Авторская сказка и формирование основ экономического мышления у дошкольников | Татьяна Юрьевна Юдина. Работа №329269
Сказка естественным образом входит в жизнь ребёнка с младенческого возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства, всей жизни. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром эмоций, впечатлений, человеческих взаимоотношений, нравственных и духовных ценностей. Благодаря сказке ребёнок познает окружающий мир умом, разумом и сердцем, различает понятия «добро» и «зло». Читая детям сказки, мы развиваем и обогащаем их внутренний мир, прививаем им нравственные ценности и установки, на примере героя поощряем или порицаем тот или иной поступок.
Авторские сказки как средство формирования основ экономического мышления в старшем дошкольном возрасте.
Юдина Татьяна Юрьевна,
заведующий МАДОУ «ДС№422 г. Челябинска»,
Челябинск, Россия
Аннотация:
Ключевые слова: экономическое мышление детей старшего дошкольного возраста, успех, финансовая грамотность, духовно-нравственная самореализация, талант, ценности
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
В.А. Сухомлинский
Сказка естественным образом входит в жизнь ребёнка с младенческого возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства, всей жизни. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром эмоций, впечатлений, человеческих взаимоотношений, нравственных и духовных ценностей. Благодаря сказке ребёнок познает окружающий мир умом, разумом и сердцем, различает понятия «добро» и «зло». Читая детям сказки, мы развиваем и обогащаем их внутренний мир, прививаем им нравственные ценности и установки, на примере героя поощряем или порицаем тот или иной поступок.
Формирование экономического мышления – длительный процесс, который проходит на протяжении человека. Уже в дошкольном возрасте ребёнок включается в экономическую жизнь семьи, участвует в обсуждении и распределении материальных средств семьи. Ребёнок дошкольного возраста понимает слова «купля» продажа», «обмен», «реклама», «банк», может совершать простые покупки, брать сдачу в магазине. В этом возрасте возможно говорить о формировании основ экономического мышления в игровой, совместной деятельности детей, с помощью авторских сказок.
Целью написания авторских сказок «Добрые сказки» является знакомство с понятиями «семейный бюджет», «доход», «расход», «сберегаю», «трачу» в доступной, яркой и образной, понятной форме. Герои сказки – семья лисов: мама, папа, трое детей. Они строят семейный бюджет, обсуждают понятия «доход» и «расход», «благотворительность». Дети учатся искать талант в себе, бережно относится к ресурсам, уважать друг друга, старших, разбираться в профессии людей, ценить труд. У детей, через героев сказки, воспитывается чувство ценности себя, внимание к другому, умение работать в команде, поддерживать и помогать в трудной ситуации. Сказки помогают родителям детей сделать детей участниками распределения материальных ресурсов в семье, учат бережному отношению к вещам и природным ресурсам.
Сказки имеют духовно-нравственную основу, на которую накладываются основные экономические знания, доступные детям дошкольного возраста. Сказки формируют понимание ценности себя, как личности, своей семьи; стремление к поиску своего таланта и возможности его реализации через упорный труд на благо всего общества.
Формирование основ экономического мышления средствами «Добрых сказок» позволяет строить прочную духовно-нравственную основу для гармонично развитой личности, экономически грамотной, идущей путём самореализации.