подростки получают возможность осознать и выразить свои эмоции, что способствует снижению агрессивности и повышению самооценки. В статье описаны основные техники арт-терапии и их применение в работе с подростками. Приведены примеры ситуаций и результаты работы, подтверждающие эффективность метода в коррекции девиантного поведения.

Ключевые слова: арт-терапия, девиантное поведение, подростки, психологическая коррекция, эмоциональная регуляция, самовыражение.

Арт-терапия как эффективный метод коррекции девиантного поведения у подростков

 

Ивекеева Ирина Владимировна, педагог-психолог

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»

 

Аннотация. Арт-терапия является одним из эффективных методов работы с подростками, склонными к девиантному поведению. Через творческое самовыражение подростки получают возможность осознать и выразить свои эмоции, что способствует снижению агрессивности и повышению самооценки. В статье описаны основные техники арт-терапии и их применение в работе с подростками. Приведены примеры ситуаций и результаты работы, подтверждающие эффективность метода в коррекции девиантного поведения.

Ключевые слова: арт-терапия, девиантное поведение, подростки, психологическая коррекция, эмоциональная регуляция, самовыражение.

 

Подростковый возраст — время, когда происходят серьёзные изменения в личностном развитии, что часто сопровождается внутренними конфликтами, чувством неуверенности и стремлением к самостоятельности. В этот период подростки могут проявлять поведение, выходящее за пределы общепринятых норм: агрессию, замкнутость, стремление к риску, нарушение социальных правил. Девиантное поведение, как правило, является результатом внутренних переживаний и недостатка навыков эмоционального самоконтроля. Арт-терапия предоставляет подросткам безопасное пространство для выражения чувств и помогает скорректировать проблемное поведение через творчество.

Суть арт-терапии заключается в том, что подросток может выразить свои эмоции и переживания через рисунок, лепку, живопись и другие формы искусства. Это особенно важно для тех, кому сложно говорить о своих чувствах. Подростки, склонные к агрессии или замкнутости, часто не могут выразить свои эмоции словами, и именно творчество становится для них доступным каналом. Например, рисование может служить способом перенаправить внутреннее напряжение: вместо того чтобы проявлять агрессию в поведении, подросток переносит её на лист бумаги, осознавая и освобождаясь от накопленных негативных эмоций.

Например, при работе с 15-летним подростком, проявлявшим агрессивное поведение и проблемы с самоконтролем, педагог-психолог предложил ему занятие по рисованию своих эмоций. Сначала подросток испытывал сопротивление, не хотел признавать свои чувства и не верил в эффективность метода. Однако в процессе рисования он стал более открытым: его рисунки сначала отображали агрессивные образы, а со временем стали спокойнее и позитивнее. Через несколько сессий подросток смог описать свои переживания словами и стал реже конфликтовать с одноклассниками.

Техники арт-терапии разнообразны и могут включать в себя не только рисование, но и скульптуру, создание коллажей, фототерапию, песочную терапию и даже музыку. Каждая из этих техник воздействует на подростков по-разному, поэтому важно подобрать тот метод, который наиболее комфортен и интересен конкретному ребёнку. Например, создание скульптуры из глины помогает развивать терпение и сосредоточенность, что полезно подросткам с импульсивным поведением. Песочная терапия способствует развитию самоконтроля и помогает справляться с тревожностью: подросток, строящий композицию из песка, учится контролировать свои действия, упорядочивать мысли и эмоции.

Ключевая роль арт-терапии заключается в том, что процесс творчества помогает подростку взглянуть на ситуацию со стороны, осознать её и изменить поведение. Работая над художественным образом, подросток исследует свои внутренние конфликты и учится находить пути их разрешения. Например, если подросток изобразил свою агрессию в виде тёмного, угрожающего персонажа, психолог может предложить изменить образ, добавив к нему более позитивные элементы или «превратив» персонажа в символ силы, а не угрозы. Таким образом, подросток начинает воспринимать свои чувства не как нечто опасное и непреодолимое, а как часть себя, которую можно контролировать и преобразовать.

Особенно полезна арт-терапия для подростков, испытывающих трудности в общении, страдающих от низкой самооценки и внутренней агрессии. Через творчество такие подростки получают позитивный опыт достижения цели, что положительно сказывается на их самооценке. Занятия по созданию рисунков или коллажей с позитивными образами помогают подростку сформировать более здоровую самооценку и увидеть себя с новой, более позитивной стороны.

Пример из практики: девушка 16 лет с низкой самооценкой и проблемами с агрессивным поведением в группе сверстников начала заниматься фототерапией. Ей было предложено создать фотоколлаж на тему «Моя сила». Сначала она испытывала трудности с выбором позитивных образов и акцентов, но по мере работы она начала осознавать и визуализировать свои сильные стороны, такие как упорство и целеустремленность. В итоге коллаж стал для неё символом уверенности в себе, и она смогла перенести этот опыт в свои отношения с окружающими.

Эффективность арт-терапии в работе с подростками также связана с её возможностью развивать навыки эмоциональной регуляции. Подростки, участвующие в арт-терапевтических сессиях, обучаются лучше осознавать свои эмоции и справляться с ними. Например, техника создания мандал или использование ярких красок может помочь подростку стабилизировать эмоциональное состояние. В ходе таких занятий подросток учится отличать, когда он находится в состоянии внутреннего напряжения, и применять творческие приёмы для его снижения.

Для педагога-психолога арт-терапия является ценным инструментом, так как она позволяет наладить доверительные отношения с подростком, который часто замкнут или враждебен к взрослым. В процессе творчества между подростком и психологом выстраивается особая форма взаимодействия, основанная на уважении и понимании. Психолог через арт-терапию имеет возможность глубже понять внутренний мир подростка и лучше оценить его переживания, что важно для дальнейшей коррекционной работы.

Однако важно помнить, что для успешного применения арт-терапии необходимо соблюдать несколько условий. Во-первых, занятия должны проходить в комфортной, свободной обстановке, где подросток может чувствовать себя непринуждённо и не бояться критики. Во-вторых, необходимо учитывать интересы и предпочтения подростка, предлагая ему те формы творчества, которые ему близки. Если подросток не любит рисовать, можно предложить коллажирование или работу с глиной. Творческий процесс должен приносить удовольствие, а не дополнительное напряжение.

Таким образом, арт-терапия является эффективным методом работы с подростками с девиантным поведением, так как она позволяет снизить уровень агрессии, повысить самооценку и развить навыки самоконтроля. Этот метод помогает подросткам выразить сложные чувства, наладить контакт с собой и окружающими, а педагогу-психологу — выстроить продуктивные отношения с подопечными. Арт-терапия — это не только способ коррекции поведения, но и возможность для подростка обрести новый способ общения с миром, через который он может научиться гармоничному взаимодействию с окружающими.

 

 

 

Список литературы

Белянина Е. И., Бибикова Н. В. Профилактика

девиантного

поведения в молодежной среде // Наука в жизни человека.

2022. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-v-molodezhnoy-srede

Желнин

Э. В. Профилактика

девиантного

поведения несовершеннолетних // Вестник науки. 2021. №8 (41). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-nesovershennoletnih

Маринина А. С. Арт-терапевтическая

нейрокоррекция

как своевременная интеграция подходов психологической помощи детям и подросткам // Вестник Московской международной академии.

2023. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskaya-neyrokorrektsiya-kak-svoevremennaya-integratsiya-podhodov-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-i-podrostkam

Якунина Е. В.,

Тремаскина

Е. В. Профилактика

девиантного

поведения подростков // Вестник магистратуры. 2016. №6-2 (57). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×