«Без труда, нет добра» Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях детского дома. | Лиховских Рузигуль Гардуллоевна. Работа №273738
Автор: Лиховских Рузигуль Гардуллоевна
Как показала практика, дети-сироты испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности, не могут обустроить свой быт, у них не развиты социально – бытовые навыки. Воспитанники живут на полном государственном обеспечении, что приводит к формированию иждивенческой позиции как к труду, так и ко всему окружающему, кроме того они имеют негативный нравственный опыт жизни в семье.
Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни и адаптации в социуме.
Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №18» (КГКУ Детский дом 18)
УТВЕРЖДАЮДиректор КГКУ Детский дом 18«____»_________________2019г.
«Без труда, нет добра»
Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков
в условиях детского дома.
Программа составлена
социальным педагогом СПС –
Лиховских Р.Г.
Дополнительная образовательная программа по трудовому воспитанию составлена на основе статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дополнительная образовательная программа направлена на развитие у воспитанников и выпускников детского дома трудовых навыков и позитивного отношения к труду. Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для усвоения ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения, формирования культуры межличностных отношений.
Сегодня все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни.
Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.
Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке воспитанников и выпускников детского дома к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Как показала практика, дети-сироты испытывают большие трудности в процессе трудовой деятельности, не могут обустроить свой быт, у них не развиты социально – бытовые навыки. Воспитанники живут на полном государственном обеспечении, что приводит к формированию иждивенческой позиции как к труду, так и ко всему окружающему, кроме того они имеют негативный нравственный опыт жизни в семье.
Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд.
Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации воспитанников. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в наше учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду.
Актуальность данной проблемы обусловила разработку дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания «Без труда, нет добра!».
Отмечая данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников и выпускников детского дома к самообслуживающему и общественно-полезному труду.
Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, так как ценность труда в нашем обществе недооценивается молодым поколением.
Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни.
Цель:
Развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.
Задачи;
- приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;
- воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива, чувства бережного отношения к результатам труда, творческого отношения к труду;
- формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;
- формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;
- развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;
- способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;
Проект рассчитан на подростков 12-18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде.
Участники программы;
Воспитанники, выпускники и сотрудники учреждения.
Программа трудового воспитания реализуется через следующие направления деятельности:
Общественно-полезный
труд
включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа на пришкольном участке, на территории школы по ее благоустройству, изготовление игрушек для младших школьников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, конструирование из бумаги и картона, работа с природным материалом, ремонт личных вещей.
Бытовой
самообслуживающий
труд
направлен на удовлетворение бытовых потребностей группы или коллектива, за счет личных трудовых усилий.
Бытовой труд включает уборку постели, стирку мелких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, поход в магазин, создание в квартире уюта и удобств, генеральную уборку помещения, дежурство по столовой, уборку мусора на прилегающей территории.
Предполагается получить следующие результаты:
Повысится уровень знаний детей об основной трудовой деятельности.
Сформируются основные обще трудовые умения и навыки в соответствии с возрастными особенностями детей.
Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к труду.
Улучшится морально-нравственный климат в группе.
Ожидаемые результаты к концу реализации программы по трудовому воспитанию
Дети должны знать:
правила
и последовательность проведение сухой и влажной уборки;
правила
безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила
ухода за одеждой, обувью;
правила
сушки одежды, обуви;
правила
хранения одежды и обуви.
правила
уборки территории
правила
ухода за овощными культурами
Дети должны уметь:
производить
влажную и сухую уборку помещений;
чистить
мягкую мебель, книжные полки, шкафы, столы, батарей;
стирать
и гладить различные предметы одежды;
производить
мелкий ремонт одежды;
ухаживать
за различными видами обуви.
убирать
территорию
полоть
и поливать овощные и цветочные растения
;
готовить
простые блюда и салаты
Тематический план:
1
Час труда
Наведение порядка в доме.
Ежедневная влажная уборка, еженедельная генеральная уборка
2
Час труда
Работа в теплице.
Уборка в теплице, посадка и уход за растениями
3
Трудовая неделя
Работа на земельном участке.
Подготовка цветников к посадке растений, Уход за высаженными растениями, овощами, оформление клумб, прополка овощей на земельном участке.
4
Час труда
Поделки для младших воспитанников, для украшения группы и спален
Работа с природным материалом, поделки из бумаги, тестопластика, выжигание и др.
5
Час труда Участие в районных и краевых конкурсах
Принятие активного участия в различных конкурсах
1
Режим дня и личная гигиена подростка
Соблюдение режимных моментов и ежедневной личной гигиены, Планировать режим дня
Ежедневный уход за кожей, пораженной угрями.
Современные средства ухода за кожей.
Порядок в моем гардеробе.
Соблюдение порядка в личных вещах, в шкафчиках
Большая стирка.
Стирка, чистка, сушка одежды.
Волшебный утюг.
Глажка рубашек и школьных костюмов.
Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды
Штопка, маркировка, пришивание пуговиц.
Помогаю обуви сам!
Уход за обувью.
Самый полезный салат!
Приготовление овощного и фруктового салата.
Бутербродный стол.
Приготовление бутербродов
«Сосиски в тесте»
Выпечка сосисок в тесте
Пицца для друзей.
Приготовление пиццы