Авторские логопедические песни для развития речи, чувства ритма у детей и учащихся с тяжёлыми нарушениями речи | Шкелёнок Евгения Михайловна . Работа №341347
Предлагается авторский материал "разноцветных" логопедических песенок-распевок, тематических песен, песен-игр.
Назначение: для автоматизации и дифференциации звуков (для каждой песенки своя группа/группы звуков), развития речи, чувства ритма, коммуникативной компетенции.
Музыкальный материал может использоваться логопедами, дефектологами, воспитателями, учителями музыки, музыкальными руководителями, для проведения логоритмики, на уроках музыки, музыкальных и коррекционных занятиях, занятиях во внеурочное время.
Категория детей: дети от 4-х лет, имеющие особенности со стороны звукопроизношения, дети с нарушениями речи, аутистическими проявлениями, учащиеся специальной школы, общеобразовательной школы.
Песенки могут использоваться как часть коррекционного занятия, в момент распевания на уроках музыки, факультативных музыкальных занятиях, при изучении средств музыкальной выразительности, на уроках литературного чтения в качестве речевой разминки, как физминутки, на детских тематических праздниках, неделе начальной школы, неделе воспитателей групп продлённого дня.
ГУО Специальная школа № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых
Авторские логопедические песни для развития речи, чувства ритма у детей и учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
Педагог предлагает разнообразный авторский музыкально-песенный репертуар для работы с детьми в возрасте от 4-х до 11 лет, который могут использовать музыкальные руководители, учителя музыки, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели на уровне дошкольного и общего среднего образования (I ступень).
Простые песенки-распевки распределены по цветам радуги, что позволяет интересно и разнообразно провести любое занятие или часть урока, подключив конкретный цвет в предметно-практическую деятельность с музыкой, подобрать необходимый лексический материал (по желанию педагога) в дополнение к разучиваемой песенке. Текстовый материал песен можно использовать и в стихотворной форме, без музыки (если работает логопед, не музыкант), реализуя конкретные задачи по автоматизации и дифференциации определённых звуков, работе над слоговой структурой слов со стечением согласных (в каждой песенке предполагается работа над конкретной группой звуков).
* Нотный материал отдельно в приложениях.
Акцент в работе делает на развитие речи (звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры) и чувства ритма, эмоционально-волевой сферы, коммуникативной компетенции при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, аутистическими проявлениями, исходя из многолетнего опыта работы в учреждении специального образования. Песни ранжированы по принципу от самых простых песенок-распевок до сложных тематических песен-игр и песен-танцев (в зависимости от назначения и конкретной цели).
У данных категорий детей имеются особенности звукопроизношения, связанные с нарушением фонематического слуха, особенностями развития артикуляционного аппарата, часто нарушены звуки разных групп, слоговая структура (часто выпадают из речи слоги в трёхсложных и словах с большим количеством слогов и стечением согласных в слове), словарный запас ограничен. Наблюдается низкий уровень развития чувства ритма и музыкальных способностей, скорость двигательных реакций, нарушение со стороны моторики и координации в пространстве, неустойчивость внимания, утомляемость, дети мало эмоциональны, стеснительны, зачастую тихий голос из-за неразвитого диафрагмального дыхания.
Исходя из своей практики педагог пишет авторские песни для осуществления основной цели – развития речи и чувства ритма, которые неразрывно связаны друг с другом, и решения ряда поставленных задач для реализации данной цели:
- автоматизировать и дифференцировать звуков разных групп с целью быстрого их становления;
- развивать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи;
- способствовать музыкальному развитию учащихся, связанному с формированием и развитием певческих навыков, чувства ритма, музыкального мышления и памяти;
- формировать и развивать коммуникативную и социальную компетенции в процессе совместной музыкально-коррекционной и творческой деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что во время работы с конкретным авторским репертуаром (исходя из особенностей звукопроизношения и речевого развития учащихся, их трудностей и проблем, индивидуальных особенностей, конкретных задач), решая конкретные задачи, педагогом параллельно проводится усиленная работа по становлению эмоционально-волевой сферы учащихся, налаживанию коммуникации учащихся между собой и с педагогом, формированию уверенности в своих возможностях. При работе с каждой песенкой-распевкой (попевкой) педагог делает упор на развитие правильного диафрагмального дыхания, чувства ритма и развитие чёткой просодической стороны речи при автоматизации и дифференциации звуков определённой группы/нескольких групп в каждой песенке, слоговой структуры, речедвигательной координации в сочетании с музыкой и с игрой на детских инструментах в шумовом оркестре.
В процессе активного проговаривания слогов и слов, отстукивания разнообразных ритмов (ритмизации), словарной и лексико-грамматической работы, разучивания мелодии, совместного исполнения с движениями игрой на детских инструментах, сочетая всё вышеперечисленное с контролем дыхания и размеренным, равномерным выдохом. Отмечается значительное исправление со стороны имеющихся речевых нарушений у учащихся, отсутствие заикания, улучшение звукопроизношения при постоянном самоконтроле, приподнятое эмоциональное состояние и общая раскрепощенность, повышение настроения и длительности нахождения в таком состоянии. Наблюдается отсутствие физического и психического напряжения, отказ от синкинезий, снятие расторможенности и двигательной гиперактивности. Более того – дети с удовольствие исполняют разнообразные песенки, написанные доступным для них языком, особенно разноцветные, выбирают их по своему настроению и желанию, во многих из которых можно разыграть разнообразные роли, исполнить их, используя жесты и движения своего тела, музыкальные шумовые инструменты, цветные фишки, карточки для развития чувства ритма и речедвигательной координации.
Положительная динамика и выводы. В процессе совместной музыкальной и речевой деятельности по разучиванию текста песенок и последующему его эмоциональному исполнению с мелодией и ритмическим аккомпанементом у учащихся происходит активное формирование коммуникативной компетенции – одной из ключевых в рамках коррекционно-педагогической работы с детьми с ТНР. Такая деятельность оказывает мощный терапевтический эффект эмоционального воздействия музыки в сочетании с разнообразными ритмами, положительно влияющих на развитие речи, дыхания и артикуляции, на устранение заикания и двигательных стереотипов, реализуя деятельностный подход в образовании.
Музыка здесь выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые потребности, обеспечивает формирование стойких положительных результатов в речевом и общем музыкальном развитии детей, формировании музыкальной культуры и культуры общения, корригирует отставания в познавательной, эмоционально-волевой сферах, создаёт условия для успешной социальной адаптации.
Методические аспекты при работе над авторскими разноцветными логопедическими песенками
При работе над каждой песней или разноцветной распевкой (попевкой) особое внимание уделяется развитию диафрагмального дыхания и силы выдоха в момент говорения и пения, чувства ритма, чёткой просодической стороны речи, формированию слоговой структуры слов разных классов, в особенности со стечением согласных, речедвигательной координации в сочетании с музыкой и с игрой на детских инструментах в шумовом оркестре.
Замечено, что в процессе такой совместной деятельности у учащихся значительно повышается настроение, они раскрепощаются, заинтересованы в совместной деятельности и игре, лучше контролируют своё дыхание и произношение при длительном самоконтроле и контроле со стороны учителя в процессе исполнения. У детей с заиканием полностью контролируется процесс выдоха, они, находясь в привычной и гармоничной атмосфере сочетания речи и движений с музыкой, раскрепощаются и уже не проявляют никаких признаков данного речевого нарушения.
Возможности использования: любую из песен возможно использовать как фрагмент любого коррекционного или музыкального занятия в момент изучения многих лексических тем (Средства музыкальной выразительности, Времена года, Овощи и фрукты, Ягоды, Цвет, Растения, Животные и птицы, Камни и минералы, Живая и неживая природа, Водоёмы и жители водоёмов, и др.), в процессе распевания, на уроках музыки, изучения средств музыкальной выразительности, в качестве речевой разминки на уроках литературного чтения, на детских мероприятиях и праздниках.
Песни-танцы и песни-игры занимают значительную часть занятия (Мы весну встречаем, Серая песенка про мышку и кошку и другие (некоторые опубликованы в журнале Минская школа сегодня, № 12, 2023; № 2, 2024; № 5, май 2024 и на сайте журнала в разделе Специальное образование), с элементами театрализации, вовлекают детей в мир игры, фантазии и творческого перевоплощения в разных героев.
"Красная песенка"
Песенка-распевка
Песенка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, звуков [с], [ш], [ч]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова.
В работе с песенкой можно проработать все оттенки красного цвета (если с маленькими детьми), необходимо объяснить значение цвета алый, показать на картинках, фруктах, ягодах, предметах из окружающего мира данный цвет.
Красная клубничка, ягода-малинка,
Красная осенняя ягода-рябинка!
Красные румяна на щеках у Ксюшки,
Щёчки тоже алые у маленькой Катюшки!
Красные закаты, земляничка летом,
В красные одежды клёники одеты.
Красные рубины, красные гранаты,
Красные кораллы в море, красные агаты.Е. Шкелёнок
"Оранжевая песенка"
Песенка-распевка
Песенка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, шипящих звуков [ж], [ш], [ч], свистящих звуков [з], [с]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры 2-5-тисложных слов со стечением согласных в середине слова (1-2 стечения); отработке навыка словообразования с использованием суффиксов (-онк-, -ишк-); для формирования навыка правильного согласования слов-предметов и слов-признаков с предлогами. Целесообразно отработать слова из песенки на примере игры Большой – маленький и дополнить эту работу дополнительными словами на своё усмотрение (девочки-девчонки, мальчики-мальчишки, юбки-юбчонки, штаны-штанишки и т. д.).
В работе с песенкой можно проработать все оттенки оранжевого цвета (если с маленькими детьми), показать их на картинках, видео, найти разнообразные оттенки оранжевого цвета во всевозможных предметах в кабинете, в одежде детей, привести примеры из окружающего мира, найти цвет в ягодах, овощах и фруктах (которые в песенке и в дополнительных (хурма, папайя и т. д.).
1.Оранжевая песенка
В оранжевом закате –
Качусь я на оранжевом
Быстром самокате!
Повсюду только рыжие
Девчонки и мальчишки
В оранжевых футболках,
Юбчонках и штанишках!
2. Оранжевая песенка
Есть в тыкве, в апельсине,
И в персике, и в манго есть,
И в сладком мандарине!
В оранжевой моркови, перце,
Даже в нектарине,
В саду и в огороде,
И в нашем магазине!Е. Шкелёнок
"Жёлтая песенка"
Песенка-распевка
Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков [ж], [л], свистящих звуков [с], [з], [ц]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова.
В работе с песенкой можно проработать все оттенки жёлтого цвета (если с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, в овощах и фруктах, растениях, предметах из окружающего мира.
Жёлтая песенка, жёлтая песенка,
Жёлтая песенка с солнцем взойдёт –
Тихая музыка, добрая, светлая,
Нежная музыка к детям придёт!
Жёлтый луч солнышка глянет в окошечко,
Прыгнет по стеночкам и потолку:
Скачет по мальчикам, скачет по девочкам,
Щечкам и носикам, и животу!Е. Шкелёнок
"Зелёная песенка"
Песенка-попевка
Весёлая песенка-попевка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [зь] - [c] – [ц], шипящих звуков [ж] - [ш] - [ч], звуков [ль], [р] – [рь]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры 2-4-хсложных слов со стечением согласных в начале и середине слова (1-2 стечения), укреплению мышц диафрагмы. В песенке важна отработка чередующихся навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто) – рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавное исполнение, затем отрывистое.
Работа с песенкой способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, чувства ритма, отработке навыка словообразования с использованием суффиксов.
Перед разучиванием необходимо уделить внимание работе над словообразованием на примере игры Большой – маленький со словами из песенки (огурец – огурчик – огуречик, зелёный – зелёненький, зелёная – зелёненькая, трава – травка) с обязательным прохлопыванием всех слогов, обращая внимание детей на увеличение их количества. Целесообразно провести речевую разминку из твёрдых и мягких слогов песенки (за-за-зя, зо-зо-зё, зу-зу-зю, зы-зы-зи, зэ-зэ-зе), затем отдельное проговаривание слогов со стечением согласных в каждом слове, где оно есть. Также хорошо проработать слова-признаки предметов (прилагательные) мужского и женского рода из текста песенки на примере игры Две лужайки (на одну лужайку прикрепить магнитами картинки со словами мужского рода, например, кузнечик, попугай, огурчик, арбуз, лучок и т. д., а на вторую – со словами женского рода, например, капуста, доска, лягушка, трава, петрушка и т. д.). Важно провести словарную работу перед разучиванием текста песенки и объяснить значение некоторых возможно непонятных слов из песенки (тоска, лужайка), а также игру слов доска - тоска. Можно по аналогии подобрать подобные слова на сочетание парных звонких и глухих первых звуков в словах (балка-палка, дочка-точка, бочка-почка и т. д.) Затем чётко проговорить каждую строчку за педагогом и прохлопать слоги в каждом слове, потом желательно простучать их на клавесах (ритмических палочках).
Рекомендуется выучить попевку, а затем исполнять, чередуя с отстукиванием ритма (ладонями по парте, хлопками, шлепками по телу, палочками, шумовыми музыкальными инструментами); очень хорошо выкладывать ритмические ряды каждой фразы песенки, используя цветные фишки или крышечки (картинки) – детям прекрасно их видно и легче прохлопывать, опираясь на зрительный образ ритмического рисунка, они с интересом сами могут предложить его изменить и делают это с увлечением. Стаккато должно исполняться достаточно активно – тогда ребёнок лучше почувствует движение диафрагмы, будет контролировать силу вдоха и активного выдоха в сочетании с пением.
Зелёный огуречик, зелёный попугай,
Зелёненький кузнечик, зелёненький трамвай,
Зелёная капуста, зелёная доска,
Зелёненькая травка, зелёная тоска!
Зелёная планета, зелёные цветы,
Поля, лужайки, горы и деревья, и кусты!
Зелёненький укропчик, зелёненький лучок,
Зелёненький арбузик, зелёный кабачок,
Зелёная петрушка, зелёная листва,
Зелёная лягушка, зелёная трава.
Зелёная планета, зелёные цветы,
Поля, лужайки, горы и деревья, и кусты!Е. Шкелёнок
"Розовая песенка"
Песенка-распевка
Песенка-распевка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков [р], [з], [c]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова, укреплению мышц диафрагмы. В песенке также важна отработка навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто) – рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавно исполнить попевку, затем отрывисто.
Работа с песенкой способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, чувства ритма.
Рекомендуется выучить попевку, а затем исполнять, чередуя с прохлопыванием ритма (очень хорошо выкладывать ритмические ряды на фортепиано или на рабочих местах детей, используя цветные фишки или крышечки (картинки) – детям прекрасно их видно и легче прохлопывать, опираясь на зрительный образ ритмического рисунка, они с интересом сами могут предложить его изменить и делают это с увлечением. Стаккато должно исполняться достаточно активно – тогда ребёнок лучше почувствует движение диафрагмы, буте контролировать силу вдоха и активного выдоха в сочетании с пением.
Розовая песенка в домике живёт
И танцует весело, песенки поёт.
Розовую песенку мы сейчас поём –
Все ребятам весело – здорово живём!Е. Шкелёнок
"Серая песенка про мышку и кошку"
Театрализованная песенка-игра
Для использования на музыкальных занятиях, уроках музыки и факультативных занятиях, коррекционных, коррекционно-музыкальных занятиях (логоритмике), в театрализованных сказках и мероприятиях при работе с детьми 5 – 9 лет, способствует эмоциональному раскрепощению и расслаблению, развитию коммуникативных навыков.
Речевой материал песенки предполагает автоматизацию звука [р], автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков у детей, имеющих особенности со стороны звукопроизношения. Работа с песней способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию звукопроизношения, концентрации и развитию слухового внимания, активизации двигательных реакций, развитию музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации с музыкой, эмоциональному раскрепощению, снятию двигательных стереотипов и отсутствию проявлений синкинезий.
Реквизит: костюмы кошки и мышки (мышек).
Группа детей, стоит или сидит на корточках на полянке в кружочке. Дети изображают движения кошки, поют песенку с самого начала, от автора. Кошка и мышка играют свои роли (нотный материал каждой песенки в приложениях в PDF).
Серая мышка бежит по дорожке,
(кошка, гуляя, бежит по дорожке, смотрит по сторонам)
Вдруг мышка увидела серую кошку:
(кошка присела, замерла, увидев мышку)
Пушистая кошка на травке сидела,
На серую мышку та кошка глядела.
(сидит и не сводит взгляда с мышки)
Тут серая мышка к ней смело шагнула,
(мышка делает несколько шагов, подходя к кошке/ или возможен вариант, когда сразу несколько мышек участвует в игре (при необходимости) И в серые глазки её заглянула –
(мышка села напротив кошки, смотрит на неё и поёт свой текст)
Сказала: Ты мудрая серая кошка, (слова мышки)
Давай поиграем с тобою немножко!
Ты глазки свои поскорей закрывай,
Я спрячусь, а ты потихоньку считай!
(мышка быстро убегает и прячется, а кошка начинает считать)
Далее кошка, закрыв глаза, шёпотом считает, медленно и чётко произнося звуки [с]- [ш]:
Раз, мышка, два, мышка, три, мышка, четыре, мышка,
Пять, мышка, шесть, мышка, семь, мышка, восемь, мышка,…! *
(Открывает глаза, смотрит по сторонам, ищет мышку, злится и громко кричит):
ММЯЯЯЯЯУУУ!
(мышка выбегает из норки, дразнит кошку и убегает прочь)
* Важно! При использовании в игре сразу нескольких мышек целесообразно при счёте употреблять количественную характеристику всех мышек, согласовывая слова: одна мышка, две мышки, три мышки... пять мышек, шесть… и т. д.
**Речевой материал песенки целенаправленно создан для автоматизации звука [р], автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков у детей, имеющих особенности со стороны звукопроизношения. Работа с песней способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации с музыкой.
Песенка-игра рекомендуется для использования музыкальными руководителями, учителями музыки, учителями-дефектологами (логопедами) на музыкальных (факультативных), коррекционно-музыкальных занятиях (логоритмике), театрализованных сказках в работе с детьми 4 – 9 лет, способствуя эмоциональному раскрепощению и расслаблению, развитию коммуникативных навыков.
"Встречаем мы Весну!"
Весенняя закличная песня-танец с музыкально-ритмической импровизацией
Назначение: предлагается к использованию на детских весенних праздниках, музыкальных занятиях, уроках музыки при изучении белорусских праздников
Цель: развитие просодической стороны речи и музыкально-ритмических способностей в процессе музыкально-танцевальной деятельности
Задачи:
- способствовать развитию чувство ритма и формированию чёткой слоговой структуры слова на основе повторяющихся последовательностей ритмических групп в аккомпанементе и тексте, используя детские шумовые инструменты;
- развивать просодическую сторону речи, диафрагмальное дыхание;
- активизировать развитие коммуникативной компетенции, способствовать эмоциональному раскрепощению и выразительному исполнению песни через совместную деятельность
Варианты исполнения:
дети выстроены по группам, в парах, поют песню, сочетая пение с игрой на детских инструментах
дети водят хоровод, исполняя ритмические слоги с хлопками в ладоши и музыкально-ритмическими движениями к песне
часть детей играет, часть детей хлопает в ладоши, исполняя песню с движениями в общем хороводе
Примечание: девушка или девочка играет роль Весны, танцует с детьми в середине хоровода или в самом хороводе. Можно продумать длинные цветные пёстрые ленточки к её наряду (например, она держит обруч с лентами над головой или ленты пришиты к юбке). Ребята могут за них держаться и водить хоровод в припевах.
1.Встречаем мы сейчас Весну, (движение в хороводе)
На-на-на-на, на-на-ну, (пение-ритмизация слогов с хлопками в ладоши и игрой в шумовом оркестре: на клавесах, бубнах, бубенцах, треугольнике, свистульках, имитируя голоса птиц, трещотках и др.)
Приди скорее к нам, Весна, (у кого свободные руки – показывать зазывающие движения руками по отношению к себе, приглашая Весну)
На-на-на, на-на-на! (пение-ритмизация продолжается далее, на все слоги в песне)
Теплом своим поля согрей,
На-на-на-на, на-на-нэй, (пение и ритмизация)
Водицей их скорей полей,
Ля-ля-ля, ля-ля-лей! (пение и ритмизация)
Припев: (Выход Весны. Хоровод останавливается на припевах, пропуская Весну в центр)
Ой, Весна, Весна, Весна, (хоровод останавливается, дети поют, обращаясь к Весне и разводя руками в стороны, радуясь ей)
Как ты хороша, красна,
Принесла воды в сады, (обеими руками из одной стороны в другую показывают волнообразные движения, имитирующие ручейки и воду)
Оживила землю ты! (руки вверх над головой, на носочках выполняют поворот, разводя руками в обе стороны, показывая простор родной земли)
Ой, Весна, Весна, Весна, (снова обращение к Весне – дети берут ленточки в руки, Весна кружится в центре, а дети вокруг неё – все поют, двигаются по кругу)
Как ты хороша, красна,
Лучик солнца золотой (второй свободной рукой показывают на солнышко)
Согревает нас с тобой! (дети останавливаются, поворачиваются друг к другу, дотрагиваясь в парах ладонями)
На проигрышах между куплетами свободные импровизационные танцевальные движения
2.Набухли почки на ветвях, (руками попеременно показывают почки на деревьях: одна рука снизу вверх, другая - сверх вниз)
Да-да-да-да, да-да-ах, (пение и ритмизация)
И птички запоют в садах (руки в стороны, показывая взмахи крыльев птиц)
Чик-чик-чи-рик, ах! (пение и ритмизация)
Росточек быстро оживёт, (обеими руками показывают волнообразные движения снизу вверх, имитируя рост росточка к солнышку)
Да-да-да-да, да-да-вот, (пение и ритмизация)
И песенку Весне споёт:
Ля-ля-ля, ля-ля-вот! (пение и ритмизация)
Припев
3.Проснулись первые цветы, (руки в кулачках направлены друг к другу, медленно открывая пальчики, показывая раскрытие бутонов)
На-на-на-на, ах, цветы! – (пение и ритмизация)
Обрадовались я и ты, (повернулись друг к другу, показывая руками друг на друга и улыбаясь)
На-на-на, я и ты! (пение и ритмизация)
Мы соберёмся в хоровод,
Да-да-да-да, да-да-вот, (пение и ритмизация)
Пусть веселится весь народ,
На-на-на, на-на-вот! (пение и ритмизация)
Припев
Речевой материал песни направлен на автоматизацию и дифференциацию звуков разных групп (свистящих [c] – [з] – [ц], шипящих [ч] – [ш] – [ж], сонорных [л]-[ль], [н], [р], парных звонких звуков [в], [д]) у детей, имеющих особенности со стороны звукопроизношения и нарушения фонематического слуха, проявляющегося в заменах звонких согласных звуков на глухие.
Работа с песней способствует формированию чёткой слоговой структуры 2-4-хсложных слов, в особенности со стечением слогов в начале и середине слов, развитию просодической стороны речи, чувства ритма, чистоты интонирования, активизации и развитию слухового внимания, речедвигательной координации с музыкой, коммуникативных навыков, способствует творческой самостоятельной интерпретации некоторых движений. Целесообразно провести речевую разминку из повторяющихся слогов каждого запева песни, затем отдельное проговаривание слогов со стечением согласных каждого слова.
Песенка-игра рекомендуется для использования музыкальными руководителями, учителями музыки, учителями-дефектологами (логопедами) на музыкальных (факультативных), коррекционно-музыкальных занятиях (логоритмике), логопедических занятиях, театрализованных представлениях, народных праздниках (Гуканне вясны (Зов весны) в работе с детьми 6 – 12 лет, способствуя эмоциональному раскрепощению и расслаблению, развитию коммуникативных навыков.
Цветные песенки-распевки на каждый цвет (к публикации предлагается часть) и музыкальные игры автора рекомендуются для использования музыкальными руководителями, учителями музыки, дефектологами, логопедами в процессе распевания (или как фрагмент коррекционного занятия) в работе с детьми от 4-5-ти до 11 лет (в основном), доступны детскому восприятию, осмыслению и исполнению, имеют несложные слова в содержании, которые легко осмыслить, запомнить, произнести, петь и исполнять с ними музыкальные движения, а также сочетать с игрой на детских музыкальных инструментах. Их прекрасно ритмизировать хлопками, шлепками, используя цветные фишки-крышечки, карточки на разные ритмы, своё тело, щелчки, постукивания пальцами, ладошками и т. д.
"Подарим радость детям
Слова и музыка Евгении Шкелёнок
(Ко Дню защиты детей – 1 июня и для детских массовых праздников)
* Варианты исполнения: в запевах каждые 2-4 строки могут исполнять солисты, последние 4 строчки – все вместе)
1.Главное на свете – это наши дети – (исполняет 1-й солист)
Самые прекрасные, очень-очень разные!
Пусть растут все дети на большой планете нашей (2-й солист)
Все счастливыми, здоровыми, любимыми!
Солнца луч проснётся – мило улыбнётся (3-й солист)
Всем брюнетам и блондинам – каждой дочке, сыну!
Ты свети детишкам – и девчонкам, и мальчишкам, (4-й солист/группа поющих)
В мире на планете пусть живут все дети! (вместе)
Припев 1 (массовое ансамблевое /хоровое исполнение):
К нам на праздник, скорей, позови всех друзей
В мир улыбок, идей – ты в них верь!
В детство дверь отвори – сколько красок внутри –
Удивляй, пой, играй – восхищай!
2.Подарим радость детям в этот день все вместе!
Звонкий смех пусть льётся, сердце в ритме бьётся!
В мире на планете пусть живут все дети,
Ангел направляет и оберегает!
Солнца луч проснётся – мило улыбнётся
Всем брюнетам и блондинам – каждой дочке, сыну!
Ты свети детишкам – всем девчонкам и мальчишкам,
В мире на планете пусть живут все дети!
Припев 2:
К нам на праздник, скорей, позови всех друзей –
(Вариант исполнения 1-й строки: В День защиты детей позови всех друзей) –
В мир улыбок, идей – ты в них верь!
В детство дверь отвори – сколько красок внутри –
Удивляй, пой, играй – повторяй!
Бридж:
Приходи, поскорей, позови всех друзей,
К нам на праздник детей, будь смелей!
Радость детям дари, сочиняй и твори,
Удивляй, создавай, повторяй!
Припев 1
*Авторский материал из опыта работы педагога, учителя музыки, автора песен, дефектолога Евгении Михайловны Шкелёнок.
Материал можно получить, посетить консультации, пообщаться напрямую с педагогом:
feerica@mail.ru – электронная почта;
@evgeniyashkelionok – инстаграм;
Евгения Шкелёнок – ВКонтакте, Facebook;
Евгения Шкелёнок – авторский канал с песнями в Youtube.
Пойте, играйте, сочиняйте, фантазируйте в атмосфере творчества, музыки и замечательного настроения!