Беседа с картофелем с элементами экспериментальной деятельности. | Ермилина Галина Андреевна. Работа №324711
Цель: Обобщить и расширить знания о картофеле.
Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие.
Цели и задачи:
-формирование познавательного интереса детей к миру живой природы посредством изучения отдельных природных объектов (картофель);
- дать детям представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания;
-отрабатывать падежные окончания существительных:
-активировать и обогащать словарный запас детей ( клетки, крахмал рассыпчатый), окучивать, пропалывать.
Развивающие:
-развивать общий кругозор детей через изучение истории появления картофеля;
- научить согласовывать свои действия с действиями других;
-развивать любознательность, мыслительную активность.
Воспитательные:
-экологическое сознание, стремление и желание изучать растительный мир;
-умение работать самостоятельно и в коллективе в экспериментально- исследовательской деятельности
Ермилина Галина Андреевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №40 «Солнышко»
ГО «город Якутск» Республика Саха (Якутия)
Беседа с картофелем с элементами экспериментально- исследовательской деятельности.
Цель: Обобщить и расширить знания о картофеле.
Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие.
Цели и задачи:
-формирование познавательного интереса детей к миру живой природы посредством изучения отдельных природных объектов (картофель);
- дать детям представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания;
-отрабатывать падежные окончания существительных:
-активировать и обогащать словарный запас детей ( клетки, крахмал рассыпчатый), окучивать, пропалывать.
Развивающие:
-развивать общий кругозор детей через изучение истории появления картофеля;
- научить согласовывать свои действия с действиями других;
-развивать любознательность, мыслительную активность.
Воспитательные:
-экологическое сознание, стремление и желание изучать растительный мир;
-умение работать самостоятельно и в коллективе в экспериментально- исследовательской деятельности.
Оборудование для детей: мука, крахмал( в разных блюдцах) по количеству детей, визитка на каждого ребёнка, белый халат и шапочки для работы в лаборатории, салфетки для накрахмаливания, дольки картофеля.
Оборудование для педагога: письмо, кукла( наряженный клубень), 4 салфетки( накрахмаленные, две обычные); кружевная салфетка( накрахмаленная), тёрка, баночки прозрачные для воды, для сухого и натёртого крахмала, ложки, половинки картофеля, очищенный клубень картофеля, готовый раствор для накрахмаливания новых платочков, веревка с прищепками для сушки платочков, кипяток в чайнике в безопасном месте, ванночка( 2 шт); вывеска «Лаборатория», поднос с картофелем разных сортов, модель «Путаница», презентация с историей о происхождении картофеля, карточки с изображением последовательности роста клубней картофеля; белый халат с шапочкой для педагога, папка с ручкой, угощение для детей-пирожки с картофелем на большом блюде; красивый ковёр- самолёт, очки.
Предварительная работа: наблюдение, дидактические игры «Овощи», «Что здесь лишнее», «Наведи порядок». Перед НОД психологическая гимнастика «Давай поздороваемся»
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Давайте поздороваемся». По
моему сигналу вы будете двигаться по комнате и здороваться со всеми,
кто встретится на пути. При этом надо соблюдать правила: Один хлопок-
здороваемся за руку, два хлопка- здороваемся плечами, три хлопка- здоро
ваемся спинками.
После игры стук в дверь.
Почтальон: Здравствуйте, получите письмо.
Педагог: Ребята, нам пришло письмо. Давайте его распечатаем и узнаем, от кого
же это загадочное письмо. (читает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные и сообразительные и
Всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в
Лабораторию и кое что рассказать интересное. О чём? Узнаете, когда
прилетите ко мне в гости на ковре- самолёте. Ваш профессор- Огород».
Какое загадочное письмо, ребята, интересно, о чём нам хочет рассказать
Профессор? Полетим к нему в гости?( ответы детей).а чтобы наши
пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнём.
(пальчиковая гимнастика):
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный и последний,
Сам мизинчик- малышок постучался на порог.
Вместе пальчики друзья, друг без друга им нельзя.
Педагог: Теперь садитесь на ковёр, закрываем глазки, взялись за руки и представ-
ляем, что мы летим над озером, лесом, лугом.
В это время звучит тихая музыка, воспитатель надевает белый халат, очки, берёт
В руки папку и превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, вы откуда? А вы
знаете, куда вы прилетели? Правильно в лабораторию к профессору
Огороду. Профессор- это я ( показывает визитку на груди) . У нас, в
лаборатории все имеют визитки. Я и для вас заготовил ( дети получают
заранее приготовленные визитки, приклеивают скотчем на одежду,
садятся на стулья). Я сегодня проводил опыты с одним овощем.
Угадайте, что это за овощ?
И зелен и густ на грядке вырастает куст,
Покопай немножко, под кустом…( картошка)
Что у меня в руке? Дети, а вы знаете, откуда у нас появился картофель?
Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нём.
Усаживайтесь поудобнее и слушайте. (показ презентации)
Давно это было: 500 лет назад приехали из дальнего плавания корабли
отважного мореплавателя Христофора Колумба. ( рассказ воспитателя
Сопровождая слайдами на ИТК). Прибыли они издалека, из Южной
Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, которые они при-
везли из Южной Америки были семена картофеля. В южной Америке
жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В честь его
устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как
кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани. Мужчины танце
вали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из
Южной Америки в другие страны , то дарили картофель как
драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал был
редкостью, он появился у простого народа. Теперь картофель стал для
нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему? Много
трудов надо приложить, чтобы вырасти картофель. Наверняка у вас есть
дачи, или вы ездите к бабушке в деревню и видите, как и что надо
делать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вспомним. Поиграем в
игру «Что сначала, что потом?» (рассказы детей).
Надо вскопать землю, разрыхлить её граблями ( чтобы не было комков),
удобрить её( песочком, золой). Сделать луночки или бороздки. Посадить
в луночки семена, засыпать землей. Когда взойдёт, нужно поливать,
пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастёт, его надо
окучивать, а для чего это делают? Чтобы взрослый куст не развалился и
для рыхления почвы, а вы знаете, какие инструменты нужны для
выращивания картофеля? ( лопата, лейка, грабли, мотыга).
Игра «Что лишнее?».
А теперь физкульминутка:
Попрошу всех встать, что скажу, то повторять
Руки вверх и потянулись, разогнулись,
Вдох и выдох- улыбнулись, потихонечку садитесь.
Обследование:
Профессор: А теперь возьмите по картофелю в руки( с подноса) и рассмотрите
его.( даю некоторое время для рассматривания). Какого он цвета? А
какой формы, Коля, (Диана, Катя). Картофель бывает разных сортов,
поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это
как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Эли волосы
светлые, у Уйгулааны темные, Виола высокая, Катя- пониже .Так и
картофельные клубни отличаются друг от друга. Какой картофель на
ощупь? Никита, Настя? Что есть у картофеля- Кирилл, Миша, Арина?
А теперь будем играть в игру «Собери урожай». Встаньте свободно,
картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно
сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд. Лето наступило,
солнышко сияет и картофель быстро вырастает. Поднимите руки,
тянитесь вверх- показывайте, как растёт картофельный куст. Ветер
сильный дует- качайте вытянутыми руками в стороны. И грохочет
гром- потопаем ногами. а картофелю это нипочём. Снова в небе
синем солнышко сияет, и картофель быстро вырастает- тянемся,
тянемся вверх. Картофель вырос, пора собирать урожай- делаем
наклоны, убирая картофель. Молодцы! А теперь проходите в мою
лабораторию, занимайте свои места за столом, только тихо. В моей
лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего
разрешения. Ребята, вот мы и собрали урожай, какие блюда мы
приготовим из картофеля? (называют блюда из картофеля)
Поиграем в игру «Маленькие поварята».
Профессор: Что делают поварята? Готовят кушать. Мы с вами сегодня маленькие
поварята, «готовить» будем блюда из картофеля. Кто у нас смелый
повар и(выбрал уже себе блюдо), расскажет нам, чтобы он хотел
приготовить. Дети называют: Я бы хотел приготовить картофельное
пюре. А я картофельные оладьи, котлеты. Как много вы знаете блюд. А
почему сваренный картофель рассыпается? Не догадались? Картофель
рассыпчатый, потому что в нём содержится крахмал. Что содержится в
картофеле Алина, (Коля, Сабина). А как вы думаете, для чего нужен
крахмал? Правильно, крахмал нужен для того, чтобы варить кисель,
накрахмаливать салфетки для красоты, воротнички. Сейчас мы начнём
работу в лаборатории. Вот сравните две салфетки, одна накрахмаленная,
а другая нет. Заметили разницу?
Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? Посмотрите, у вас на
столе стоят два блюдца: в одном мука, в другом – крахмал. Посмотрите
на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и не
вдыхайте. Даю время на обследование… а теперь скажите и покажите,
в каком блюдце мука, а в каком крахмал. Правильно, крахмал светлее,
чем мука. На ощупь крахмал скрипит, хрустит как снежок. А теперь,
скажите, чем они похожи и чем отличаются?. Ребята, а вы знаете как
получить крахмал? Давайте вместе его получим. Берём заранее
натёртый картофель, он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в
стакан с водой. На этот опыт требуется время, поэтому я отдам эту
баночку с собой в группу и вы посмотрите, что произойдёт в ней.
Понравилось вам проводить опыты, как настоящим учёным?
Воспитатель готовит раствор ( заваривает крахмал) и дети крахмалят
платочки.
Ребята, у меня к вам просьба, пока я вас встречал, кто-то побывал в
моей лаборатории, перепутал весь мой учебный материал. Посмотрите
сюда, какая путаница, разве так растёт картофель, нужно исправить.
Молодцы, быстро навели порядок. К сожалению, ребята, у меня
закончилось время, и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите
следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у
меня в гостях? Садитесь на ковёр- самолёт и отправляйтесь в группу.
Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался
детский сад.( музыка звучит).
В это время воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку.
- Открываем глаза. Ребята, я от вас отстала и вы улетели без меня. Где
же вы были? А зачем у вас на груди наклеены какие-то листочки с
вашими именами? Что вы там узнали? ( дети делятся своими
выступлениями, рассказывают об услышанном.)
Рефлексия: Ребята, какие вы молодцы. Теперь я тоже буду знать о картофеле: он
родился в Южной Америке, привёз его Христофор Колумб. В нём
содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо
поливать, окучивать. Дима, а зачем тебе какая- то баночка в руках?
Ах, это для опыта. Хорошо, будем ждать приглашения от профессора
и обязательно навестим его ещё раз.
Прощание. Солнечные лучики.
А сейчас вытянутее руки, соедините их в центре круга, тихо постойте. Попытайтесь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Литература:
1.Л.Л. Тимофеева -«Мы и природа»- формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет издательство ФГОС.
2. Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова- Программа «Мы» Экологическое образования.
3. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, Л.М. Кларина- Познавательное развитие дошкольников. Москва «Русское слово» 2015 г.
4. Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова – Речевое развитие дошкольников Москва «Русское слово» 2015 г.