Автоматизация звуков с опорой на деятельность ребенка | Кожеурова Наталья Михайловна. Работа №277098
Автор: Кожеурова Наталья Михайловна
В данном материале рассматривается вопрос об автоматизации звуков с опорой на деятельность ребенка дошкольного возраста, проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих коррекционную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
При работе с детьми, рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи включения разных видов детской деятельности.
За последние годы уровень речевого развития дошкольников значительно снизился. Следовательно, у детей появляются трудности с овладением письма, они медлительны и неуверены в себе. Кроме речевых нарушений, замедляется развитие двигательной сферы, а именно неточность выполнения движений, несоблюдение темпа, недостаточность координации.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ С ОПОРОЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА КОЖЕУРОВА
учитель – логопед, муниципального дошкольного образовательного
бюджетного учреждения детского сада
комбинированного вида № 49 г. Сочи
муниципального образования городской округ
город – курорт Сочи Краснодарского края
т_kozheurova@mail.ru
В данном материале рассматривается вопрос об автоматизации звуков с опорой на деятельность ребенка, проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих коррекционную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи.
При работе с детьми, рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи включения разных видов детской деятельности.
Ключевые слова: автоматизация звуков, эффективные приемы автоматизации звуков, деятельностный подход, приоритетные виды детской деятельности.
Тема «Автоматизация звуков с опорой на деятельность ребёнка» выбрана не случайно. Логопеды часто сталкиваются с тем, что у большинства детей очень долгий процесс автоматизации звуков.
Изучая авторов, каждый специалист в своей работе опирается на работы разных авторов, подбирая для себя что-то своё, более эффективное, чтобы это было интересно детям, как например методики Т.А. Ткаченко, С.Е. Большаковой, Е.М.Косиновой , Е.Ф. Архиповой и др. замечательных специалистов.
ВАЖНО задержаться на этапе автоматизации изолированного звука и добиться лёгкости произнесения звука в слогах. Это позволит ребёнку легче и быстрее ввести звук в слова, предложения и свободную речь. На всех этапах закрепление звука дает более высокую степень автоматизации, связанную с использованием разных видов детской деятельности. На каждом этапе автоматизации звука уделяется много внимания работе над слуховым восприятием.
За последние годы уровень речевого развития дошкольников значительно снизился. Современные предметы и вещи устроены максимально просто и удобно для ребенка, обувь на липучках, вместо шнурков, вещи на молниях, вместо пуговиц и так далее. Следовательно, у детей появляются трудности с овладением письма, они медлительны и неуверенны в себе. Кроме речевых нарушений, замедляется развитие двигательной сферы, а именно неточность выполнения движений, несоблюдение темпа, недостаточность координации.
Проекция кисти руки находится рядом с двигательной речевой зоной в лобной части головного мозга. При выполнении движений кистями и пальцами рук возникает возбуждение в зоне проекции руки, и это возбуждение передаётся на соседние двигательные речевые зоны, т.е. это оказывает стимулирующее воздействие на формирование речевых зон. (Визель)
Основываясь на опыт известных педагогов, а также свой практический опыт работы с детьми с нарушениями речи, был разработан цикл игр и игровых упражнений с опорой на деятельность ребенка, направленных на автоматизацию звуков.
Практика показала, что применение деятельностного подхода при автоматизации звуков у детей способствует уменьшению утомляемости, увеличивает время продуктивной работы, улучшает качество закрепления звуков.
Приёмы, которые используются для автоматизации изолированного звука и в слогах предлагает автор Косинова Е.М.
Цель: автоматизация изолированного звука.
Задачи: Отработать длительность выдоха, координированная работа пальцев и языка.
«Звуковые дорожки»
Добиваться произнесения звука по всей дорожке на одном выдохе. «По какой дорожке ты хочешь пойти? Ставь пальчик.» Улыбнулись, открыли рот, вдох через нос. Ой, не дошли. Отдохнули. Вдох через нос и т.д.
2. Можно рисовать дорожки на подносе с манкой: «Рисуй сверху вниз, снизу вверх, слева направо и т.д. (одновременно произнося нужный звук).
3. «Песенка …пальчикам»
Рука в кулаке, разгибать пальцы, начиная с большого произносить звук. В данном упражнении можно акцентировать внимание ребенка на тактильные ощущения (какой ветерок дует на пальчик тёплый или прохладный?)
4. «Клавиши».
Можно использовать как нарисованные, так и настоящие. Нажимать на клавиши указательным пальцем, либо каждым пальцем начиная с большого в зависимости от возможностей ребёнка.
5. «Подбрось мяч» (для закрепления в обратных слогах).
«А» - палец на мяч, «ШШШ» – ведём пальцем по стрелочке на всех мячиках и т.д. со всеми гласными ( А, И, О, У, Ы, Э). Также используем настоящие мячики: А- руки вытянуты, Ш руки к себе. Или «бросаем мяч человечку в зазеркалье» в руках воображаемый мяч, выполняем направляющие движения к зеркалу ША.
6.Игра «Магазин»
Магазин волшебный. Чтобы в него попасть и что-то купить, необходимо петь песенку на каждую ступеньку. Купили, идём вниз и теперь поём две песенки на каждую ступеньку. Следить за строгой согласованностью движений языка и пальца.
Очень хорошо использовать массажные шарики Су-Джок терапии в процессе автоматизации звуков.
Массажные шарики – эффективный тренажёр, оказывающий воздействие на биологически активные точки на поверхности кистей рук. Отрабатываются согласованные движения рук, артикуляции и дыхания.
Основные варианты использования в практике логопеда:
Катать шарик между ладонями вверх вниз или круговыми движениями сопряженно проговаривая поставленный звук, или проговаривая в слогах. Затем надевать колечки вниз СА вверх Сы и т.д.
Исследования Хризман и Звоноревой показали, что когда ребенок производит ритмичные движения, у него усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов головного мозга, в которых находятся двигательные и сенсорные речевые зоны. Отстукивание попеременно ладошками по столу или коленям одновременно проговаривая: ША ША ША ША ША ; ШАШАША ШАША.
Игры с камешками.
Правая рука берет красный камешек и говорит ША, левая рука берет синий камешек и говорит ШИ. Так, работая, попеременно правой и левой рукой ребенок строит вертикальные и горизонтальные дорожки. На горизонтальной дорожке «шагают пальчики» и говорят ШУ ШИ.
При выполнении упражнений двумя руками активизируются оба полушария головного мозга. При выполнении разнотипных (реципрокных) движений, происходит развитие межполушарного взаимодействия, развивается внимание (в т.ч. распределение внимания), память, зрительно-пространственные функции, произвольная регуляция деятельности.
Например:
Упражнение «Покажи и назови» - ребенок выполняет жест рукой, который видит на карточке и называет слово.
Упражнение с мячом. Правая рука бросает и говорит ША левая ловит и говорит ШУ; левая рука бросает и говорит ШУ правая ловит и говорит ША.
Упражнение «Оттиски печатей». Нажимаем вместе со звуком или слогом попеременно левой и правой рукой.
Как только добились легкости произнесения звука в слогах, переходим к автоматизации звука в словах.
Например,
К
аждую кар
тинку называем как
чистоговорку
:
са
са
са
– сани (закрыли картинку)
,
са
са
са
– сад (закрыли картинку)
.
Когда все картинки закрыт
ы, спрашиваем у ребенка
: «Какая была первая картинка
,
вспоминай. И т
ак далее
в строгой последовательности. Количество картинок подбираются от возможностей ребенка.
По данным исследований, многие дети с диспраксией неспособны к организации. Это касается как планирования в широком смысле слова (понимание необходимой последовательности действий, самостоятельное создание программы), так и в более узком – речевом. В связи с этим создание внешних опор может организовывать и направлять таких детей. Поэтому предлагается дать ребенку иную двигательную опору, уходя от артикуляционной помощи (сопряжённости, отражённости), стимулируя и закрепляя речевую самостоятельность (С.Е. Большакова), «У детей различные уровни переработки информации взаимосвязаны в, гораздо большей степени, чем у взрослых» (D.V.Bishop). Л.С. Выготский также указывал на филогенетическую связь вокализации и жеста. Как известно, центр Брока связан не только с речью, но также с выполнением жестов рук и кистей и их чередованием.
2. «Покажи и назови» даём инструкцию ребёнку: «Кулачок говорит шапка, ребро - шина, ладонь – вниз, шуба – правая рука, 5 раз. Затем левая рука меняем жесты, меняем слова и повторяем 5 раз.
3. Использование доски Бильгоу и доски обратной связи и кинезио мяча в автоматизации звуков в словах. Подбираются картинки на нужный звук, закрепляются на доске обратной связи. «Запомни и повтори цепочки слов» (количество слов от возможностей ребёнка)
Отбей слово которое слева от…, отбей слово, которое над … и т.д. Таким образом, одновременно решаются разные задачи.
4. Выполняется стоя с использованием ортопедических ковриков. Руки в стороны говори «Ладонь», руки на пояс говори «Лавка», хлопок за спиной говори «Лось» - ребенок показывает серию движений одновременно называя слова и делает шаг вперёд – так пройти до конца дорожки.
И, теперь мы уже можем автоматизировать звук в предложении.
Все вышеперечисленные приемы, способствуют не только повышению интереса ребенка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление, повышают и улучшают эмоциональную составляющую. А самое главное – эффективно и продуктивно автоматизируют звуки речи.
Библиографический список
ОБРАЗЕЦ
1. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]/В.В. Воронкова, М.:Школа-Пресс, 1994, 416 с.
Электронный ресурс
1. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/08/06/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-igrovaya] (Дата обращения 01.07.2021 г.)
2. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/08/06/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-igrovaya] (Дата обращения 01.07.2021 г.)
3. [Электронный ресурс] https://www.1urok.ru/categories/10/articles/31877] (Дата обращения 01.07.2021 г.)
4. [Электронный ресурс] zagadki-dlya-detej/vidy-didakticheskih-igr-dlya-doshkolnikov.html] (Дата обращения 19.07.2021 г.)
5. [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-s-lipuchkami-dlja-detei-grupy-ranego-razvitija-i-vtoroi-mladshei-kartinki.html] (Дата обращения 19.07.2021 г.)
6. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/07/konsultatsiya-dlya-pedagogov-razvivayushchie-igry-na-lipuchkah-dlya] (Дата обращения 21.07.2021 г.)
7. [Электронный ресурс] https://www.sima-land.ru/o-kompanii/novosti-kompanii/6000/] (Дата обращения 21.07.2021 г.)
8. [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/didakticheskie_igri_dlya_razvitiya_poznavatelnoj_akt_201814.html(Дата обращения 21.07.2021 г.)(Дата обращения 13.08.2021 г.)
http://ryadomsdomom.ru/news/priemy-avtomatizacii-zvukov-v...oshchi-seme-i-detyam?