БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | Огнев Сергей Владимирович. Работа №315623
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы. Использование бережливого производства применительно и к образовательному процессу. В статье раскрыты вопросы применения бережливых технологий в образовательном процессе, формирования бережливой личности в образовании, организации и проведения фабрики процессов как инструмента обучения, организации рабочего места по системе 5 С, навигации в образовательной организации, стандартизации как эффективного инструмента закрепления достигнутого.
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы. Использование бережливого производства применительно и к образовательному процессу. Образовательный процесс можно приравнять к производству, где «продуктом» производства является обучающийся, которому добавляется «стоимость» в виде знаний, умений и уровня сформированных компетенций [1].
В бережливом производстве сконцентрированы знания, применение которых позволяет существенно повысить эффективность деятельности, где работа ведётся не с отдельными элементами, а с ситуацией в целом, выводя ее на качественно новый уровень становления. Внедрение в производство так именуемых «бережливых технологий» смогут повысить производительность труда в образовании.
Бережливые технологии – это, по сущности, эффективное управление временем учителя. Они дают возможность учителю и учащемуся избежать трат на непродуктивную деятельность – на перекладывание бумаг, на поиск инструмента, на подготовку отчетов – и больше сил отдавать производственному процессу. Ведущей целью внедрения бережливых технологий в образовательный процесс считается повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей обучающихся, «формирования бережливого сознания школьников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, оказавшихся в атмосфере бережливого производства, будет происходить приобщение его к культуре и формироваться бережливый стиль мышления и образ жизни. Под «бережливым обучением» мы понимаем такую организацию учебного процесса, в ходе которой устраняются потери, действующие на результативность обучения в системе образования. Чтобы избежать этой потери, дети учатся пользоваться инструментами бережливого производства в повседневной жизни. Ключевой инструмент – планирование с четкими целями. При этом главной целью всякого процесса в жизни должно стать улучшение. Применение инструментов может привести к некому результату, но только комплексный подход позволяет обеспечить синергетический эффект.
Инструменты бережливого производства дают возможность эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов для снижения себестоимости продукции происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности.
Внедрение инструментов бережливого производства в образовательной организации содействует:
улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
повышению качества образования,
обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
сокращению временных и финансовых потерь,
повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
развитию образовательной организации.
Максимальную выгоду от внедрения бережливого производства можно получить, если хорошо понять эти принципы и применять их в комплексе, тем самым обеспечив единство направления не только в производственной деятельности, но и в сфере оказания услуг, к которым относится образование [2].
Принципы бережливого производства, внедренные в школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения. Переход на принципы эффективного управления образованием при помощи выявления и исключения, распространенных в образовательном процессе потерь, позволит не только решать такие задачи, как эффективное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов и создание критерий для самореализации каждого обучающегося, но и повышение управляемости процессами в каждой образовательной организации.
В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов, рекреационных зон, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для педагогов, родителей. Философия предполагает следующие подходы бережливого производства: искать малейшие возможности для изменения к лучшему во всех сферах. Стоит лишь начать, как получаться будет все лучше, а со временем войдет в привычку; откровенно признавать имеющие проблемы, потому что, если замолчать или не заметить проблему, ее невозможно будет решить, становление остановится или замедлится; самодисциплина. Ожидается ежедневный анализ сделанного и возможностей для роста, а также упорное воплощение задуманного в жизнь; непрерывное обучение, поиск нового – без этого движение и становление невозможны; доброжелательность, вежливость и толерантность [4]. Материальное, что помогает нам воплотить в жизнь – инструмент 5С.
Самодисциплина, порядок и четкое расположение предметов в жизненном пространстве ребенка несомненно поможет ему без лишней суеты заниматься необходимым.
Учащиеся усваивают следующие принципы:
1. Сортировка, удаление лишнего.
2. Самоорганизация, соблюдение порядка, определение для каждой вещи своего места. Нужные предметы располагают на конкретные места так, чтобы они были легко доступными для всякого, кто пользуется ими! Следует также промаркировать их для быстрого поиска.
3. Соблюдение чистоты, систематическая уборка.
4. «Стандартизация» процесса. Поддерживать порядок и чистоту при помощи постоянного выполнения первых трех шагов.
5. Совершенствование порядка и дисциплина.
Для поддержания рабочего места в нормальном состоянии выполнять работу дисциплинированно, в согласовании с установленными стандартами. Осознание системы 5С как общепринятой повседневной деятельности и ее совершенствование [3].
Использование бережливых технологий, как одного из видов инноваций проектирования образовательного процесса воздействует на формирование компетентности педагогов, развитие креативности, выработку у них исследовательских умений, поиска инновационных средств, собственно, что приводит к повышению качества образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вэйдер, М. Инструменты бережливого производства / М. Вэйдер. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 125 с.
2. Womak J. P., Jones D. T. The Machine That Changed the Wold. FreePress. 2005.p.352
3. Система «Кайдзен» и ее применение в бизнесе. – Режим доступа:https://hr-portal.ru/article/sistema-kaydzen-i-ee-primenenie-v-biznese.