Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"BATTEMENTS TENDU" | Волкова Евгения Сергеевна. Работа №241410

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Волкова Евгения Сергеевна
Методическое пособие по классическому танцу для хореографических отделений детских школ искусств.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ОДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИИ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

 

BATTEMENTS TENDUS

 

Battements - в классическом танце этот термин применяется ко многим движениям. В переводе он означает — биение, удары.

Tendus - от глагола tendre - тянуть, натягивать.

В учебной практике - это открывание и закрывание ноги.

По структуре исполнения battements делятся на 3 группы:

Battements tendus - вытянутая нога отводится из позиции (I,V) вперёд, в сторону, назад в положение на носок, на 25°,45°, 90°и выше (battements tendujete, battement relevelent, grand battement jete и др.) l.Battements surlecou-de-pied (на щиколотке) - нога приходит в это положение, сгибаясь в колене (battement frappe, petitbattement и др.)

Battements developpe (развёртывать) здесь нога открывается через вынимание (battement retire.)

Battements tendus, являясь важнейшим элементом классического экзерсиса, вырабатывает выворотность, силу ног, вытянутость в колене, подъеме, пальцах, воспитывает культуру стоп, приводит ноги в рабочее состояние.

Прежде чем приступить к изучению battements tendus нужно объяснить ученикам понятие опорной и работающей ноги. Движения двух ног должны быть скоординированы, но у каждой свои функции, и на это нужно постоянно обращать внимания учеников. Передача корпуса с 2-х ног на одну не должна быть заметна визуально.

Работающая нога, отделённая в бедре, без участия корпуса, исполняет движение: отведение в заданном направлении и приведение в позицию, на данном этапе ученики должны знать, что в этом случае работают отводящие мышцы и приводящие. Нога «приводится, ставится, убирается» в позицию. Это очень важный момент, т. к. порой ученики всё внимание уделяют открыванию ноги, а возвращение в позицию выполняют небрежно, зачастую со стуком подбивая опорную ногу. Правильная мышечная работа воспитывает культуру исполнения.

Battements tendus - это первое движение, где работающая нога полностью вытянута в колене, подъёме и пальцах.

Вытянутость — одно из основных понятий в классическом танце.

В классическом танце вытягивание или натяжение ног - это полное распрямление всех суставов. Своего предела оно достигает в прыжках. Выработка натяжения идет параллельно с развитием выворотности и силы ног. Сначала ученик может натянуть ногу, но удержать это напряжение не способен, поэтому нужно постепенно увеличивать нагрузку, а значит, слишком медленные темпы, долгое стояние в позициях, неоправданно растянутые музыкальные раскладки не дадут желаемого результата, и ученики будут выполнять движения «пустыми» ногами. Натяжение нужно понимать как процесс, где очень важно ощущение вытянутости - постоянный мышечный тонус, который держит ноги в напряжении без излишней усталости. Опорная нога устремляется вверх, а работающая нога вытягивается вдаль, в носок, как бы удлиняясь, при этом мышцы растягиваются, что впоследствии способствует формированию красивых, удлиненных мышц, не гипертрофируя их. Всю мышечную работу ученики выполняют, слушая объяснения педагога, стараясь запомнить правильное ощущение, подключая моторную память.

Вытягивание стопы - пятка как можно выше поднимается от пола, это связано с предельным сокращением ахиллова сухожилия и развивает его эластичность. Пальцы вытянуты. Здесь часто встречается неправильное положение ученики «загибают» пальцы, опираясь о пол. Этого не следует делать. Пальцы ног от природы слегка согнутые (это хорошо видно у маленьких детей). Чтобы добиться хорошей линии стоп нужно именно вытягивать, а не скрючивать их, укрепляя тем самым мышцы, а не разбалтывать их.

Опорная нога, хотя и статична, задачи у неё не менее сложные. Стопа не должна перекатываться с одного бока на другой, пальцы, как щупальца, и пятка с хорошим эластичным упором плотно примыкают к поверхности пола. Устойчивому положению стопы помогает работа голеностопного сустава ноги - щиколотка, которая корректирует нарушение равновесия тела. Равновесие - это когда центр тяжести корпуса не выходит за пределы площади опоры, т.е. находится на опорной ноге, которая, удерживая активную выворотность, сохраняет подтянутость в бедре и колене. Ещё раз хочется обратить внимание на выворотность опорной ноги. Речь идёт не только о выворотной стопе - вся нога: бедро, надколенная и икроножная мышцы должны быть выворотны. Обычно ученики основное внимание уделяют работающей ноге, а опорная нога сворачивается, колено «смотрит» вперёд, что впоследствии может привести к травмам.

Во время исполнения battements tendus опорная нога удерживает вертикальное положение, чем обеспечивает устойчивость телу, создаёт апломб и служит ориентиром, от которого выстраиваются все позы.

Battements tendusс I-ой позиции в сторону, вперед, назад. Последовательность изучения.

а) лицом к стачку

б) за одну руку

в) на середине зала

Правила исполнения.

Battements tendus в сторону.

Отведение: Работающая нога хорошо отделена от корпуса и сохраняет выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Движение начинается всей стопой. Пятка как можно дольше скользит по полу, но нельзя оседать на опорном бедре. В конечной точке предельно вытягиваются стопа и пальцы, только легко касаясь пола и не опираясь на носок. ( Проверка - снять носочек с пола, оставшись на опорной ноге).

Точное направление - носок работающей ноги против пятки опорной ноги, которая удерживает выворотность и подтянутость. Корпус не разворачивается и сохраняет квадрат плеч и бёдер.

Приведение. Стопа постепенно опускается на пол, нога, не сгибая колена, проглаживает пол всей подошвой, не роняя свода, и как бы подставляется под корпус. При этом сохраняется подтянутость на опорной ноге.

Battements tendus вперед. Движение начинается выведением пятки и всей внутренней линии ноги, стопа скользит по полу, постепенно вытягиваясь. Направление: пятка - против пятки. Вся нога выворотна и вытянута на полную длину, бедро не выпускать, не оседать на опорной ноге.

При приведении ноги в I позицию корпус стоит на подтянутом бедре, нога приводится, активно убирая носок, колени не ослабляются.

Battements tendus назад. Самое трудное направление. Нога в выворотном положении скользит назад. Движение идет от носка. Направление ноги: пятка против пятки. Иногда, чтобы добиться красивой линии ноги, ученики опираются на носок, сокращают стопу, делая так называемую «птичку». Этого не следует делать, красивой линии можно добиться, если вся нога, от бедра до кончика пальцев, выворотна и пальцы дотянуты. Ягодичные мышцы напряжены, бедро не разворачивается за ногой, корпус сохраняет квадрат плеч и бедер. Опорная нога удерживает активную выворотность и вертикальное положение. Не оседать на опорном бедре, не проваливаться в паху, а подтягиваться вверх. Корпус не отклоняется в бок, от этого тоже зависит правильное направление ноги - против плеча.

Приведение ноги идет пяткой к себе, участвуют внутренние мышцы бедра. Важно не уронить свод стопы, не свернуть и не ослабить колено. Ягодичные мышцы напряжены, корпус ещё больше подтягивается вверх.

В процессе разучивания хорошо, когда ученики умеют поправить друг друга, тогда видно, что они понимают, какие требования нужно исполнять

и на что обратить внимание. Это также способствует созданию дружеской, творческой атмосферы на уроке, воспитывает чувство взаимопомощи.

Battements tendus с demi-plies в 1 позиции в сторону, вперед, назад.

Сложность здесь заключается в сочетании двух, разных по характеру, движений и в переносе центра тяжести с двух ног на одну и наоборот. Это должно осуществляться незаметно, поэтому вначале battement tendu с demi- plie делается раздельно, а затем - слитно.Сохраняется последовательность изучения и все правила исполнения battement tenduи demi -plie.

Battements tendus с V позиции в сторону, вперед, назад. Последовательность изучения сохраняется, но есть и новое в подходе: при изучении в сторону, вначале проучиваем battementstendus, приводя ногу в V позицию вперёд, а затем - назад, т. к. здесь встречаются различные ошибки. При отведении в сторону работающая нога, вытянутая и выворотная, попадает в положение против 1-ой позиции: носок против пятки. При приведении она ведётся к 1-ой позиции и, усиливая выворотность, заводится в V позицию вперёд. При этом важно не оседать на опорном бедре, не сгибать колено работающей ноги. Приводя ногу в V позицию назад, нужно проследить, чтобы пятка работающей ноги не сворачивалась и колено опорной ноги не сгибалось. Корпус подтянут, не разворачивается к ноге, сохраняя квадрат плеч и бёдер, опорная сторона и плечо отведены назад.

Далее можно исполнять battementstendus в сторону по V позиции, чередуя закрывание ноги в V позицию вперед и назад. Необходимо следить заправильностью и чистотой позиций.

При исполнении battementstendus вперёд и назад сохраняются все правила battementstendus с I-ой позиции, но направление меняется: носок работающей ноги против пятки опорной.

Cdemi-plie в V позиции в сторону, вперед, назад.

Последовательность изучения как с demi-plie в 1 позицию в сторону, вперед, назад.

Cопусканием пятки во II позицию (doublebattementtendu).

Можно учить и с I и с V позиции.

Открыть battementstendus в сторону, затем пятку мягко опустить во II позицию на пол только за счет растяжения ахиллова сухожилия, не сокращая расстояния, не опуская бедра и не оседая на опорной ноге. Корпус не передается на работающую ногу, центр тяжести сохраняется на опорной ноге. Затем стопа активно вытягивается, выдерживается пауза и приемом battemenst tendusнога закрывается в I или V позицию.

Battementstendusс demi-plie во II позиции без перехода с опорной ноги,сI и V позиции.

Сначала проучивается лицом к станку, затем за 1 руку и на середине зала. Нога открывается во II позицию приемом battemenst tendus, на «и» - голова поворачивается к руке, которая переходит в положение allonge, затем, вместе с опусканием пятки, идет demi-plie по II позиции. Корпус ещё больше подтягивается и центр тяжести через верх переносится на две ноги, рука с небольшим подхватом, т. е. слегка понижаясь, приходит в 1 позицию. Взгляд направлен в кисть руки. Наверх подняться нужно более активно. Корпус вновь через верх возвращается на опорную ногу. Работающая нога дотягивается, рука открывается на II позицию, здесь следует выдержать паузу.

Голова – по заданию педагога: прямо, или провожает руку (в зависимости от последующего движения).

Затем нога возвращается впозицию. У станка в 1 классе движение выполняется без перехода с опорной ноги. На середине зала можно исполнять без перехода и с переходом, т.е. менять опорную ногу. Очень важно, чтобы переход с одной ноги на две и обратно делался через верх, т.е. корпус не «переползал». Две руки работают синхронно, голова и взгляд провожают их. В начальном изучении руки можно оставить во II позиции, а голову — прямо.

Passeparterre (проведение ноги вперёд и назад через1 позицию).

После того, как ученики» отдельно проучили все направления battementstendus с I позиции, можно перейти к изучению battementstenduspasseparterre.

Сначала сделать battementstendus вперед и сразу исполнить battementstendus назад, закончив его в I позицию.

Passeparterre - проведение по земле, (по полу).

В момент проведения ноги корпус остаётся на опорной ноге. Когда движение делается слитно, точка в 1 позиции убирается и работающая нога из положения «на носок вперёд» должна, не задерживаясь в I позиции, пройти в положение «на носок назад». Направление ноги - против I позиции (пятка против пятки), не перекрещивать. При этом нужно как бы прогладить всей стопой, расслабляя её в I позиции и не скрючивая пальцы. Опорная нога в этот момент удерживает активную выворотность и бёдра сохраняют ровность, таким образом, две ноги должны встретиться в I позиции. Следует обратить внимание, что движение исполняется в два темпа: к I позиции нога подходит медленно, а открывается более активно, что делает его более выразительным. Также passeparterre исполняется обратно. Затем количество проведений через I позицию может быть увеличено. Впоследствии может исполняться с demi-plie. Приём passeparterre впоследствии будет встречаться и в других движениях: ronddejambeparterre, battementstendusjetesbalancoire, grandbattementjetepasseparterre c окончанием на носок и др., поэтому проучить его нужно тщательно.

Следить за устойчивостью у станка и на середине заладесь нужно сказать о понятии «aplomb». В переводе это означает отвесное положение, в балетной практике — устойчивость, которая даёт ученику возможность, соблюдая все правила исполнения движений ног, корпуса, рук и головы, двигаться не только технически совершенно, музыкально, но и выполнять в дальнейшем актёрские задачи. На уроках классического танца кропотливо отрабатывается устойчивость. Здесь всё важно: умение правильно стоять на выворотных ногах, удерживать подтянутый корпус на опорной ноге, выполнять точные позиции и переводы рук. В младших классах на начальном этапе руки находятся во 2 позиции или держатся в подготовительном положении, но это не значит, что движение выполняется «без рук», просто они не могут быть пассивными или судорожно дёргаться. Большое значение для выработки апломба имеют не только правильные повороты и наклоны головы, свободное движение шеи, но и направленность взгляда. Одной из ошибок учащихся является чрезмерное, постоянное разглядывание себя в зеркале, что приводит к невыразительным позам, отсутствующему взгляду и безразличному выражению лица, порой искажённому напряженной гримасой. В классическом танце движения ног, рук и головы пластически и ритмически должны быть согласованы, что помогает выработать правильную координацию в танце. Это во многом зависит от способности учеников запоминать учебное задание, слышать музыку, понимать её характер, а также от внимания и стремления к совершенствованию своих знаний и навыков.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×