Артикуляционная гимнастика (материал для воспитателей и родителей) | Суздаль Лилия Сергеевна. Работа №320854
Артикуляционная гимнастика.
План:
Теоретическая часть:
Артикуляционный аппарат - это
Артикуляционная гимнастика - это
Как это может помочь ребенку, который не занимается с логопедом
Почему воспитатели должны включать в работу по развитию артикуляционного аппарата.
Правила выполнения
Практическая часть:
Демонстрация и выполнение комплекса упражнений
Артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.
Артикуляционная гимнастика.
План:
Теоретическая часть:
Артикуляционный аппарат - это
Артикуляционная гимнастика - это
Как это может помочь ребенку, который не занимается с логопедом
Почему воспитатели должны включать в работу по развитию артикуляционного аппарата.
Правила выполнения
Практическая часть:
Демонстрация и выполнение комплекса упражнений
Артикуляционный аппарат
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К нему относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань.
Работает этот наш артикуляционный аппарат только в том случае, если каждый орган, каждая мышца этого органа функционирует правильно, без каких-либо изъянов и дисфункций.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений направленных на формирование правильного артикуляционного уклада.
У каждого произносимого звука есть свой определенный артикуляционный уклад.
Пример:
При произнесении звука [С]: губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха, образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам.
В основном если хоть 1 из укладов выполняется не правильно, то данная фонема считается не правильной и не соответствует звукам используемым в русском языке. (м/ з) Либо такой звук просто заменяется на другой. ([C]→[C`]).
Как это может помочь ребенку, который не занимается с логопедом
Иногда некоторым детям достаточно натренировать свой артикуляционный
аппарат
и они самостоятельно научаются произносить нужные звуки.
О таких детях говорят, что артикуляционный аппарат был просто не готов для произношения данных звуков.
Второй вариант, когда ребенок уже не может самостоятельно овладеть нужными звуками, и ему будет требоваться квалифицированная помощь специалиста. В данной ситуации каждодневное выполнение упражнений на артикуляцию, помогут ребенку и логопеду добиться более быстрого положительного результата.
(Ребенок натренирует артикуляцию, а логопеду уже не нужно будет столько времени тратить на его тренировку).
Ну и не стоит забывать, что артикуляционная гимнастика будет полезна
и для детей, не имеющих речевых нарушений.
Почему воспитатели должны включать в работу по развитию артикуляционного аппарата.
Основной принцип в логопедии и в коррекционной педагогике в целом - это принцип комплексности (т.е. воздействие всех необходимых специалистов в комплексе). Только в таком случаи работа специалистов будет эффективной.
Безусловно, артикуляционную гимнастику должны выполнять и родители со своими детьми. Но ребенок основное время прибывает в детском саду!
Ну и ответ на наш вопрос собственно сразу оказывается на поверхности.
Правила выполнения
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Выполнять упражнения после еды.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. В таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Можно воспользоваться небольшим зеркалом на подставке, в этом случае взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Практическая часть