Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Арт-терапия как способ коррекции эмоционально-волевой сферы у школьников с ЗПР | Репринцева Ангелина Дмитриевна . Работа №294161

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Репринцева Ангелина Дмитриевна
В статье рассматривается метод арт-терапии как один из эффективных способов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР. 

Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии на протяжении всего детства. Как писал Л.С. Рубинштейн: «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Умение распознавать и понимать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей, владение достаточным уровнем самоконтроля и саморегуляции обеспечивает успешную адаптацию к новым условиям школьной среды и коллективу сверстников.

Эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучали многие педагоги, психологи и пришли к выводу, что одной из важных характеристик личности младшего школьника с ЗПР является незрелость эмоциональной сферы, которая обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.  У младших школьников с ЗПР отмечаются сложности в формировании самоконтроля и саморегуляции, сниженная способность к наблюдательности, эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие мотивации к речевому общению и любой продуктивной деятельности; им свойственен негативизм, раздражительность, обидчивость, агрессивность.

При работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, эффективно применение нетрадиционных методов коррекции. Они помогают в достижении максимально возможных успехов. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, сделать его более интересным, увлекательным для ребенка. У детей появляется устойчивая мотивация к выполнению заданий, что повышает продуктивность и скорость достижения поставленных целей.

 

УДК 37

Арт-терапия как способ коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Репринцева Ангелина Дмитриевна

педагог-психолог, клинический психолог ОКУ ЦППМСП

E-mail: kolokolova_91@mail.ru

 

Россия, Курск, ОКОУ «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения»

 

В статье рассматривается метод арт-терапии как один из эффективных способов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: арт-терапия, задержка психического развития, коррекция эмоционально-волевой сферы.

 

Эмоционально-волевая сфера ребенка имеет особое значение в психическом развитии на протяжении всего детства. Как писал Л.С. Рубинштейн: «Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1]. Умение распознавать и понимать не только свои эмоции, но и эмоциональное состояние других людей, владение достаточным уровнем самоконтроля и саморегуляции обеспечивает успешную адаптацию к новым условиям школьной среды и коллективу сверстников.

Эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучали многие педагоги, психологи и пришли к выводу, что одной из важных характеристик личности младшего школьника с ЗПР является незрелость эмоциональной сферы, которая обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта [2]. У младших школьников с ЗПР отмечаются сложности в формировании самоконтроля и саморегуляции, сниженная способность к наблюдательности, эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень тревожности, отсутствие мотивации к речевому общению и любой продуктивной деятельности; им свойственен негативизм, раздражительность, обидчивость, агрессивность [4].

При работе с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере, эффективно применение нетрадиционных методов коррекции. Они помогают в достижении максимально возможных успехов. Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс, сделать его более интересным, увлекательным для ребенка. У детей появляется устойчивая мотивация к выполнению заданий, что повышает продуктивность и скорость достижения поставленных целей [3].

В Областном казенном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" педагоги-психологи активно и успешно используют нетрадиционные методы коррекционной работы, одним из которых является арт-терапия. Подбирая направления работы с детьми с ЗПР, психолог старается максимально разнообразить занятие, заинтересовать ребенка, чтобы общение со специалистом «было в радость», приносило большое количество положительных продуктивных эмоций, повышало мотивацию к занятиям и увеличивало эффективность работы.

Используя различные техники арт-терапии, мы ставим следующие цели:

- коррекция эмоционально-волевой сферы (коррекция тревожности, агрессивности и.т.д.);

- развитие высших психических функций;

- стабилизация психического состояния ребенка;

- коррекция поведения.

При использовании методов арт-терапии учитываются индивидуальные возрастные и психологические особенности воспитанников.

На различных этапах коррекционных занятий, в зависимости от поставленных целей и задач, педагоги-психологи ОКУ ЦППМСП используют различные варианты арт-терапевтических техник.

Ниже представлены несколько примеров работ детей младшего школьного возраста с ЗПР.

1. Техника «Где живут твои эмоции?» способствует осознанию локализации собственных эмоций, а, следовательно, возможности их контролировать, развивать навыки саморегуляции, снижать уровень тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Рисунок техникой «Где живут твои эмоции?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван, 7 лет.

 

2. Проработка эмоций красками. С помощью данной техники ребёнок может экологично «выплеснуть» эмоции, стабилизировать своё эмоциональное состояние, снизить напряжение в период адаптации к школе, осознать, какие цвета на данный момент времени вызывают спокойствие, снижают тревогу и использовать их в повседневной жизни.

Рис. 2. Проработка эмоций красками.

 

 

 

 

 

 

Полина, 9 лет.

 

Подводя итоги, необходимо отметить, что посредством арт-терапии специалисты могут успешно развивать все познавательные процессы, корректировать различные эмоциональные состояния, коммуникативные и поведенческие нарушения.

 

Библиографический список

1. Артеменко О.Н., Перепелица С.Ю. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. Москва: Просвещение, 2012.

2. Зеленкова И.В, Мазур Ю.Ю. Особенности и педагогические условия развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР // Инновационная наука, 2019. №2.

3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системазнаний. – СПб.: Речь, 2003.

4. Шамухаметова З.Р. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2020.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×