Ассоциативное мышление на уроках изобразительного искусства | Тарасова Александра Алексеевна. Работа №327344
Ассоциативное мышление является одним из ключевых навыков, которые развиваются у учеников на уроках изобразительного искусства. Оно позволяет не только формировать творческое восприятие мира, но и развивать способность к анализу, синтезу и обобщению информации. Изобразительное искусство предоставляет уникальную среду для развития творческого мышления и способности к ассоциациям. Ассоциативное мышление – это способность устанавливать связи между различными идеями, формировать нестандартные концепции и решения. Важность данного типа мышления подчеркивается в контексте развития личности и формирования комплексного мыслительного аппарата. В данной статье мы рассмотрим, как развивать ассоциативное мышление у учащихся и какие педагогические подходы следует использовать для этого.
АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: РАЗВИТИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Тарасова Александра Алексеевна
студентка
Научный руководитель: Беляева Людмила Юрьевна
к.п.н., доцент
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Аннотация: В современном образовательном контексте, особенно в рамках изучения изобразительного искусства, важное значение приобретает развитие когнитивных навыков, таких как ассоциативное мышление. Данная статья посвящена исследованию эффективных методов и подходов к стимуляции ассоциативного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: ассоциация, мышления, воображение, творчество, развитие, школьный возраст.
ВВЕДЕНИЕ
Ассоциативное мышление является одним из ключевых навыков, которые развиваются у учеников на уроках изобразительного искусства. Оно позволяет не только формировать творческое восприятие мира, но и развивать способность к анализу, синтезу и обобщению информации. Изобразительное искусство предоставляет уникальную среду для развития творческого мышления и способности к ассоциациям. Ассоциативное мышление – это способность устанавливать связи между различными идеями, формировать нестандартные концепции и решения. Важность данного типа мышления подчеркивается в контексте развития личности и формирования комплексного мыслительного аппарата. В данной статье мы рассмотрим, как развивать ассоциативное мышление у учащихся и какие педагогические подходы следует использовать для этого.
Что такое ассоциативное мышление?
Ассоциативное мышление – это процесс установления связей между различными объектами или явлениями, основанный на сходстве, контрасте или причинно-следственных связях. Ученики, обладающие развитым ассоциативным мышлением, способны быстро находить взаимосвязи между различными элементами и создавать оригинальные идеи и решения. Ассоциативное мышление играет важную роль в процессе обучения детей изобразительному искусству. Оно помогает детям устанавливать связи между разными объектами и явлениями, что способствует развитию их творческого потенциала и способности к анализу.
Ассоциативное мышление тесно связано с творчеством и способностью видеть неочевидные взаимосвязи. Теории развития мышления, предложенные психологами, такими как Жан Пиаже и Лев Выготский, предоставляют основу для понимания этого процесса у детей. Важность визуальной стимуляции и свободного творчества подчеркивается в рамках этих теоретических концепций.
Развитие ассоциативного мышления на уроках ИЗО
Метод свободных ассоциаций заключается в том, чтобы ученик мог свободно высказывать свои мысли и идеи, связанные с заданной темой. Учитель может задавать тему или идею, а ученики должны предложить свои ассоциации с ней. Это помогает развить способность к творчеству и созданию новых идей.
Развитие ассоциативного мышления у учеников можно начать с самых простых заданий, например, предложить им нарисовать ассоциативный ряд на заданную тему. Например, если тема урока – “Город”, то ученики могут нарисовать улицу, автомобиль, светофор, дерево, дом, человека и т.д. Такое задание поможет ученикам научиться видеть взаимосвязи между объектами и явлениями и использовать их для создания своих работ.
Работа с образами заключается в создании изображений, которые связаны с заданной темой или идеей. Ученики могут создавать рисунки, коллажи, аппликации и другие виды работ. Работа с образами позволяет ученикам лучше понять свои мысли и эмоции, а также научиться создавать новые образы на основе существующих.
Творческие задания могут быть различными, но они всегда должны стимулировать ассоциативное мышление учеников. Например, ученики могут нарисовать свой любимый предмет, свое любимое животное, свою семью и т.д.
Еще одним эффективным методом развития ассоциативного мышления является метод “мозгового штурма”. В рамках этого метода ученики должны предложить как можно больше идей на заданную тему, не оценивая их на предмет правильности или неправильности. Затем учитель может обсудить с учениками наиболее интересные идеи и помочь им развить их.
Педагогические подходы в развитии ассоциативного мышления
на уроках ИЗО
Для развития ассоциативного мышления необходимо использовать различные педагогические подходы, которые помогут ученикам научиться анализировать информацию и находить связи между различными явлениями.
Одним из таких подходов является метод проектов, который предполагает создание учащимися оригинальных творческих работ на основе полученных знаний и опыта. В рамках этого метода ученики могут работать в группах, что позволяет им обмениваться идеями и опытом и развивать свои навыки работы в команде.
Также эффективным подходом является использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций и т. д. Эти методы помогают ученикам не только развивать свои коммуникативные навыки, но и учат их анализировать информацию и делать выводы.
Использование Игровых Элементов
Игровые методики могут быть эффективным средством развития ассоциативного мышления. Задания, основанные на игре, позволяют детям свободно экспериментировать и находить нестандартные ассоциации в процессе творчества.
Интеграция Мультимедийных Технологий
Использование современных технологий, таких как компьютерные программы для рисования, позволяет расширить границы творческого мышления. Мультимедийные инструменты могут стать катализатором для ассоциаций, предоставляя учащимся возможность работать с разнообразными материалами и формами.
Проектная Деятельность
Введение проектной методики на уроках изобразительного искусства способствует формированию связанных идей. Структурированные проекты позволяют учащимся видеть взаимосвязи между элементами и создавать цельные концепции.
Эмпирические Исследования
Проведение эмпирических исследований на практике позволит оценить эффективность вышеупомянутых подходов. Сравнение результатов и изучение воздействия каждого метода на развитие ассоциативного мышления позволит сформировать более полное представление о педагогической эффективности.
Другой подход заключается в использовании творческих заданий, которые стимулируют ассоциативное мышление. Например, ученикам можно предложить нарисовать свой страх, свою мечту или свое будущее. Такие задания помогают ученикам лучше понимать свои чувства и мысли, а также развивать ассоциативное мышление.
Обучение критическому мышлению - еще один важный аспект развития ассоциативного мышления. Учителя должны научить учеников анализировать и оценивать свои идеи и работы, а также находить ошибки и исправлять их.
Развитие коммуникативных навыков - еще один аспект развития ассоциативного мышления, который важно учитывать. Учителя должны помочь ученикам научиться общаться и выражать свои мысли и идеи.
Создание условий для творчества - еще один важный аспект в развитии ассоциативного мышления. Учителя должны создать условия, в которых ученики могут свободно выражать свои идеи и мысли, не боясь критики или осуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что развитие ассоциативного мышления на уроках изобразительного искусства является важным аспектом творческого развития учащихся.
Развитие ассоциативного мышления на уроках изобразительного искусства играет ключевую роль в формировании творческой личности. Эффективные педагогические методики, основанные на игровых элементах, интеграции технологий и проектной деятельности, могут стать мощным инструментом в этом процессе. Педагогические подходы и методы, рассмотренные в данной статье, помогут учителям изобразительного искусства эффективно развивать ассоциативное мышление у своих учеников. Так же практическое внедрение этих подходов помогут улучшить образовательные стандарты и способствовать всестороннему развитию учащихся.
Список литературы:
1. Брунер, Дж. (1977). Процесс обучения. Москва: Прогресс.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Давыдов, В. В. (2006). Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР.
4. Давыдов, В. В., Кудрявцев, В. Т., Розет, И. М., & Филатов, В. П. (2012). Развивающее образование: теоретические основания. Вопросы психологии, 1, 3-16.
5. Ильенков, Э. В. (1991). Диалектическая логика. Москва: Политиздат.
6. Калмыкова, З. И. (1981). Продуктивное мышление как основа обучаемости. Москва: Педагогика.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург : Питер, 2000. - 705, [7] с.
8. Леонтьев, А. Н. (1959). Психологические вопросы сознательности учения. В А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов (ред.), Психология сознания: избранные психологические труды (с. 23-42). Москва: Издательство Московского университета.
9. 10. Шадриков, В. Д. (1996). Психология деятельности и способности человека. Москва: Логос.