Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Автоматизация "С-Сь" у дошкольников и у младших школьников | Мой кабинет. Работа №343847

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автоматизация "С-Сь" у дошкольников и у младших школьников.

Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду.  Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «СССС», затем слогов с этим звуком — СА, СЭ, СЫ, СО, СУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком. Предметные картинки со звуком «С-СЬ» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Са-са-са, оса», «Сы-сы-сы, усы», «Со-со-со, сок». Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребенка к использованию отработанного звука в повседневной жизни. Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч, Р — Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо «С» произносил «Ф», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «Ф»). Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков. Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях. Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.  Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука. Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, дуП». ___________________________________ Автоматизация звука «С-Сь»: Со-со-со — пробил автобус колесо. Са-са-са — вот летит оса. Су-су-су — в лесу видели лису. Са-са-са — под кустом сидит лиса. Са-са-са — в сказке были чудеса. Сы-сы-сы — у сома усы. Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе. Со-со-со — сдулось колесо. Са-са-са — у Сони коса. Сы-сы-сы — тикают часы. Сы-сы-сы — на стене висят часы. Су-су-су — ягоды в лесу. Су-су-су — тихо осенью в лесу. Ся-ся-ся — встретили гуся.  Се-се-се — еду на гусе. Ос-ос-ос — на поляне много ос. Ус-ус-ус — мы несём домой арбуз. Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас. Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс. Ас-ас-ас — мы купили ананас. Ась-ась-ась — вот плывет карась. Ус-ус-ус — у Сони много бус. Ус-ус-ус — намотай себе на ус. Ис-ис-ис — в лесу много лис. Ос-ос-ос — вот косматый пёс. Ост-ост-ост — у кота пушистый хвост. Сту-сту-сту — полицейский на посту. Сты-сты-сты — смородины кусты. Сну-сну-сну — скорей встречай весну. Сна-сна-сна — высокая сосна. ОСА Са-са-са — полосатая оса. Су-су-су — не поймать в саду осу. Сы-сы-сы — есть ли у осы усы? ЛИСА Са-са-са — будет в доме жить лиса. Сы-сы-сы — дом просторный у лисы. Су-су-су — дом порадует лису. Се-се-се — в гости мы идём к лисе. РОСА Са-са-са — на траве блестит роса. Су-су-су — пьёт жучок в саду росу. Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы. АНАНАС Ас-ас-ас — купил Саня ананас. Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус. Ос-ос-ос — прилетела сотня ос. СМОРОДИНА Сна-сна-сна — в саду ягода красна. Сна-сна-сна — как смородина вкусна. Сну-сну-сну — вот наемся и усну. Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны. Слава съел салат капустный, Был салат капустный вкусный. Пёс Барбос совсем раскис, Дам ему ирис «Кис-кис». Идут леском Гусак с гусаком. Глядят свысока Гусак на гусака. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели — все в снегу. На санках Соня с Саней Едут, санки погоняя. Санки скок, Саню — в бок, Соню — бух в сугроб. Сто столичных мастеров Смастерили сто столов. Сто столов сосновых Для семи столовых. На листке блестит роса, Словно грустная слеза. Здесь с утра оса грустила И слезинку позабыла. В сумке я сухарь несу, Я несу сухарик псу. Пёс сухарик покусает И со мною поиграет. На сосне сидит сова, Говорит сова слова: «Со стола совенок слез». Все слова не букву «ЭС». Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна ___________________________________ У Сони коса до самого пояса. У Сони посылка, в ней бусы и косынка. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. У маленькой Сани сани едут сами. Вот сосиски для собачьей миски. Усы у снеговика не выросли пока. Снег для снеговика слаще сахарка. Сахар для осы вкуснее колбасы. У костра сестрички — искры невелички. Сухой сук  нёс барсук. В слове «носок»  есть «сок». Сыта киска —  пуста миска. Сова не спит, на суку сидит. У совы совёнок непоседа с пелёнок. Синичка — снегирю сестричка. Оса боса  и без пояса. С осени и до весны мишки спят и смотрят сны. Эстонцу эскимос сто эскимо принёс. Мама съела апельсин, Абрикосы слопал сын. Ананасы на сосне Света видела во сне. Просит Сашу киска: «Поделись сосиской». В саду средь ветвей Свистит соловей. Коса, коси, стог сена накоси! Есть у Сани снегокат. Есть у Сани сани. Дайте Сане снегопад — Он катать всех станет. Сорока скакала, Сплетни собирала. Сплетни собирала, Сказки сочиняла. Сидел воробей на сосне. Заснул и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне. Под кустом лиса уснула, И оса лису куснула. Под кустом не спи лиса — Сторожит тот куст оса. ___________________________________ СЛОНЫ Слоны умны, слоны смирны, Слоны спокойны и умны. Е. Благинина ___________________________________ СОН Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят, Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пёс, Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унЁс Всех… В. Лунин ___________________________________ СОРОК СОРОК Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок — Сразу поссорились сорок сорок! Ю. Кушак ___________________________________ СОНЯ-СОНЯ Соня очень любит спать. Соней Соню стали звать. Соня-соня спит весь день, Погулять ей даже лень. Посмотри-ка, Сонюшка: На дворе-то солнышко. М. Лепилина ___________________________________ Спит спокойно старый слон — стоя спать умеет он! С. Маршак ___________________________________ КОГДА СОВА ЛОЖИТСЯ СПАТЬ? Соблюдается Совой Распорядок Часовой: Ночью, в ЧАС — по распорядку Совы делают зарядку. Циферблат покажет ДВА — В магазин спешит Сова. В ТРИ — готовит суп. В ЧЕТЫРЕ — Вытирает пыль в квартире. В ПЯТЬ — Сова идёт читать. В ШЕСТЬ — она садится есть. СЕМЬ показывают стрелки — В гости к ней приходят Белки. Не поздней ВОСЬМИ часов — Совещание у сов. Но как только ДЕВЯТЬ бьёт, В лес гулять Сова идёт. В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье. А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье. Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов — Двери в доме на засов. В полдень ей пора в кровать. Любит днём Сова поспать. Дальше всё по распорядку: В ЧАС — встаёт. И на зарядку… Андрей Усачёв

Автоматизация звука «С-СЬ»

Этап 1: для постановки проблемного для ребёнка звука мы рекомендуем обратиться к логопеду. 
Этап 2: данное логопедическое пособие предназначено для автоматизации уже поставленного звука. Сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука «СССС», затем слогов с этим звуком — СА, СЭ, СЫ, СО, СУ. Далее тренируем произношение слов с проблемным звуком.
Предметные картинки со звуком «С-СЬ» можно использовать для тренировки как слов, так и слогов. Для этого озвучивайте картинки так: «Са-са-са, оса», «Сы-сы-сы, усы», «Со-со-со, сок».
Этап 3: автоматизация нового звука в стихах или рассказах — позволяет подготовить ребенка к использованию отработанного звука в повседневной жизни.
Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С — Ш, Ть — Ч, Р — Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо «С» произносил «Ф», постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук «Ф»).
Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении, выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения обоих звуков.
Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи больше 8 строчек — малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях.
Читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Совместное произношение будет мешать работе. Читая ребенку, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук, тем самым вы облегчите ребенку задачу: ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов. 
Не стоит специально заучивать стихи наизусть. Те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. Пусть это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.
Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» — эти слова читаются так: «сАва, кАрова, дуП».
___________________________________
Автоматизация звука «С-Сь»:

Со-со-со — пробил автобус колесо.
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — в лесу видели лису.
Са-са-са — под кустом сидит лиса.
Са-са-са — в сказке были чудеса.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сэ-сэ-сэ — рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со — сдулось колесо.
Са-са-са — у Сони коса.
Сы-сы-сы — тикают часы.
Сы-сы-сы — на стене висят часы.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Су-су-су — тихо осенью в лесу.
Ся-ся-ся — встретили гуся. 
Се-се-се — еду на гусе.
Ос-ос-ос — на поляне много ос.
Ус-ус-ус — мы несём домой арбуз.
Ас-ас-ас — пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс — мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас — мы купили ананас.
Ась-ась-ась — вот плывет карась.
Ус-ус-ус — у Сони много бус.
Ус-ус-ус — намотай себе на ус.
Ис-ис-ис — в лесу много лис.
Ос-ос-ос — вот косматый пёс.
Ост-ост-ост — у кота пушистый хвост.
Сту-сту-сту — полицейский на посту.
Сты-сты-сты — смородины кусты.
Сну-сну-сну — скорей встречай весну.
Сна-сна-сна — высокая сосна.

ОСА
Са-са-са — полосатая оса.
Су-су-су — не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы — есть ли у осы усы?

ЛИСА
Са-са-са — будет в доме жить лиса.
Сы-сы-сы — дом просторный у лисы.
Су-су-су — дом порадует лису.
Се-се-се — в гости мы идём к лисе.

РОСА
Са-са-са — на траве блестит роса.
Су-су-су — пьёт жучок в саду росу.
Сы-сы-сы — вышло солнце — нет росы.

АНАНАС
Ас-ас-ас — купил Саня ананас.
Ус-ус-ус — сладок ананас на вкус.
Ос-ос-ос — прилетела сотня ос.

СМОРОДИНА
Сна-сна-сна — в саду ягода красна.
Сна-сна-сна — как смородина вкусна.
Сну-сну-сну — вот наемся и усну.
Сны-сны-сны — снятся сладкие мне сны.

Слава съел салат капустный,
Был салат капустный вкусный.

Пёс Барбос совсем раскис,
Дам ему ирис «Кис-кис».

Идут леском
Гусак с гусаком.
Глядят свысока
Гусак на гусака.

Соня, погляди в окно,
Сколько снегу нанесло!
И в лесу, и в саду
Сосны, ели — все в снегу.

На санках Соня с Саней
Едут, санки погоняя.
Санки скок, Саню — в бок,
Соню — бух в сугроб.

Сто столичных мастеров
Смастерили сто столов.
Сто столов сосновых
Для семи столовых.

На листке блестит роса,
Словно грустная слеза.
Здесь с утра оса грустила
И слезинку позабыла.

В сумке я сухарь несу,
Я несу сухарик псу.
Пёс сухарик покусает
И со мною поиграет.

На сосне сидит сова,
Говорит сова слова:
«Со стола совенок слез».
Все слова не букву «ЭС».

Подборка речевого материала: учитель-логопед Дурнева Марина Алексеевна
___________________________________
У Сони коса
до самого пояса.

У Сони посылка,
в ней бусы и косынка.

Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.

У маленькой Сани
сани едут сами.

Вот сосиски для
собачьей миски.

Усы у снеговика
не выросли пока.

Снег для снеговика
слаще сахарка.

Сахар для осы
вкуснее колбасы.

У костра сестрички —
искры невелички.

Сухой сук 
нёс барсук.

В слове «носок» 
есть «сок».

Сыта киска — 
пуста миска.

Сова не спит,
на суку сидит.

У совы совёнок
непоседа с пелёнок.

Синичка —
снегирю сестричка.

Оса боса 
и без пояса.

С осени и до весны
мишки спят и смотрят сны.

Эстонцу эскимос
сто эскимо принёс.

Мама съела апельсин,
Абрикосы слопал сын.

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской».

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

Коса, коси, стог
сена накоси!

Есть у Сани снегокат.
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад —
Он катать всех станет.

Сорока скакала,
Сплетни собирала.
Сплетни собирала,
Сказки сочиняла.

Сидел воробей на сосне.
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.

Под кустом лиса уснула,
И оса лису куснула.
Под кустом не спи лиса —
Сторожит тот куст оса.
___________________________________
СЛОНЫ

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Е. Благинина
___________________________________
СОН

Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят,
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс,
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унЁс
Всех…

В. Лунин
___________________________________
СОРОК СОРОК

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок —
Сразу поссорились сорок сорок!

Ю. Кушак
___________________________________
СОНЯ-СОНЯ

Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день,
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка:
На дворе-то солнышко.

М. Лепилина
___________________________________
Спит спокойно старый слон —
стоя спать умеет он!

С. Маршак
___________________________________
КОГДА СОВА ЛОЖИТСЯ СПАТЬ?

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:
Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.
В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.
А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов.
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…

Андрей Усачёв

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×