Артикуляция и штрихи в исполнительской практике на духовых инструментах | Загретдинова Лениза Мирзануровна. Работа №339127
АРТИКУЛЯЦИЯ И ШТРИХИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Огромную роль в художественном исполнении играют штрихи. Однако целью в нашей методической разработке является рассмотрение взаимосвязей артикуляции как технического приема и штрихов как художественного результата. Также стоит отметить, что целью данного раздела является анализ возможностей обогащения этого арсенала в области артикуляции и штрихов -охарактеризовать их технические и художественные свойства.
Таким образом, мы приходим к выводу, что, несмотря на различия понятий «артикуляция» и «штрих», мы видим взаимосвязь артикуляции как технического приема и штрихов как художественного результата: артикуляция - это совокупность двигательных приемов, а штрихи - определение формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции.
Министрество кульутры Республики Татарстан
ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
АРТИКУЛЯЦИЯ И ШТРИХИ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
Методическая разработка
Загретдиновой Л.М.
Преподавателя по классу гобоя
ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
Артикуляция и штрихи.
Огромную роль в художественном исполнении играют штрихи. Это подтвердят как исполнители, так и педагоги. Потому что штрихи являются одним из наиболее важных исполнительских средств наряду с интонацией, динамическими оттенками, темпом и исполнительским ритмом (агогикой).
Знаменитые композиторы, дирижеры, музыковеды, исполнители сравнивали штрихи с выразительными речевыми приемами. Так, П.Казальс утверждал, что именно штрихи придают музыкальному интонированию характер своего рода речи. Это наблюдение отметил и Дм. Рогаль-Левицкий: «Движение смычка или штрих, если не считать окраски звука и различных способов его изменения, есть, в сущности, единственное средство музыкальной выразительности, имеет много общего с произносимыми певцом словами, где каждому слогу придается то или иное смысловое выражение».
Конечно, данное наблюдение в еще большой мере относится в духовым инструментам, в процессе исполнения которых , так же как в пении и в речи, принимают участие: легкие, артикуляционный аппарат, ротовая полость, язык, губы, гортань и т.д. Именно поэтому правомерно использование в музыкальной исполнительской практике термина «артикуляция», заимствованного из речевой фонетики.
Чем же отличаются артикуляция от штрихов?
Артикуляция - это совокупность двигательных приемов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. А под штрихами мы понимаем определение формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции. Штрихи отличаются один от другого целым рядом особенностей: характером возникновения звука (атака), его развития (стационарная часть) и окончания (затухания). Различны и способы соединения звуков, так и называемые переходные процессы.
Однако целью в нашей методической разработке является рассмотрение взаимосвязей артикуляции как технического приема и штрихов как художественного результата. Важно не только представление сведений о «классических» штрихах, т.е. уже широко известных и употребляемых в музыкальном искусстве, но и применение разнообразных неизвестных приемов, которому способствует современные музыка и тенденции развития исполнительских средств, заставляют расширять арсенал исполнительских средств. Также стоит отметить, что целью данного раздела является анализ возможностей обогащения этого арсенала в области артикуляции и штрихов - охарактеризовать их технические и художественные свойства. Из практики музыкантов известно, что даже незначительные изменения в артикуляционных движениях языка и рта приводят к заметным изменениям звучания инструмента. В методических же пособиях, руководствах рекомендуют использовать конкретные приемы артикуляции, отличающиеся один от другого - произнесение таких слогов ,как : «та-ту-та», «да-ду-ди», «ка-ку-ки», «га-гу-ги» или отдельных слогов.
К примеру, Н.И.Платонов в своей «Школе игры на флейте» проводит аналогию между артикуляцией при игре различных штрихов на флейте и артикуляцией речевых звуков «т», «д», « к». С.В.Розанов рекомендуется при игре на кларнете слог «та» для более продолжительного звука и «ти» для короткого. Р.П.Терехин в своей «Школе игры на фаготе» говорит: « Для овладения техникой «двойного удара» прибегают к произношению следующих слогов – «ту-ку», «тю-кю».
Рассмотрим различия понятий «артикуляция» и «штрих» на конкретном примере. Когда слушатель, определяя штрихи, говорит о staccato , то он имеет в виду характер звучания, при котором каждый звук начинается энергичной атакой с почти мгновенным нарастанием громкости, непродолжительной и убывающей по громкости стационарной частью и быстрым прекращением звука до окончания его нотированной длительности. Что же касается артикуляционного приема: при staccato язык как бы отталкивается от трости, мгновенно открывает доступ движению воздуха и отходит назад и несколько вниз. Легкие регулируют давление воздуха таким образом, чтобы дать мгновенный спад скорости движения воздушной струи. Затем язык снова приближается к трости и процесс при повторном извлечении звука возобновляется после паузы, которая образуется между звуками при staccato. Как мы видим, артикуляция и достигаемый ею звуковой результат (штрих)- есть явления, хоть и тесно связанные, но все же различные. Именно поэтому неразумно в практике применять их в одном и том же смысле.
Связь между артикуляцией и штрихом бывает отражена уже в самом названии штриха, например- saltando(прыгая), pizzicato(взятый щипком), по самому названию слышен характер движения смычка и руки. Но это не означает, что во всех названиях штрихов должен отражаться артикуляционный прием.
С точки зрения артикуляции, штрихи можно сгруппировать следующим образом:
В первую группу входят штрихи типа staccato, marcato, martele и различные динамические приемы - акценты, sf, fp и другие с так называемой «твердой атакой», соответствующих речевых слогов, начинающего с согласного звука «т». Здесь характерно то, что колебания связок начинаются только после момента раскрытия щели между верхним нёбом и языком. Отсутствие колебания связок при глухих согласных обеспечивает наиболее резкий толчок воздушной струи. Все виды данной атаки на гобое и всех духовых инструментах можно обозначить «интенсивной атакой», которая соответствует взрывным глухим согласным.
Во вторую группу входят штрихи, в которых применяется атака, соответствующая артикуляции звонкого согласного «д». В физиологическом смысле происходит следующее: связки начинают колебаться еще до момента полного раскрытия щели, благодаря которому толчок воздуха является не столь резким, как при глухих согласных. Тут артикуляция на гобое создает четкую, но не слишком резкую атаку. Такую смягченную, облегченную на слух атаку целесообразно обозначить «палатилизированной». К этой группе относятся такие штрихи, как: detache и spicato. Приведенные ранее штрихи у струнных инструментов являются прыгающими, довольно мягкими, с заметной стационарной частью штрихами, извлекаемыми без акцента, которые остаются ровными по звучанию, как в начальной стадии, так и при окончании. В их артикуляции участвует кисть, двигающая равномерно вверх и вниз.
Штрих staccato на тех же струнных совершенно другой характер. Очень острый, резкий, с заметным началом и окончанием - кисть рывком начинает звук, с акцентом и рывком его останавливает; ряд звуков исполняется на один смычок вверх или вниз. Поэтому, сравнивая штрихи spicato и staccato на струнных смычковых и духовых инструментах, напрашивается вывод, что по характеру они различны: staccato гораздо острее, резче и активнее по характеру, чем spicato, которое по характеру мягче, нежнее, как у певцов. Аналогия штрихов staccato и spicato при игре на струнных и духовых инструментах позволила при классификации штрихов по артикуляционным признакам отнести последний к группе штрихов со смягченной атакой. Такие же соображения относятся и к штриху detache. «Деташе» в игре на смычковых инструментах – извлечение каждого звука отдельным плавным движением смычка вверх или вниз. Полагаясь на последнюю характеристику, можно еще раз утвердить данный штрих detache к группе штрихов с палатилизированной атакой.
В третью группу входят штрихи с еще менее жесткой атакой, характеризующей термином «эластичная атака» или «мягкая атака». Данная атака достигается применением артикуляционных приемов, соответствующих речевым слогам, начинающимся с двойных согласных «дз», а также сочетания «д» с дифтонгами, например, «диа» и «дыа». К штрихам с эластичной атакой можно отнести, например, portato.
Четвертая группа штрихов – non legato, находящаяся на грани между раздельным и слитным исполнением, может быть определена как группа штрихов « фрикативной атакой». Фрикативными согласными (от латинского fricare- тереть) в фонетике называются такие согласные, при которых органы артикуляции сближены так, что между ними образуется щель, о стенки которой происходит трение струи воздух при выдохе. Это - «ф», «з», «ш», «с» и многие другие. В отличие от взрывных глухих и звонких, фрикативные звуки определяются мягкими толчками воздушной струи. Поэтому данную атаку мы называем фрикативной, что дает возможность избежать термина «атака без помощи языка», и вместе с тем передает сущность данного приема. При фрикативной атаки используется слог «фа». К этой группе можно соотнести изобразительный штрих frullato , соответствующий произнесению fp и mp, а также фонем типа увулярного «р» (картавый звук, произносимый с помощью маленького язычка. Однако стоит учитывать, что frullato дает жесткую атаку, если она соответствует речевому сочетанию mp, часто употребляемому трубачами и флейтистами. У гобоистов этот звук употребляется как мягкий.)
К фрикативной атаке входят штрихи с очень плавной атакой, состоящей как бы из незаметного возникновения звука. Графически в нотной записи данные штрихи не существуют, но необходимость данных штрихов исполнители ощущают довольно часто, особенно кларнетисты, которые этот «безымянный» пример применяют уже давно. Удачным термином может быть – фрикато. Итак, штрихи legato в соответствии с типом артикуляции в момент атаки можно разделить на четыре группы, расположенные в порядке постепенного смягчения атаки, от «твердого» и резкого приступа (интенсивная атака) до легкого почти незаметного возникновения звука (фрикативная атака).
В дополнение стоит отметить, что некоторые штрихи отличаются друг от друга и по затуханию. Так, например, staccato и острое staccato (staccatisimo) различны не только по длительности звука и паузы, следующей за ним, но и по характеру окончания. Штриху staccato соответствует артикуляция открытого слога «та», при котором прекращение процесса звукоизвлечения осуществляется, в основном, механизмами дыхательных органов, без активного участия языка.
Штриху staccatisimo соответствует как бы закрытый слог «тат», в котором язык активно участвует в прекращении звука. При этом становится возможным более короткое извлечение звука и более быстрое затухание.
Не все вышеперечисленные штрихи равно используются в исполнительской практике, этому есть объяснение: недостаточный уровень исполнительства, редкое применение штрихов. Однако осваивать их постепенно все же нужно. И, конечно же, контекст произведения, художественные задачи музыкального произведения определяют использование штрихов - все звуки могут быть использованы для определенных музыкальных целей. «В оркестре нет дурных звучаний»,- писал Н.А.Римский-Корсаков.
Таким образом, мы приходим к выводу, что, несмотря на различия понятий «артикуляция» и «штрих», мы видим взаимосвязь артикуляции как технического приема и штрихов как художественного результата: артикуляция - это совокупность двигательных приемов, а штрихи - определение формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
И.Ф.Пушечников «Искусство игры на гобое» 2005
Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960.
Рогаль-Левицкий Дм. Современный оркестр. М., 1953
Штейнпресс Б., Ямпольский И. Энциклопедический музыкальный словарь М., 1966.
Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. М.Л., 1946