Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Биоэнергопластика – инновационная здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ | Трескунова Юлия Дмитриевна. Работа №352153

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья о здоровьесберегающей технологии - биоэнергопластике.О ее эффективном применении с детьми с легкой умственной способностью. О положительном влиянии на речь детей.

В стаье описаны : понятие биоэнергопластики, основные этапы, правила выполнения ,а также примеры упражнений.

Рассказываю с втатье, как применяю биоэнергопластику на открытых уроках. 

Биоэнергопластика – инновационная здоровьесберегающая технология

для детей с ОВЗ.

 

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка!

В.А.Сухомлинский

Современный высокотехнологичный мир навязывает сегодняшнему ребенку стереотип поведения без непосредственного общения со сверстниками. Дети легко осваивают современные гаджеты, погружаются в мир нереальных событий, запоминают и используют в своей речи штампы, с трудом ориентируются в действительности, что, безусловно, негативно сказывается на их психическом развитии. Речь современного ребенка при поступлении в школу часто характеризуется бедным словарем, нарушением грамматического строя, малоинформативными, нераспространенными предложениями, неумением логично и последовательно излагать свои мысли – это реалии большинства нынешних дошкольников.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе.

В настоящее время в школах обучается большой процент детей, имеющих тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, когда нарушены все компоненты речевой деятельности: и фонетико – фонематической и лексико – грамматической. В коррекционной работе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе постановки звуков существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Одним из важных этапов в коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Следует отметить, что для детей с ОВЗ данный этап может затягиваться надолго, хотя учитель – дефектолог использует всевозможные приемы и методы мотивации и стимуляции. В силу особенности своего психического развития, дети с ОВЗ быстро утомляются, теряют интерес к выполнению и многократному повторению однотипных заданий, , что непременно сказывается на качестве выполняемых упражнений. Находясь в постоянном творческом поиске эффективных методик, я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием технологии биоэнергопластики.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» - человек как биологический объект;

«энергия»- сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика»- плавные движения тела, рук которые характеризуются непрерывностью , энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика- это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Исследования отечественных физиологов (М.М.Кольцова, В.М.Бехтерев, А.А.Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположено очень быстро. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга , мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами , и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольного высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Этапы работы с применением биоэнергопластики :

1 этап Диагностический. Обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики .Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной руки .

2 этап- Эмоциональныйоздание положительного настроя, целью повышения заинтересованности ребенка в таких упражнениях применяется игровой персонаж например, «Веселые перчатки», счет, музыка, стихи, сказки.

Правила биоэнергопластики:

1 Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует

предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4 Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5 Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так

как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

6 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтом ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

3 этап- Основной . Отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки. Руки имитируют движение артикуляционного аппарата.

Преимущества биоэнергоплатики:

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

-способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Работа с применением биоэнергопластики активно применяется мной в 1-3 классах на уроках :чтения, речевой практики, мир природы и человека ежедневно. Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед

Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

Горка” - согнутая ладонь опущена.

При выполнении данных артикуляционных упражнений с подключением работы обеих кистей рук возможно добавление стихотворных текстов, способствующих также развитию слухового внимания, чувства ритма, придающих особую эмоциональную окраску выполняемой работе.

Например, при выполнении упражнения «Часики»:

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Упражнение: «Качели»:

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Упражнение: «Иголочка»:

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

На открытых уроках использую куклы-перчатки, которые становятся лучшими «друзьями» детей и Веселого язычка. Дети с удовольствием выполняют предложенные задания . Вместе со мной или самостоятельно пробуют упражнения объединять в небольшие сказки ,например «Сказка об овощах».

«Сказка об овощах».

Жил-был огурчик. Его так называли, потому что он был маленький. Он был красивый, зеленый и вот такой овальный (губы в положении звука «О») . Жил он на грядке у бабушки в огороде, огород был загорожен забором (упражнение «Заборчик»), огурчик радовался ,что растет вместе со своими друзьями : помидорчиком, лучком и картошечкой. ( упражнение «Улыбка»). Когда овощи созрели их стали убирать, выкапывать лопаткой (упражнение «Лопатка»). Из овощей готовили разные блюда. А из огурчика сделали салат и ели из большой чашки (упражнение «Чашка»). Огурчик был доволен, что он очень вкусный (упражнение «Вкусное варенье) и полезный.

Использование биоэнергопластики способствует повышению работоспособности детей, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику младшего школьника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Доказано, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционноразвивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Движенья рук – как крыльев взмах

Без них полет не состоится!

Язык и кисти – это шаг

В мир знаний, радости и мысли!

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. - 240 с.

2. Косинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произно шения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.

3. Лазаренко О.И. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. - Изд-во: АЙРИС - ПРЕСС, 2011г. - 32с.

4 . Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыс лительной деятельности и культуры устной речи. - М.: АРКТИ, 2001. - 1

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×