«Балансировочная доска Бильгоу для детей с нарушениями речи" | Куртышова Татьяна Юрьевна. Работа №316129
В данной статье говорится о мозжечковой стимуляции у детей с нарушениями речи при помощи балансировочной доски Бильгоу. Рассказываются цели и задачи, которые можно решить при помощи доски Бильгоу. Данная стимуляция очень рекомендована детям , у которых есть нарушение координации, внимания, СДВГ, есть задержки устной речи и нарушения письменной, задержка психо-речевого развития. Описываются подготовительные упражнения и задания для развития грамматического строя речи при помощи балансировочной доски.
«Балансировочная доска Бильгоу, как средство мозжечковой стимуляции и эффективная помощь в формировании лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи»
Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой).
Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка.
Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Это специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
До недавнего времени считалось, что мозжечок отвечает только за равновесие и координацию движений, но ученые доказали, что мозжечок также отвечает за интеллект, за развитие внимания и за развитие речи ребенка.
Одним из современных приемов коррекции речевых, интеллектуальных и психических нарушений является метод мозжечковой стимуляции, который представляет собой комплекс упражнений на специальном тренажере – балансировочной доске Бильгоу.
Такая программа мозжечковой стимуляции создана в США в середине ХХ века.
Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разработал специальный снаряд – балансировочную доску и придумал целую серию упражнений на ней.
Занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть нарушения координации, внимания, гиперактивность (СДВГ), есть задержки устной, письменной речи, проблемы с учебой, ЗРР, ЗПР.
Начинать заниматься на тренажере можно с детьми от 3-4 лет и даже раньше. Рекомендуется проводить курсами по 10 занятий без перерыва. Периодичность занятий: 2-3 раза в неделю по 15-20 минут.
Занятия по мозжечковой стимуляции начинаются с освоения балансировочной доски, так как все упражнения будут проходить непосредственно стоя на ней. Если ребенок не может удержать равновесие, значит следует это осваивать до тех пор, пока для него это не станет доступным.
Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Для развития реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Подготовительные упражнения:
Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
Упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
Стоя на доске, ребенок держит перед собой палочку, делает вдох и на выдохе прокатывает палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
Стоя на доске, ребенок переносит центр тяжести на левую ногу, произносит слог, затем на правую ногу, произносит другой слог или повторяет этот же.
Стоя на доске, ребенок наклоняется вперед, берет мяч, мешочек.
Можно р
асположить мячи спереди и по бокам от доски,
попросить
наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
Подняв руки вверх, ребенок произносит слог, например, «РА», опускает руки, произносит «
Ры
».
Упражнения с мешочками, с мячами:
Подбрасывать
и ловит
ь
один мешочек с хлопками;
Кидать
мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
Подкидывать
мяч и ловит
ь
его, называя автоматизируемый звук.
Подкидывает мяч, хлопает в ладоши,
назвает
слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
Ударять мячом об пол, называем слово, делим его на слоги.
Ударять
мяч
ом
об пол одной рукой, ловит
ь другой, при этом называть
слова или слоги на автоматизируемый звук.
Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой, соответствующей количеству слогов в слове.
Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами С
У-
Джок
и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
Придумывание слов, как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадая мячом в ведерко, корзину.
Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
Попасть мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать.
Заниматься по данной методике нужно и важно. Чем лучше работает мозг ребёнка, чем правильнее и быстрее он справляется с задачами - тем успешнее и быстрее развивается и улучшается его речь. С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.