Артикуляционные упражнения при дизартрии | Кожуховская Лариса Сергеевна. Работа №324417
Дизартрия — это нарушение просодической и произносительной стороны речи вследствие органического поражения ЦНС и (или) ее периферических отделов. При дизартрии необходимо уделять артикуляционным упражнениям значительное внимание. Уделять до 70% времени, особенно до постановки звуков, остальное время просодике и дыханию. Если ребенок не может выполнять упражнения самостоятельно, начинаем с пассивной гимнастики. Затем пассивная + активная. Затем – активная. Лучше использовать упражнения с функциональной нагрузкой.
Артикуляционные упражнения при дизартрии.
При дизартрии необходимо уделять артикуляционным упражнениям значительное внимание. Если ребенок не может выполнять упражнения самостоятельно, начинаем с пассивной гимнастики. Затем пассивная + активная. Затем – активная. Лучше использовать упражнения с функциональной нагрузкой, упражнения выполнять утрированно, максимально).
Развитие подвижности губ. Укрепление, активизация губ - очень важно при дизартрии.
- Окно, Заборчик-Трубочка, Хоботок
- Пропевание гласных. Изолированно. Потом ряд. Произнесение согласных (ССССШШШ)
- Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы
- При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б
- Удержание пробки, грецкого ореха при сомкнутых зубах. Усы - удержать между носом и губой любой предмет.
- Удержание плоских предметов губами в улыбке (линейка, лист и тд).
- Сплевывание. Отрывание губами частей от чго-то
Развитие чувствительности языка, нормализация тонуса
- Поглаживание, похлопывание, пошлепывание, покалывание
- Контрактотермия (теплое, холодное)
- Виброзонды
Активизация кончика языка
- Пересчет кончиком языка чего-то.
- Дотягиваемся до чего-то
- Вверх-вниз что-то поднимает или водим по чему-то.
- Удержание на кончике языка чего-то (сушек, мармеладных червячков)
- Облизывание предмета по кругу.
- Просовываем язык во что-то, и стараемся удержать тонкий кончик языка.
Развитие подвижности нижней челюсти
- Раскрывать и закрывать рот произвольно (н-р при звуке А), а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- Движение челюстью вперед-назад
- Производить движения нижней челюстью вправо и влево.
- Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
Активизация мышц мягкого неба, снятие тонуса с корня
- Покашливания. Язык наружу максимально и кашляем.
- Позевывания
- Капля воды на корень языка с проглатыванием под счет.
- Полоскание горла (имитация) со звуком (а, о) или с тяжелой жидкостью (кисель, кефир и тд)
- Кошечка умывается, «облизывает» свою лапку(руку).
Укрепление щечных мышц.
- Надувание- втягивание щек
- Выбивать воздух из надутых щек (кулаками или пальцами)
- Катание орешек за щеками, или логобусину.
- Перегоняем воздух из щеки в щеку.
Самоконтроль за органами артикуляции.
- Удерживаем подбородком на груди что-либо, н-р, колючий мячик и звучим, н-р Аааааа
- Мимические упражнения с поочередным закрыванием глаз
- Удержание оскала при отрывании чего-либо, сдвижением головы в сторону.
- Ритмичное жевание резиновой груши, резиновых игрушек под счет, под метроном. Удержание оскала при этом. Жевание твердой пищи (морковь, сушки).