Арт-терапия в аспекте современной системы дополнительного образования детей | Корендяева Вера Николаевна. Работа №336294
Статья посвящена методам арт-терапии в системе дополнительного образования детей. Подробно рассматриваются танцевальная терапия, изотерапия, сказкотерапия и игротерапия. Арт-терапия в широком смысле слова – достаточно новое направление в коррекционной психологии, в основе которого лежит «исцеление» искусством и творчеством. Искусство, будь то создание его или наблюдение за чужим творческим «продуктом», используется, чтобы помочь «людям исследовать эмоции, развивать самосознание, справляться со стрессом, повышать самооценку и работать над социальными навыками» [3, 185].
Арт-терапия в аспекте современной системы дополнительного образования детей
Филатова Ирина Александровна – педагог дополнительного образования, МБУДО ЦДО «Реальная школа», г. Воронеж, Россия.
Ускова Татьяна Владиславовна - педагог дополнительного образования, МБУДО ЦДО «Реальная школа», г. Воронеж, Россия.
Корендяева Вера Николаевна - педагог дополнительного образования, руководитель структурного подразделения, МБУДО ЦДО «Реальная школа», г. Воронеж, Россия.
Аннотация: статья посвящена методам арт-терапии в системе дополнительного образования детей. Подробно рассматриваются танцевальная терапия, изотерапия, сказкотерапия и игротерапия.
Ключевые слова: арт-терапия, система дополнительного образования детей, танцевальная терапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия.
Арт-терапия в широком смысле слова – достаточно новое направление в коррекционной психологии, в основе которого лежит «исцеление» искусством и творчеством. Искусство, будь то создание его или наблюдение за чужим творческим «продуктом», используется, чтобы помочь «людям исследовать эмоции, развивать самосознание, справляться со стрессом, повышать самооценку и работать над социальными навыками» [3, 185]. Считается, что «творческое самовыражение может способствовать исцелению и психическому благополучию» [2, 34]. Дело в том, что в подсознании человека информация обретает вид символов, образов, метафор, которые имеют определённый эмоциональный посыл. Чтобы решить различные психологические проблемы методом арт-терапии, в каждом конкретном случае нужно найти или создать такой образ, вывеси на осознанный уровень и «проработать» его, освободившись от негативных чувств и эмоций.
Система современного дополнительного образования детей с её направленностью на всестороннее гармоничное развитие ребёнка как личности является благодатной почвой для применения арт-терапии как продуктивного способа психологической работы с подрастающим поколением.
Специфика процесса обучения в учреждениях дополнительного образования носит развивающий характер. Т.е. присутствует направленность прежде всего на развитие способностей и таланта, реализацию интересов детей. Следовательно, овладение детьми определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Важной задачей педагога становится не подача готового материала, а пробуждение интереса, раскрытие возможностей каждого пришедшего ребёнка.
Добровольные объединения детей по интересам, возможность свободного выбора образовательной деятельности, ориентир на индивидуальные склонности, комфортные условия для их творческой реализации в учреждениях дополнительного образования создают благоприятные условия для внедрения арт-терапии в практику их деятельности.
Все основные методы арт-терапии, такие, как изотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, игротерапия, с успехом реализуются в процессе обучения в системе дополнительного образования. Остановимся на каждом из методов чуть подробнее.
Изотерапия является одним из самых популярных методов в арт-терапии, в ней применяются методы изобразительного искусства. Обычно это рисование, но занятия декоративно-прикладным творчеством также легко вписываются в это направление. Рисунок, готовая поделка зачастую помогают понять эмоциональное состояние ребёнка, его образ мышления и внутренние проблемы.
Обязательными «показателями» к применению изотерапии служат стрессы, тревожность, психологическая скованность, эмоциональная неустойчивость, частые конфликтные ситуации, страхи, пониженная самооценка.
Особенно хорошо изотерапия способна прорабатывать страхи и негативные эмоции. С помощью рисунка или поделки страх может терять свой пугающий фактор, и он становится понятным, даже забавным. Склонность к агрессии можно нивелировать методичным рисованием, например, мандал, которые позволяют сосредоточиться на процессе и переключиться с внешних раздражителей на цветотерапию и прорисовку мелких деталей.
Танцевальная терапия является уникальным инструментом для познания ребенком себя. Танец очень серьёзно влияет на физическую и эмоциональную стороны человеческой личности, даёт существенную мотивацию на постоянное совершенствование и развитие. В связи с чем хореография является весьма эффективным и универсальным средством формирования личности ребёнка, его воспитания, развития важнейших эстетических чувств и эмоций.
Двигательная активность напрямую связана с мыслительным процессом. В танце легко воплощается единство тела и мышления. Танцевальная терапия очень актуальна в подростковом возрасте, когда перед подрастающим поколением открываются границы собственных возможностей и в то же время зачастую происходит самокритика, недовольство собой. Ритмическая двигательная деятельность помогает раскрепостить ребёнка, освободиться от стереотипов, вернуться к осознанию своей аутентичности.
В танцевальной терапии с успехом применяются упражнения на развитие коммуникации (коллективные танцы, танцевальные группы), на проработку эмоциональных состояний (различного вида растяжки, избавление от зажимов и т.д.), на развитие творческого мышления (различные тематические танцы, способствующие развитию воображения и актерского мастерства).
Сказкотерапия позволяет использовать метафорические ресурсы сказки для развития воображения, самосознания, улучшения взаимодействия с окружающим миром, избавления от страхов и комплексов. Сказка – это замечательный инструмент не только для развития детского воображения, но и для формирования навыков логичного повествования, умения последовательно излагать свои мысли.
Элементы сказкотерапии на занятиях в системе дополнительного образования зачастую помогают ребёнку «примерить» разные роли, что развивает важнейшее чувство эмпатии, помогает справиться с отрицательными эмоциями, которым свойственно нивелироваться, когда они выражены, пусть даже в игровой манере.
Со сказкотерапией очень связана игротерапия, в основе которой лежит педагогическая игра, обладающая четко поставленной задачей, ожидаемым педагогическим и психологическим результатом.
Игра сопровождает человека с самого рождения, поэтому она всегда понятна и близка. Игротерапия – это совокупность приёмов, воздействующих на ребенка, с привлечением различных игр для достижения конкретных целей. Игротерапия в дополнительном образовании способствует развитию у детей «познавательной активности, поддерживают интерес к изучаемому материалу» [1, 76], делают процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию, снимает психологические барьеры и эмоциональное напряжение, вызванное различными факторами.
На занятиях применяется большое количество видов игр, но самые популярные и универсальные следующие:
1. Игры-упражнения. Они занимают немного времени, развивают интерес к изучаемому материалу, помогают ребёнку осмыслить и закрепить новую информацию, сконцентрироваться на обучении, при этом сохраняя интерес к знаниям, которые подаются в игровой форме. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, шарады, загадки и другое.
2. Игры-путешествия также помогают осмыслить и закрепить подаваемый материал. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих и других «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом и другими учениками. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения, мотивация к изучению нового.
3. Ролевые игры являются одними из важнейших в детском коллективе. В них инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. В ней ребенок учится справляться с заданными жизненными ситуациями, делать правильный выбор, снимает психологические барьеры.
4. Игра-соревнование. Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры дети делятся на команды, и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры - наличие соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Данный вид игр помогает раскрепоститься, сплотить детский коллектив, научить помогать друг другу.
5. Театральные действия, игровые праздники. Такой вид игровых технологий позволяет задействовать большое количество детей, организовать коллективное творчество, помогает научиться работать в команде.
Игра задействует разные аспекты жизни и личности ребёнка, выявляет и помогает понять его чувства и эмоции, демонстрирует ему его сильные стороны, развивает коммуникабельность, сплачивает коллектив, поэтому метод игротерапии по праву считается одним из важнейших на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
Подводя итог, отметим, что методы арт-терапии по праву с каждым годом набирают всё большую популярность. В системе дополнительного образования детей арт-терапия даёт ощутимые результаты: развивает творческое мышление и воображение, снимает психологические барьеры, устраняет отрицательные эмоции, повышает мотивацию к обучению и приобретению новых знаний, помогает ребёнку больше понять самого себя, раскрыть свой потенциал, учит продуктивно работать в коллективе.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка // Вопросы психологии - 2009. –№ 6. - С. 76.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселёва. - СПб.: Речь, 2007. – С. 34.
3. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. - Москва: Генезис, 2014. - С. 185.