Артикуляционная гимнастика с мамой | Большакова Мария Александровна. Работа №303300
Основная задача артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем (звуков).
Выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом часто не достаточно, особенно на начальном (подготовительном) этапе работы. Поэтому логопед включает в работу родителей.
В публикации освещена актуальность АГ, затронуты необходимые аспекты ее выполнения.
Артикуляционная гимнастика с мамой
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Самым подвижным органом является язык.
Он состоит из корня, спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка. Наибольшей подвижностью обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С, З, Ц), подниматься за верхние зубы (при Т, Д, Н), прижиматься к альвеолам (при Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при Р).
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке о), обнажать верхние и передние зубы (И, С, З, Ц, Л), слегка выдвигаться вперёд (Ш, Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы будут достаточно подвижны. А работа - координирована.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном положении).
4. Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Или с небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
7. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом для того, чтобы ребенок облизал ее.