«Авторская методика разноуровневых проверочных работ на уроках русского языка в начальных классах». | Мой кабинет. Работа №350346
Разработанная авторская методика является результатом многолетнего опыта работы, которая экспериментально проверена и доказана всем ходом диссертационного исследования на тему «Методика дифференцированного обучения русскому языку учащихся начальных классов многонациональной школы». Предлагаемые разноуровневые проверочные работы по русскому языку, которые включены в методическое пособие, могут быть использованы на различных этапах урока:
- на этапе презентации нового материала;
- на этапе закрепления;
- при контроле
«Авторская методика разноуровневых проверочных работ на уроках русского языка в начальных классах».
Дигилова Инна Владимировна
кандидат педагогических наук
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 9» КБР,
г.о. Нальчик
Разработанная авторская методика является результатом многолетнего опыта работы, которая экспериментально проверена и доказана всем ходом диссертационного исследования на тему «Методика дифференцированного обучения русскому языку учащихся начальных классов многонациональной школы». Предлагаемые разноуровневые проверочные работы по русскому языку, которые включены в методическое пособие, могут быть использованы на различных этапах урока:
- на этапе презентации нового материала;
- на этапе закрепления;
- при контроле
Разноуровневые проверочные работы на этапе презентации нового материала задания построены с учетом психологических особенностей учащихся и уровня их обученности. В упражнениях данного типа задания располагаются по степени уменьшения сложности. Такое расположение дает ученикам возможность ознакомиться со всеми заданиями, попытаться выполнить наиболее сложное из них, при затруднении обратиться к следующему заданию. Для того чтобы выполнение более сложного варианта стало целью каждого ученика, учитель предварительно сообщает норму оценок за работу: выполнение В-3 без ошибок – оценка «5» , В-2 – оценка «4», В-1 – оценка «3». На этапе закрепления задания носят тренировочный характер и нацелены на коррекцию содержания знания. Реализация разных вариантов обучения зависит от степени трудности языкового материала и оперирования им. Основная самостоятельная работа при закреплении нового материала по темам организована следующим образом: раздаются разноуровневые задания, которые составлены в трех вариантах по степени сложности и трудности языкового материала. Каждая группа выполняет посильные задания. Выполнение таких заданий способствует формированию навыков самостоятельной работы и воспитанию у учащихся умение преодолевать трудности в работе. На этапе контроля задания выявляют освоение проблемных зон и устранения пробелов в знаниях, и, кроме этого, полное освоение имени существительного. С целью контроля по темам предложены задания, которые выявляют освоения проблемных зон и устранения пробелов в знаниях у слабо подготовленных учеников с возможным выполнением заданий более сложного уровня. Для учеников владеющих языком в большей степени предлагаются задания большей степени трудности, требующие творческого мышления и наибольшей самостоятельности. Рассмотрим данную систему на примере изучения темы «Слова с непроизносимыми согласными» в 3 классе:
Слова с непроизносимыми согласными
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы.
Чес.ность, праз.ник, поз.ний, чу.ство.
2. Подчеркните слово с непроизносимыми согласными.
Детство – счастливая пора. В густом тростнике спряталась цапля.
3. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Звез.ный – ….. .
Сер.це – …… .
Свис.нул – ….. .
4. Вставьте пропущенные буквы.
Лес.ница – чудес.ница бежит сама собой. Чес. Мое сер.це бьется в груди.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы.
Хоть она весной проснулась поз.но
И путем извилистым текла,
Но сестру свою догнала гроз.но.
(С. Маршак)
2. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Мне пришлось выполнять тягостную работу. Злостные хулиганы будут наказаны.
3. Составьте и запишите словосочетания.
Погода (ненастье) – ненастная погода.
Полет (звезда) – ……. ……. .
Поступок (честь) – …… …… .
4. Вставьте пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.
….. нечес.ному не товарищ. Тайна, ….. троим уже не тайна.
(Извес.ная, чес.ный)
Вариант 3
1. Вставьте пропущенные буквы.
И ужасно и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем извес.но, как прелес.но
Букву т писать умес.но.
2. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Колхозники убирали поздние овощи. Ненастная погода помешала путешественникам.
3. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.
Праз.ничный день.
Извес.ный …… .
Поз.няя ……. .
Грус.ная …….. .
4. Замените данные слова однокоренными с непроизносимой согласной.
Опоздать – поздно.
Поехать – …… .
Грустить – …… .
Звездочка – ….. .
Тест
Вариант 1
1. Выберите верный ответ.
Слова с непроизносимыми согласными – это слова:
а) в корнях которых имеются звуки [в], [д], [л], [т], которые не произносятся, а буквы в, д, л, т – пишутся.
б) в корнях некоторых слов которых имеются звуки [в], [д], [л], [т], которые не произносятся.
2. Подчеркните слово, в котором не нужно вставлять букву.
а) Праз.ник;
б) ужас.ный;
в) сер.це.
3. Подчеркните, какие согласные в словах не произносятся, но пишутся:
а) к; г) т;
б) з; д) д;
в) л; е) в.
4. К данным словам подберите проверочные слова.
Учас.ник – ….. .
Чудес.ный – ….. .
Вариант 2
1. Выберите верный ответ.
Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно:
а) подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится;
б) поободрать однокоренное слово.
2. Подчеркните слова, в которых не нужно вставлять букву.
а) Капус.ный; в) чудес ный;
б) опас.ный; г) ус.ный.
3. Подчеркните слова, в которых не допущена ошибка.
а) Ужастный; в) праздничный;
б) солнце; г) местный.
4. К данным словам подберите проверочные слова.
Радос.ный – ….. .
Мес.ный – ….. .
Вкус.ный – ….. .