Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Б. Д. Пастернак «Золотая осень». | Стахеева Светлана Викторовна. Работа №348854

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Краткое описание урока по стихотворению Б. Л. Пастернака «Золотая осень» для 4 класса:

1.      Организационный момент. Актуализация необходимых знаний. Ученики приветствуют учителя и проверяют своё рабочее место. 

2.      Мотивация учебной деятельности. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», чтобы ученики узнали, о чём будут говорить на уроке. 2

3.      Организация познавательной деятельности. Знакомство с творчеством Б. Пастернака. Учитель рассказывает о биографии поэта. 

4.      Работа над стихотворением «Золотая осень». Словарно-лексическая работа. Разбор непонятных слов и выражений. По ходу прочтения разбираются образные выражения с опорой на экран.   Учитель читает стихотворение, а ученики пытаются представить картины, нарисованные поэтом. Затем они внимательно читают стихотворение сами. 

5.      Работа над выразительностью чтения стихотворения. Ученики выбирают силу голоса и темп чтения, учатся правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, своевременно брать дыхание и удерживать его. 

6.      Подведение итогов.. Ученики составляют кластер с ключевым словосочетанием «Золотая осень» и делают вывод, что осень очень богата своими красками природы. 

7.      Рефлексия «Выбор». Ученики подводят итоги урока, продолжая одну из фраз: 1.На уроке я работал(а)... 2. Своей работой на уроке я ... 3. Урок показался мне ... 4. За урок я ... 5. Моё настроение ... 6. Материал урока для меня был...2

8.      Домашнее задание. Ученики записывают  домашнее задание.

 

Цель урока: создать условия для анализа и восприятия лирического произведения Б. Л. Пастернака «Золотая осень». 

Урок № 87

Тема: Б. Д. Пастернак «Золотая осень».

Тип урока: изучение нового материала

 

Задачи:

познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака;

учить определять настроение лирического героя;

учить читать стихотворени

е

выразительно, выражая настроение и чувства;

обогащать словарный запас;

Планируемые результаты

 

Предметные:

читать стихотворение выразительно;

находить средства художественной выразитель

ности — эпитеты и сравнения;

 

 

Метапредметные:

анализировать поэтический текст;

оценивать свою работу на уроке;

 

 

Личностные:

проявлять интерес к чте

нию л

ирически

х

произ

ведений;

наслаждаться музыкой стиха;

получать эстетическое удовольствие от чтения

Методы и формы обучения:

Наглядный метод, практический, элементы интерактивной и информационно- коммуникативной технологий, развивающего обучения, межпредметной интеграции.

Образовательные ресурсы урока:

Учебник, часть II, с. 114. 115; аудиоприложенис к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г, Головановой М.В.

Оборудование:

Интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

( слайд 2)
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
А девиз у нас каков?
« Больше дела, меньше слов!»

 

Мотивация познавательной деятельности

( слайд 3)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
- Какое время года так любил А.С.Пушкин?

 -Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники.

( слайд 4)

-Картина И.Грабаря называется «Рябинка». Какие краски увидел художник ярким осенним деньком?

(слайд 5)

- Картина И.Левитана названа «Золотая осень». Как вы думаете, почему? 

  - Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.

- Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова.

- На уроке мы попадём в волшебный мир поэзии, мир ярких красок осени.

слайд 6

 

(слайд 7)

Откройте учебник с.113-114.Определите тему урока.

Рассмотрите иллюстрацию В. Борисова-Мусатова. Осенняя песня, как вы думаете, соответствует ли она названию? 

- А какую из рассмотренных сегодня картин, можно было бы поместить на этой странице? 

 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин любил осень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают рисунок про осень и подписывают строками из стихотворения

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию и отвечают на вопрос

 

 

 

Ответы детей

Организация познавательной деятельности

(слайд 8)

 - Обратите внимание на портрет этого писателя. Запомните его. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством, но в старших классах вы ещё не раз познакомитесь с его произведениями.

(слайд 9-10)

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве. Отец его был художником, мать - известной пианисткой. Пастернак был с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели.
Литературная деятельность Пастернака была разнообразна. Он писал прозу, занимался переводами. Восхищение красотой мира, стремление отыскать повсюду прекрасное характерно для Пастернака.

(слайд 11 )

- Ребята, я думаю, вы немного устали и предлагаю сделать физкультминутку, но сегодня она пройдет не совсем обычно. Раз уж мы окунулись в мир искусства, предлагаю вам встать и немного потанцевать, давайте представим, что мы с вами осенние листочки, и кружимся, кружимся

(слайд 12)

- Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. В этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно. Возьмите в руки простой карандаш. Внимательно слушайте. Карандашом отметьте слова, которые будут вам непонятны. Обратите внимание на картины, которые нарисовал поэт.

А начнем мы наше знакомство со словарно - лексической работы (слайд №13-17)

 Чертог - большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.

Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Венец- корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания

Флигель - вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы…

Каталог - В общем случае, это некий список информации об объектах,  составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то признаку. Катáло́г (от греч. κατάλογος):
 Список или опись  собрания книг в библиотеках…

Лик (устар.) – лицо человека.

(слайд 18)

-Откройте учебники на с.113-114 и прочитайте стихотворение вполголоса.

-Кто готов, поднимите глазки.

- А теперь в парах построчно друг-другу потихонечку почитайте это стихотворение.

- Кто готов, поднимите сцепленные руки.

 

 

(слайд 19)

-А теперь посмотрите на доску. Скажите, в каком состоянии души находился поэт? Обсудите в парах.

нежное спокойное

праздничное сочувственное

грустное тревожное

радостное весёлое

восторженное

-Кто готов поделиться с классом?

-Чем он восторгался?

-Когда я читаю, у меня «поёт душа». Что означает это выражение?

- Давайте попробуем с вами вместе прочитать это стихотворение. Первую строфу – 1 ряд, вторую строфу – 2 ряд и т.д.

Готовы?

- Давайте посмотрим, какие тайны осени в своём стихотворении предлагает поэт?

-Что необычного вы увидели в 1 строфе?

- Почему поэт называет осень сказочной?

- Что происходит осенью?

-Давайте прочитаем следующие строки, которые объясняют, почему он называет её сказочной?

- Обратите внимание на следующие строфы. Какие цвета вы там увидели?

- С чем сравнивает липу?

-О каком месяце говорит Пастернак?

-Какую тайну хранит в себе этот месяц?

-Посмотрите на 5 и 6 строфу.

-Какой цвет вы там увидели?

-Как вы себе представляете янтарный цвет?

 

-Посмотрите на 7 строфу.

-Какой цвет вы здесь увидели?

-А кто догадался, почему вишнёвый клей?

-Посмотрите на 8 строфу.

- С чем сравнивает осень?

-Кто догадался, почему автор говорит «…где сокровищ каталог перелистывает стужа».

- Каким цветом становится земля?

- Обратите внимание на первую и последнюю строфы. В чём сходство и различие? Обсудите в парах.

-Как вы думаете, какого цвета это стихотворение?

- В изобразительном искусстве его относят к тёплым тонам. Поэтому и стихотворение становится будто тёплое, невесомое.

 

-Выделите карандашом цветовые эпитеты. (По строфам)

 

- Последите, какими ещё поэтическими средствами пользуется поэт?

- Какие ещё поэтические средства использует поэт и с какой целью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В какой стихотворной строке заключена главная мысль на ваш взгляд?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся танцуют под музыку Атонио Вивальди «Времена года. Осень»

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение, отмечают слова в тексте, которые непонятны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах

 

 

 

 

 

Читают выразительно, выделяя паузы, логические ударения, передавая с помощью интонации настроения автора

 

 

 

 

 

(Нежное и спокойное, восторженное.)

 

 


( Красотой осени)

 

(Когда радость приходит.)

 

 

 

 

 

 

-Называет осень сказочной.

-Меняются цвета.


- «Всем открытый для обзора…»

 

-Золотой, прозрачный, жёлтый.

С венцом

- О сентябре.

-Нельзя пройти бесшумно.

 

- Янтарный.

-Жёлтый +оранжевый.

- Смола на деревьях.

 

-Вишнёвый.

 

 

-Со старыми вещами.

- Наступает зима.

 

 

 


-Жёлтого.

 

 

 

-Прозрачный (лик); золотой (обруч); жёлтых (клёнах); янтарный (след); вишнёвый (клей).


- Олицетворение (Наделение неживых предметов качествами, чувствами, поступками живых предметов, человека.просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.

-Метафора скрытое сравнение: липы обруч, зари вишнёвый клей.

- Сравнение - сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку: липы обруч, как венец, флигеля. Словно в рамах; осень – древний уголок.


-Сказочный чертог всем открытый для обзора.

Подведение итогов урока.

слайд 20

С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

-Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться в мир высокой поэзии и искусства. Я надеюсь, что творчество Бориса Пастернака оставило след в вашей душе и вам захочется почитать его произведения

 

Рефлексия «Выбор»

слайд 21

 

 

1.На уроке я работал(а)...
2. Своей работой на уроке я ...
3. Урок показался мне ...
4. За урок я ...
5. Моё настроение ...
6. Материал урока для меня был...

Ребята по кругу высказываются
одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

 

активно/ пассивно

доволен(а)/недоволен(а)

коротким/длинным

не устал(а)/ устал(а)

стало лучше/ стало хуже

понятен/непонятен

интересен/скучен

полезен/бесполезен

Домашнее задание

слайд 22
выучить наизусть стихотворение с.113-114

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×