Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Аспекты инновационного подхода к организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка | Архипова Ирина Владимировна. Работа №274537

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Архипова Ирина Владимировна
В статье рассматривается вопрос организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием инновационных форм обучения, обеспечивающих реализацию индивидуальной личностно-профессиональной траектории развития будущего специалиста. Эффективность организации самостоятельной работы студентов обеспечивается посредством интеграции разных уровней заданий в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся на основе личностно-ориентированного обучения. Такое обучение будет способствовать развитию и саморазвитию обучающихся, опираясь при этом на их иноязычный опыт как субъектов самостоятельной деятельности.

И.В. Архипова
АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В современных условиях перехода к личностно-ориентированной системе обучения и воспитания и новому социально-экономическому жизненному укладу, перед преподавателем открывается дверь в мир инноваций и новых образовательных технологий, одновременно актуализировав множество проблем и вопросов, на которые до настоящего времени не получены четкие ответы. Актуальность исследования обусловлена тем, что практика показывает, что наиболее остро стоят вопросы, связанные с подготовкой специалистов в соответствии с требованиями Современной концепции образования (ФГОС), максимальной реализацией компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов, инновационными образовательными технологиями как основополагающими при организации самостоятельной работы студентов и т.д. В данных условиях мы рассматриваем внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс и к их повсеместному использованию преподавателями в организации самостоятельной работы студентов (СРС) и при изучении иностранных языков. Если в профессиональной деятельности современного преподавателя СПО наряду с традиционными будут широко применяться инновационные образовательные технологии, то это позволит эффективно реализовать компетентностный, практико-ориентированный и профессионально-личностный подходы. Обращение к инновационным психолого-педагогическим технологиям в процессе подготовки конкурентоспособной личности будущего специалиста не является случайным. Исследователи в качестве основных выделяют такие основные их признаки как диалогичность мышления, наличие обратной связи, принудительная активация мышления и поведения, повышенная эмоциональность, рефлексия, которые позволяют изменить содержание образовательного процесса и позицию студентов в этом процессе [1].
Главная задача преподавателя в организации СРС при обучении иностранному языку состоит в том, чтобы научить каждого студента самостоятельно использовать свой мотивационный, интеллектуальный, иноязычный, творческий ресурс в выполнении заданий СРС. Другими словами, активная самостоятельная работа студентов возможна при устойчивой мотивации.
Практика показывает, что необходимо и использование преподавателем при разработке материалов для СРС заданий разноуровневого плана. Изменения в средствах коммуникации, которые происходят в сегодняшнем обществе, требуют от студентов постоянного и непрерывного совершенствования навыков коммуникации. Современные государственные стандарты по обучению иностранным языкам требуют от обучащихся способность и готовность совершать межкультурное взаимодействие с носителями языка [2]. Таким образом, сегодня эффективно использовать при изучении иностранного языка задания, которые имеют репродуктивный, реконструктивный, эвристический и творческий характер. Задания для СРС репродуктивного уровня (работа по образцу) предполагают задания на воспроизведение знаний, умений. В качестве форм отчетности выступают выполненные тестовые задания, методическая разработка, словарь терминов и т.д. [3]. Характерным признаком реконструктивного уровня СРС является то, что в самом задании сообщается общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Формами отчетности могут стать резюме, аннотация, логическая схема, конспект, доклад, сводная таблица, реферат. Самостоятельная работа студентов эвристического уровня предполагает создание нестандартных ситуаций. Это могут быть такие задания, как анализ и решение проблемных ситуаций, решение предложенных кейсов, разработка планов, конспектов, диалогов к предложенной теме, выполнение заданий с применением арт-технологий (библио-, изо-, музыко-, драма-, сказкотерапия), анализ видеоматериалов и пр. Формами отчетности могут быть модель соотношения понятий с комментарием, план, конспект, сценарий, продукт творческой деятельности арт-технологий (рисунок, коллаж, синквейн, сочинение), аналитический отчет по заданной форме и др. При выполнении исследовательского (творческого) уровня СРС проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. В качестве форм отчетности студенты готовят статьи, тезисы, сочинения, исследовательские проекты, оформленный кейс и др. [4].
Эффективность выбора формы организации и проверки самостоятельной работы возможно осуществлять как индивидуально, так и посредством работы с группой. Одним из инновационных способов организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка, позволяющих реализовать индивидуальную траекторию профессионально-личностного становления специалиста, можно считать портфолио. Такая форма работы развивает у обучающихся умение анализировать и оценивать процесс собственного развития и профессиональных компетенций [5].
Таким образом, эффективность организации самостоятельной работы студентов обеспечивается посредством интеграции репродуктивного, реконструктивного, эвристического и творческого уровней заданий в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся на основе инновационных технологий и личностно-ориентированного обучения. Такой подход в обучении мотивирует студентов к осуществлению самостоятельной деятельности учения за счет выполнения заданий, стимулирующих самопознание, самообучение, самовоспитание, самокоррекцию и самоконтроль студентов, позволяет вывести личность на новый уровень развития, повысить ее конкурентоспособность, сформировать способность к самостоятельной творческой деятельности и обеспечить формирование позитивного имиджа.
Список литературы
1. Ходжаян А.Б. Организация самостоятельной работы студентов как необходимое условие эффективного образовательного процесса в медицинском вузе / А.Б. Ходжаян, Н.В. Агранович. Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2011, 30 с.
2. https://krippo.ru/files/metod/engl.pdf
3. Росина Н.А. Организация СРС в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 109 114.
4. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov-universiteta
5. Соколова И.Ю. Формирование социально-личностной компетентности специалиста средствами инновационных образовательных технологий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 5(38). С. 203 210.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×