Арт-терапия как способ коррекции эмоционально-волевой сферы у школьников с ЗПР | Репринцева Ангелина Дмитриевна . Работа №294161
Автор: Репринцева Ангелина Дмитриевна
В статье рассматривается метод арт-терапии как один из эффективных способов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, коррекция эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии на протяжении всего детства. Как писал Л.С. Рубинштейн: «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Умение распознавать и понимать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей, владение достаточным уровнем самоконтроля и саморегуляции обеспечивает успешную адаптацию к новым условиям школьной среды и коллективу сверстников.
Эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучали многие педагоги, психологи и пришли к выводу, что одной из важных характеристик личности младшего школьника с ЗПР является незрелость эмоциональной сферы, которая обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта. У младших школьников с ЗПР отмечаются сложности в формировании самоконтроля и саморегуляции, сниженная способность к наблюдательности, эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие мотивации к речевому общению и любой продуктивной деятельности; им свойственен негативизм, раздражительность, обидчивость, агрессивность.
При работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, эффективно применение нетрадиционных методов коррекции. Они помогают в достижении максимально возможных успехов. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, сделать его более интересным, увлекательным для ребенка. У детей появляется устойчивая мотивация к выполнению заданий, что повышает продуктивность и скорость достижения поставленных целей.
УДК 37
Арт-терапия как способ коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Репринцева Ангелина Дмитриевна
педагог-психолог, клинический психолог ОКУ ЦППМСП
E-mail: kolokolova_91@mail.ru
Россия, Курск, ОКОУ «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»
В статье рассматривается метод арт-терапии как один из эффективных способов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, коррекция эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии на протяжении всего детства. Как писал Л.С. Рубинштейн: «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1]. Умение распознавать и понимать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей, владение достаточным уровнем самоконтроля и саморегуляции обеспечивает успешную адаптацию к новым условиям школьной среды и коллективу сверстников.
Эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучали многие педагоги, психологи и пришли к выводу, что одной из важных характеристик личности младшего школьника с ЗПР является незрелость эмоциональной сферы, которая обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта [2]. У младших школьников с ЗПР отмечаются сложности в формировании самоконтроля и саморегуляции, сниженная способность к наблюдательности, эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие мотивации к речевому общению и любой продуктивной деятельности; им свойственен негативизм, раздражительность, обидчивость, агрессивность [4].
При работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, эффективно применение нетрадиционных методов коррекции. Они помогают в достижении максимально возможных успехов. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, сделать его более интересным, увлекательным для ребенка. У детей появляется устойчивая мотивация к выполнению заданий, что повышает продуктивность и скорость достижения поставленных целей [3].
В Областном казенном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" педагоги-психологи активно и успешно используют нетрадиционные методы коррекционной работы, одним из которых является арт-терапия. Подбирая направления работы с детьми с ЗПР, психолог старается максимально разнообразить занятие, заинтересовать ребенка, чтобы общение со специалистом «было в радость», приносило большое количество положительных продуктивных эмоций, повышало мотивацию к занятиям и увеличивало эффективность работы.
Используя различные техники арт-терапии, мы ставим следующие цели:
- коррекция эмоционально-волевой сферы (коррекция тревожности, агрессивности и.т.д.);
- развитие высших психических функций;
- стабилизация психического состояния ребенка;
- коррекция поведения.
При использовании методов арт-терапии учитываются индивидуальные возрастные и психологические особенности воспитанников.
На различных этапах коррекционных занятий, в зависимости от поставленных целей и задач, педагоги-психологи ОКУ ЦППМСП используют различные варианты арт-терапевтических техник.
Ниже представлены несколько примеров работ детей младшего школьного возраста с ЗПР.
1. Техника «Где живут твои эмоции?» способствует осознанию локализации собственных эмоций, а, следовательно, возможности их контролировать, развивать навыки саморегуляции, снижать уровень тревожности.
Рис. 1. Рисунок техникой «Где живут твои эмоции?»
Иван, 7 лет.
2. Проработка эмоций красками. С помощью данной техники ребёнок может экологично «выплеснуть» эмоции, стабилизировать своё эмоциональное состояние, снизить напряжение в период адаптации к школе, осознать, какие цвета на данный момент времени вызывают спокойствие, снижают тревогу и использовать их в повседневной жизни.
Рис. 2. Проработка эмоций красками.
Полина, 9 лет.
Подводя итоги, необходимо отметить, что посредством арт-терапии специалисты могут успешно развивать все познавательные процессы, корректировать различные эмоциональные состояния, коммуникативные и поведенческие нарушения.
Библиографический список
1. Артеменко О.Н., Перепелица С.Ю. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. Москва: Просвещение, 2012.
2. Зеленкова И.В, Мазур Ю.Ю. Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР // Инновационная наука, 2019. №2.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системазнаний. – СПб.: Речь, 2003.
4. Шамухаметова З.Р. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2020.