Название статьи:
Арт-терапия в работе с родителями особых детей | Михайлова Варвара Николаевна. Работа №353233
Дата публикации:
05.12.2024
Автор:
Михайлова Варвара Николаевна
Описание:
Тема: Арт-терапия в работе с родителями особых детей.
Родители особых детей - детей с ОВЗ разной степени сложности, в том числе с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна. Один из методов психологической поддержки родителей является арт-терапия.Тренинговая программа "Через тернии к звёздам"направлена на самораскрытие через творчество, релаксацию, повышение самооценки, уверенности в себе и т.д. Арт-терапевтические мероприятия имеют 3 этапа и соответствуют их задачам реабилитационного процесса. Перечислены использованные литературы и материалы в работе.
Арт-терапия в работе с родителями особых детей.
Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад №91 Росток г. Якутск.
Данная статья знакомит читателя с содержанием работы педагога-психолога МБДОУ Детский сад №91 Росток г. Якутска, на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.
Родители особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.
Эта категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка инвалида значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.
Рождение аномального ребёнка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Не случайно, эпиграфом к данной статье послужил моностих Владимира Маркова: О боже, я разбит, составь меня опять. Эта строка, как нельзя лучше передаёт душевное состояние родителей особых детей, находящихся в постоянном психологическом и физическом напряжении.
Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить пар и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания. Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций.
В детском саду №91 Росток для родителей особых детей была создана специальная арт-терапевтическая тренинговая программа Через тернии к звёздам, направленная на самораскрытие через творчество, повышение самооценки, уверенности в себе, релаксацию, снижение уровня психоэмоционального напряжения, развитие механизмов психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, что позволяет участникам справляться с разными стрессовыми ситуациями и регулировать своё эмоциональное состояние; программа, направленная на развитие новых навыков коммуникации и укрепление основанных на опыте совместной творческой деятельности связей, ослабляющих негативные психологические последствия социальной депривации, повышение уровня адаптации в социуме и т. д.
Арт-терапевтические мероприятия носят этапный характер и подразумевают соответствие их задач общим задачам реабилитационного процесса на всех трёх его этапах: подготовительном, основном и завершающем. Занятия по программе Через тернии к звёздам проводились регулярно, в течение года, с периодичностью – один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 2,5 – 3 часа.
Этапы и задачи реабилитационного процесса в арт-терапии.
Этапы
Задачи и примеры применяемых арт-техник
1-й этап – этап подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства
и установления отношений
в группе.
Подготовка необходимых материалов и средств арт-терапевтической деятельности; отбор кандидатов; исходная диагностика; знакомство участников друг с другом, налаживание эмоционального контакта между ними, установление доверительных отношений в группе; знакомство участников с пространством арт-терапевтического кабинета, принятие правил работы в группе и ритуалов начала и окончания занятия, стабилизация психоэмоционального состояния и начальное самораскрытие участников в контексте формирующихся групповых отношений.
Применяемые арт-техники: Рисование имени, Каракули, Рисунок на влажной бумаге, Кляксы, Рисование цветным песком, Создание мира на песке, Коллаж, Ассоциации с цветом, Бабочка желаний и др.
2-й этап –
основной (коррекционный) этап
и оценка
промежуточных результатов.
Поддержание атмосферы психологической безопасности и доверия; интенсификация взаимодействия; более глубокое самораскрытие участников в контексте развивающихся групповых отношений; раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников; преодоление тревоги и сопротивления; постепенная коррекция нарушений в эмоциональной сфере, в поведении, в отношении к себе и другим; раскрытие личностных ресурсов; оценка промежуточных результатов.
Применяемые арт-техники: Воспоминания детства, Моя семья – моя планета, Групповой коллаж, Чувства и состояние в данный момент, Спектрокарты, Маски, Игра в ассоциации, Выпускание пара, Рисование под музыку с драматизацией образов, Я в прошлом и я в настоящем и др.
3-й этап –
завершающий этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.
Подведение итогов: ретроспективный обзор работ; создание фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы в формате презентации в электронном виде; анкета обратной связи; рекомендации по дальнейшей работе; планирование перемен; тестирование; заключительные техники; ритуал завершения процесса.
Применяемые арт-техники: Символическое послание, Вручение символических посланий друг другу, Импровизация и др.
В работе использованы:
Арт-терапевтические техники Александра Ивановича Копытина.
Спектрокарты. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. У. Халкола, А. И. Копытин А.И.
Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В.
Психологические игры и упражнения для тренинга.
Игры на разогрев группы (упражнения-активаторы): Коленочки, А я еду..., Имя +, Снежный ком и другие. Игры на регуляцию психофизического и эмоционального состояния: Моя бразильская бабушка, А ну-ка, почеши мне спину..., Курочка, Буги-вуги и другие. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. /Под редакцией Левановой Е. А., серия Практикум по психологии. СПб.: Питер, 2006. Серия игр в ассоциации Dixit; игра Alias - Скажи иначе и другие.
Вместо заключения. Из высказываний участников группы:
Оправдалась надежда на помощь; радость общения с подругами по несчастью; чувство, что тебя понимают; раскрепощённость; чувство невесомости; оказывается, мы умеем рисовать; можно быть беззаботным и свободно разговаривать на любые темы; здесь можно полностью отвлекаться от проблем и забот.Появилось чувство, что жизнь продолжается и много хороших людей вокруг; позитивные чувства; сюда можно принести любую проблему и радость, и тебя поймут.На первых занятиях было много слёз, плакали все по очереди, потому что не с кем было поговорить о своей проблеме раньше; каждый человек дополняет здесь друг друга; у нас было много общего в рисунках; здесь нет зависти, а есть чувство поддержки; чувство искренней радости за другого человека. Обсуждаем даже семейные проблемы, делимся сокровенным; душевное родство, единение. Радость за других, что они тоже раскрылись; но некоторым нужна постоянная психологическая поддержка; мы здесь переживаем друг за друга, помогаем друг другу.
Использованная литература:
1. Копытин А.И. Практикум по Арт-терапии. СПб.: Питер, 2000г.
2. Халкола У.Н., Копытин А.И. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. Спектрокарты. СПб.: Речь, 2012г.
3. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 2008 г.
1
Скачать работу
Михайлова Варвара Николаевна, педагог-психолог
МБДОУ Детский сад №91 Росток г. Якутск.
Данная статья знакомит читателя с содержанием работы педагога-психолога МБДОУ Детский сад №91 Росток г. Якутска, на базе которого организована работа с родителями особых детей, направленная на гармонизацию психоэмоционального состояния и повышение уровня адаптации этих родителей в социуме.
Родители особых детей - детей с ограниченными возможностями здоровья разной степени сложности, в том числе детей с задержкой психоречевого и моторного развития, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, синдромом Дауна.
Эта категория родителей нуждается во всесторонней психологической поддержке в связи с тем, что трудности, которые испытывают семьи, воспитывающие ребёнка инвалида значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.
Рождение аномального ребёнка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Не случайно, эпиграфом к данной статье послужил моностих Владимира Маркова: О боже, я разбит, составь меня опять. Эта строка, как нельзя лучше передаёт душевное состояние родителей особых детей, находящихся в постоянном психологическом и физическом напряжении.
Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить пар и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания. Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций.
В детском саду №91 Росток для родителей особых детей была создана специальная арт-терапевтическая тренинговая программа Через тернии к звёздам, направленная на самораскрытие через творчество, повышение самооценки, уверенности в себе, релаксацию, снижение уровня психоэмоционального напряжения, развитие механизмов психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, что позволяет участникам справляться с разными стрессовыми ситуациями и регулировать своё эмоциональное состояние; программа, направленная на развитие новых навыков коммуникации и укрепление основанных на опыте совместной творческой деятельности связей, ослабляющих негативные психологические последствия социальной депривации, повышение уровня адаптации в социуме и т. д.
Арт-терапевтические мероприятия носят этапный характер и подразумевают соответствие их задач общим задачам реабилитационного процесса на всех трёх его этапах: подготовительном, основном и завершающем. Занятия по программе Через тернии к звёздам проводились регулярно, в течение года, с периодичностью – один раз в неделю, продолжительность каждого занятия 2,5 – 3 часа.
Этапы и задачи реабилитационного процесса в арт-терапии.
Этапы
Задачи и примеры применяемых арт-техник
1-й этап – этап подготовительных организационных процедур, исходной диагностики, знакомства
и установления отношений
в группе.
Подготовка необходимых материалов и средств арт-терапевтической деятельности; отбор кандидатов; исходная диагностика; знакомство участников друг с другом, налаживание эмоционального контакта между ними, установление доверительных отношений в группе; знакомство участников с пространством арт-терапевтического кабинета, принятие правил работы в группе и ритуалов начала и окончания занятия, стабилизация психоэмоционального состояния и начальное самораскрытие участников в контексте формирующихся групповых отношений.
Применяемые арт-техники: Рисование имени, Каракули, Рисунок на влажной бумаге, Кляксы, Рисование цветным песком, Создание мира на песке, Коллаж, Ассоциации с цветом, Бабочка желаний и др.
2-й этап –
основной (коррекционный) этап
и оценка
промежуточных результатов.
Поддержание атмосферы психологической безопасности и доверия; интенсификация взаимодействия; более глубокое самораскрытие участников в контексте развивающихся групповых отношений; раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников; преодоление тревоги и сопротивления; постепенная коррекция нарушений в эмоциональной сфере, в поведении, в отношении к себе и другим; раскрытие личностных ресурсов; оценка промежуточных результатов.
Применяемые арт-техники: Воспоминания детства, Моя семья – моя планета, Групповой коллаж, Чувства и состояние в данный момент, Спектрокарты, Маски, Игра в ассоциации, Выпускание пара, Рисование под музыку с драматизацией образов, Я в прошлом и я в настоящем и др.
3-й этап –
завершающий этап, оценка конечных результатов и подведение итогов.
Подведение итогов: ретроспективный обзор работ; создание фотоальбома – дневника, отражающего разные этапы работы в формате презентации в электронном виде; анкета обратной связи; рекомендации по дальнейшей работе; планирование перемен; тестирование; заключительные техники; ритуал завершения процесса.
Применяемые арт-техники: Символическое послание, Вручение символических посланий друг другу, Импровизация и др.
В работе использованы:
Арт-терапевтические техники Александра Ивановича Копытина.
Спектрокарты. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. У. Халкола, А. И. Копытин А.И.
Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Левченко И. Ю., Ткачёва В. В.
Психологические игры и упражнения для тренинга.
Игры на разогрев группы (упражнения-активаторы): Коленочки, А я еду..., Имя +, Снежный ком и другие. Игры на регуляцию психофизического и эмоционального состояния: Моя бразильская бабушка, А ну-ка, почеши мне спину..., Курочка, Буги-вуги и другие. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. /Под редакцией Левановой Е. А., серия Практикум по психологии. СПб.: Питер, 2006. Серия игр в ассоциации Dixit; игра Alias - Скажи иначе и другие.
Вместо заключения. Из высказываний участников группы:
Оправдалась надежда на помощь; радость общения с подругами по несчастью; чувство, что тебя понимают; раскрепощённость; чувство невесомости; оказывается, мы умеем рисовать; можно быть беззаботным и свободно разговаривать на любые темы; здесь можно полностью отвлекаться от проблем и забот.Появилось чувство, что жизнь продолжается и много хороших людей вокруг; позитивные чувства; сюда можно принести любую проблему и радость, и тебя поймут.На первых занятиях было много слёз, плакали все по очереди, потому что не с кем было поговорить о своей проблеме раньше; каждый человек дополняет здесь друг друга; у нас было много общего в рисунках; здесь нет зависти, а есть чувство поддержки; чувство искренней радости за другого человека. Обсуждаем даже семейные проблемы, делимся сокровенным; душевное родство, единение. Радость за других, что они тоже раскрылись; но некоторым нужна постоянная психологическая поддержка; мы здесь переживаем друг за друга, помогаем друг другу.
Использованная литература:
1. Копытин А.И. Практикум по Арт-терапии. СПб.: Питер, 2000г.
2. Халкола У.Н., Копытин А.И. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. Спектрокарты. СПб.: Речь, 2012г.
3. Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Психодиагностические методики для исследования личностных особенностей родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 2008 г.
1