Б. Д. Пастернак «Золотая осень». | Стахеева Светлана Викторовна. Работа №348854
Краткое описание урока по стихотворению Б. Л. Пастернака «Золотая осень» для 4 класса:
1. Организационный момент. Актуализация необходимых знаний. Ученики приветствуют учителя и проверяют своё рабочее место.
2. Мотивация учебной деятельности. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», чтобы ученики узнали, о чём будут говорить на уроке. 2
3. Организация познавательной деятельности. Знакомство с творчеством Б. Пастернака. Учитель рассказывает о биографии поэта.
4. Работа над стихотворением «Золотая осень». Словарно-лексическая работа. Разбор непонятных слов и выражений. По ходу прочтения разбираются образные выражения с опорой на экран. Учитель читает стихотворение, а ученики пытаются представить картины, нарисованные поэтом. Затем они внимательно читают стихотворение сами.
5. Работа над выразительностью чтения стихотворения. Ученики выбирают силу голоса и темп чтения, учатся правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его.
6. Подведение итогов.. Ученики составляют кластер с ключевым словосочетанием «Золотая осень» и делают вывод, что осень очень богата своими красками природы.
7. Рефлексия «Выбор». Ученики подводят итоги урока, продолжая одну из фраз: 1.На уроке я работал(а)... 2. Своей работой на уроке я ... 3. Урок показался мне ... 4. За урок я ... 5. Моё настроение ... 6. Материал урока для меня был...2
8. Домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание.
Цель урока: создать условия для анализа и восприятия лирического произведения Б. Л. Пастернака «Золотая осень».
Урок № 87
Тема: Б. Д. Пастернак «Золотая осень».
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака;
учить определять настроение лирического героя;
учить читать стихотворени
е
выразительно, выражая настроение и чувства;
обогащать словарный запас;
Планируемые результаты
Предметные:
читать стихотворение выразительно;
находить средства художественной выразитель
ности — эпитеты и сравнения;
Метапредметные:
анализировать поэтический текст;
оценивать свою работу на уроке;
Личностные:
проявлять интерес к чте
нию л
ирически
х
произ
ведений;
наслаждаться музыкой стиха;
получать эстетическое удовольствие от чтения
Методы и формы обучения:
Наглядный метод, практический, элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, развивающего обучения, межпредметной интеграции.
Образовательные ресурсы урока:
Учебник, часть II, с. 114. 115; аудиоприложенис к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г, Головановой М.В.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
( слайд 2)
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»
Мотивация познавательной деятельности
( слайд 3)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
- Какое время года так любил А.С.Пушкин?
-Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники.
( слайд 4)
-Картина И.Грабаря называется «Рябинка». Какие краски увидел художник ярким осенним деньком?
(слайд 5)
- Картина И.Левитана названа «Золотая осень». Как вы думаете, почему?
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.
- Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова.
- На уроке мы попадём в волшебный мир поэзии, мир ярких красок осени.
слайд 6
(слайд 7)
Откройте учебник с.113-114.Определите тему урока.
Рассмотрите иллюстрацию В. Борисова-Мусатова. Осенняя песня, как вы думаете, соответствует ли она названию?
- А какую из рассмотренных сегодня картин, можно было бы поместить на этой странице?
А.С.Пушкин любил осень.
(ответы детей)
(ответы детей)
Показывают рисунок про осень и подписывают строками из стихотворения
Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопрос
Ответы детей
Организация познавательной деятельности
(слайд 8)
- Обратите внимание на портрет этого писателя. Запомните его. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством, но в старших классах вы ещё не раз познакомитесь с его произведениями.
(слайд 9-10)
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели.
Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.
(слайд 11 )
- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся
(слайд 12)
- Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. В этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно. Возьмите в руки простой карандаш. Внимательно слушайте. Карандашом отметьте слова, которые будут вам непонятны. Обратите внимание на картины, которые нарисовал поэт.
А начнем мы наше знакомство со словарно - лексической работы (слайд №13-17)
Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.
Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Венец- корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания
Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…
Каталог - В общем случае, это некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку. Катáло́г (от греч. κατάλογος):
Список или опись собрания книг в библиотеках…
Лик (устар.) – лицо человека.
(слайд 18)
-Откройте учебники на с.113-114 и прочитайте стихотворение вполголоса.
-Кто готов, поднимите глазки.
- А теперь в парах построчно друг-другу потихонечку почитайте это стихотворение.
- Кто готов, поднимите сцепленные руки.
(слайд 19)
-А теперь посмотрите на доску. Скажите, в каком состоянии души находился поэт? Обсудите в парах.
нежное спокойное
праздничное сочувственное
грустное тревожное
радостное весёлое
восторженное
-Кто готов поделиться с классом?
-Чем он восторгался?
-Когда я читаю, у меня «поёт душа». Что означает это выражение?
- Давайте попробуем с вами вместе прочитать это стихотворение. Первую строфу – 1 ряд, вторую строфу – 2 ряд и т.д.
Готовы?
- Давайте посмотрим, какие тайны осени в своём стихотворении предлагает поэт?
-Что необычного вы увидели в 1 строфе?
- Почему поэт называет осень сказочной?
- Что происходит осенью?
-Давайте прочитаем следующие строки, которые объясняют, почему он называет её сказочной?
- Обратите внимание на следующие строфы. Какие цвета вы там увидели?
- С чем сравнивает липу?
-О каком месяце говорит Пастернак?
-Какую тайну хранит в себе этот месяц?
-Посмотрите на 5 и 6 строфу.
-Какой цвет вы там увидели?
-Как вы себе представляете янтарный цвет?
-Посмотрите на 7 строфу.
-Какой цвет вы здесь увидели?
-А кто догадался, почему вишнёвый клей?
-Посмотрите на 8 строфу.
- С чем сравнивает осень?
-Кто догадался, почему автор говорит «…где сокровищ каталог перелистывает стужа».
- Каким цветом становится земля?
- Обратите внимание на первую и последнюю строфы. В чём сходство и различие? Обсудите в парах.
-Как вы думаете, какого цвета это стихотворение?
- В изобразительном искусстве его относят к тёплым тонам. Поэтому и стихотворение становится будто тёплое, невесомое.
-Выделите карандашом цветовые эпитеты. (По строфам)
- Последите, какими ещё поэтическими средствами пользуется поэт?
- Какие ещё поэтические средства использует поэт и с какой целью?
- В какой стихотворной строке заключена главная мысль на ваш взгляд?
Учащиеся танцуют под музыку Атонио Вивальди «Времена года. Осень»
Слушают стихотворение, отмечают слова в тексте, которые непонятны
Объясняют значение слов
Работают в парах
Читают выразительно, выделяя паузы, логические ударения, передавая с помощью интонации настроения автора
(Нежное и спокойное, восторженное.)
( Красотой осени)
(Когда радость приходит.)
-Называет осень сказочной.
-Меняются цвета.
- «Всем открытый для обзора…»
-Золотой, прозрачный, жёлтый.
С венцом
- О сентябре.
-Нельзя пройти бесшумно.
- Янтарный.
-Жёлтый +оранжевый.
- Смола на деревьях.
-Вишнёвый.
-Со старыми вещами.
- Наступает зима.
-Жёлтого.
-Прозрачный (лик); золотой (обруч); жёлтых (клёнах); янтарный (след); вишнёвый (клей).
- Олицетворение (Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.
-Метафора скрытое сравнение: липы обруч, зари вишнёвый клей.
- Сравнение - сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку: липы обруч, как венец, флигеля. Словно в рамах; осень – древний уголок.
-Сказочный чертог всем открытый для обзора.
Подведение итогов урока.
слайд 20
С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться в мир высокой поэзии и искусства. Я надеюсь, что творчество Бориса Пастернака оставило след в вашей душе и вам захочется почитать его произведения
Рефлексия «Выбор»
слайд 21
1.На уроке я работал(а)...
2. Своей работой на уроке я ...
3. Урок показался мне ...
4. За урок я ...
5. Моё настроение ...
6. Материал урока для меня был...
Ребята по кругу высказываются
одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
активно/ пассивно
доволен(а)/недоволен(а)
коротким/длинным
не устал(а)/ устал(а)
стало лучше/ стало хуже
понятен/непонятен
интересен/скучен
полезен/бесполезен
Домашнее задание
слайд 22
выучить наизусть стихотворение с.113-114