Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Бокс как средство укрепления здоровья | Попцов Константин Германович. Работа №340268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современном обществе здоровый образ жизни становится все более актуальным. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению и улучшению здоровья, а также его основных показателей. Все больше людей стремится избавиться от вредных привычек, правильно питаться и заниматься различными видами спорта, что способствует поддержанию как физического, так и психического здоровья. Однако остается открытым вопрос, является ли это искренним стремлением общества или результатом активной пропаганды.

Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является бокс. Занятия боксом способствуют развитию основных психофизиологических функций, а также разнообразных двигательных навыков и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила и равновесие. Эти качества служат основой для освоения более сложных движений. Бокс также помогает организму адаптироваться к физическим нагрузкам, переходя из состояния нетренированности в состояние тренированности. В этом состоянии значительно укрепляются и стабилизируются основные биохимические и физиологические показатели, что позволяет организму более эффективно противостоять инфекционным и соматическим заболеваниям, а также нормализует нервную и гормональную регуляцию и иммунный статус, что является основой для укрепления здоровья.

Научная работа. Бокс как средство укрепления здоровья

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья населения

1.1. Современное состояние пропаганды здорового образа жизни среди различных слоев населения

1.2. Бокс как средство физического развития и укрепления здоровья

Глава 2. Практические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья

2.1. Организация исследования

2.2. Результаты исследования

2.3. Программа формирующего эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В современном обществе здоровый образ жизни становится все более актуальным. В настоящее время наблюдается тенденция к сохранению и улучшению здоровья, а также его основных показателей. Все больше людей стремится избавиться от вредных привычек, правильно питаться и заниматься различными видами спорта, что способствует поддержанию как физического, так и психического здоровья. Однако остается открытым вопрос, является ли это искренним стремлением общества или результатом активной пропаганды.

Сегодня можно утверждать, что потребность в здоровом образе жизни в обществе достигла высокого уровня. Ни один исторический период не может сравниться с нынешним состоянием общественного сознания в этом отношении.

Все больше людей выбирает физическую культуру и спорт, отказываясь от вредных привычек. Число тех, кто регулярно занимается спортом, значительно возросло. Согласно данным Росстата, уровень потребления табака за последние три года снизился с 33,7% до 28,3% благодаря антитабачной программе, принятой правительством РФ в 2013 году. Также увеличилось количество людей, занимающихся спортом на постоянной основе: с 20,6% в 2012 году до 29,3% в 2016 году. Это, безусловно, связано с успешной Олимпиадой в Сочи и активной пропагандой спорта и здорового образа жизни. Все это подтверждает, что пропаганда здорового образа жизни приносит положительные результаты.

Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья является бокс. Занятия боксом способствуют развитию основных психофизиологических функций, а также разнообразных двигательных навыков и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила и равновесие. Эти качества служат основой для освоения более сложных движений. Бокс также помогает организму адаптироваться к физическим нагрузкам, переходя из состояния нетренированности в состояние тренированности. В этом состоянии значительно укрепляются и стабилизируются основные биохимические и физиологические показатели, что позволяет организму более эффективно противостоять инфекционным и соматическим заболеваниям, а также нормализует нервную и гормональную регуляцию и иммунный статус, что является основой для укрепления здоровья.

Объект исследования – бокс как средство физического развития и укрепления здоровья.

Предмет исследования – роль бокса в укреплении здоровья.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что бокс является одним из средств, способствующих укреплению здоровья.

Цель работы – рассмотреть роль бокса в укреплении здоровья населения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современное состояние пропаганды здорового образа жизни среди различных слоев населения.

2. Рассмотреть роль бокса в физическом развитии и укреплении здоровья нации.

3. провести эмпирическое исследование, направленное на оценку роли бокса в укреплении здоровья

4. Обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ зарубежных и отечественных литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов); педагогический эксперимент, тестирование, математико-статистические, аналитические.

Научная новизна. Обобщили имеющиеся литературные данные и научные публикации, статистические данные, касающиеся темы исследования, обосновали роль бокса в укреплении здоровья, пропаганде здорового образа жизни, сохранении здоровья и личностного развития населения.

Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей популяризации бокса как средства укрепления здоровья, распространения информации среди населения, написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий для студентов.

Практическая значимость. Могут быть использованы для организации занятий боксом, а также для проведения физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности людей различных возрастов, популяризации установки на ЗОЖ.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья населения

1.1. Современное состояние пропаганды здорового образа жизни среди различных слоев населения

Одним из ключевых направлений современной государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации, а также активизация пропаганды здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни подразумевает такой стиль жизни, который способствует поддержанию и улучшению как физического, так и психического здоровья человека. Он основывается на добровольном и осознанном желании человека заботиться о своем здоровье, предотвращать заболевания и отказываться от вредных привычек.

Основные элементы здорового образа жизни включают в себя отказ от вредных привычек, рациональное и сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки и продуктивную трудовую деятельность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является важным фактором, способствующим улучшению здоровья: он повышает трудоспособность, создает физический и эмоциональный комфорт, активизирует жизненную позицию, укрепляет защитные силы организма, улучшает общее состояние и снижает частоту заболеваний и обострений хронических недугов.

Здоровый образ жизни включает в себя различные аспекты, среди которых можно выделить основные:

- Формирование с раннего возраста здоровых привычек и навыков;

- Создание безопасной и благоприятной окружающей среды, а также осведомленность о влиянии окружающих факторов на здоровье;

- Отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков;

- Правильное питание, соответствующее физиологическим потребностям конкретного человека, и знание о качестве потребляемых продуктов;

- Активный образ жизни, включая физические упражнения с учетом возрастных и физиологических особенностей;

- Формирование здоровых межличностных отношений в трудовых коллективах и семьях, а также забота о больных и инвалидах;

- Соблюдение правил личной и общественной гигиены, а также навыков первой помощи;

- Закаливание организма.

Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) играет ключевую роль в распространении стремления к более здоровому образу жизни. Под этой пропагандой подразумевается широкий спектр мероприятий, включая просветительские и выездные программы, а также использование средств массовой информации. Эти действия направлены на то, чтобы люди более ответственно относились к своему здоровью и обладали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. Важную роль в этом процессе играют средства массовой информации.

СМИ представляют собой различные каналы, которые влияют на широкие слои населения, включая телевидение, радио, газеты, просветительские кампании и мероприятия. Известно, что СМИ воздействуют на разные возрастные группы: от дошкольников и школьников до студентов, взрослых и пожилых людей. Рассмотрим более подробно, как именно и с помощью каких методов СМИ влияют на сознание населения и различные возрастные группы, продвигая идеи ЗОЖ.

Прежде всего, СМИ изменяют восприятие и поведение женщин, мужчин и подростков, вовлекая их в профилактические программы и регулярно информируя о преимуществах здорового образа жизни. Это способствует улучшению знаний о факторах риска и условиях, способствующих поддержанию здоровья.СМИ постоянно стремятся убедить людей в том, что внимательное и ответственное отношение к собственному здоровью, соблюдение принципов здорового образа жизни, осведомленность в вопросах профилактики заболеваний позволяют каждому из нас в корне изменить уровень и качество жизни в лучшую сторону.

Формирование здорового образа жизни представляет собой создание системы, позволяющей преодолевать факторы риска через активную жизнедеятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни включает в себя следующие элементы:

1) Осознанное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физической культурой и спортом, отказ от пассивного отдыха, развитие психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное и сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание комфортных условий в семье;

3) Формирование межличностных отношений в трудовых коллективах и семьях, а также отношение к больным и инвалидам.

4) заботливое отношение к окружающей среде и природе, а также высокая культура поведения на рабочем месте, в общественных местах и в транспорте;

5) активное участие в профилактических мероприятиях, организуемых медицинскими учреждениями, соблюдение врачебных рекомендаций, навыки оказания первой медицинской помощи, чтение доступной медицинской литературы и прочее.

Одним из ключевых способов улучшения здоровья населения является обучение граждан принципам здорового образа жизни, а также информирование их о значимости личной ответственности за собственное здоровье и благополучие общества в целом. В связи с этим, для успешного продвижения идеи формирования здорового образа жизни необходимо организовать масштабную информационно-пропагандистскую кампанию, используя разнообразные средства, включая печатные издания, радио, телевидение и другие каналы массовой информации.

Здоровье подрастающего поколения является основой успешного развития нашего общества. Вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи имеют особую социальную значимость, поскольку именно от этой группы населения зависит здоровье нации в будущем.

В этой связи постоянно обновляется учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, разрабатываются современные программы и федеральные образовательные стандарты, направленные на популяризацию здорового образа жизни. Одним из наиболее эффективных способов укрепления здоровья молодежи является пропаганда и популяризация различных видов спорта, включая бокс.

Увеличенный интерес к поиску эффективных методов воздействия на организм школьников обусловлен двумя основными группами факторов. С одной стороны, детский организм наиболее чувствителен к различным внешним воздействиям, а с другой – именно в этот период закладываются основы большинства характеристик взрослого человека. Учитывая, что двигательная активность детей является как условием, так и стимулом для развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится очевидной необходимость активной работы над вопросами улучшения двигательной активности и формирования у детей школьного возраста стремления к здоровому образу жизни.

 

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) показывает, что в школьном возрасте крайне важно развивать все физические качества в комплексе. В этот период наблюдается развитие во всех сферах жизни. Прежде всего, совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила и равновесие. Эти качества становятся основой для освоения более сложных движений в будущем.

Пропаганда ЗОЖ среди младших школьников в целях воспитания и обучения детей преследует ряд практических задач. Условно их можно подразделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Оздоровительные задачи направлены на то, чтобы сформировать у ребенка необходимость понимания того, что наше собственное здоровье зависит исключительно от нас самих, и мы выступаем в роли его создателей. Ребенок должен понимать суть оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Образовательные задачи состоят в формировании и усовершенствовании основных двигательных навыков и развитии физических качеств. При этом усилия направлены на формирование качеств, которые способствуют передвижению человека в пространстве, позволяют управлять статическими силами и динамическими движениями, перемещают отдельные части тела в пространстве. Важной задачей является обеспечение возможности выполнять определенные действия с предметами, управлять движением рук, ног, сохранять равновесие. Также целью образовательной функции является необходимость сформировать и закрепить у ребенка определенную систему знаний о физической культуре.

Воспитательная задача заключается в формировании у ребенка моральных, нравственных и волевых качеств. Наилучших результатов можно достичь, вовлекая ребенка в соревновательную деятельность и подвижные игры. Важно также акцентировать внимание на развитии навыков общения, речи и положительных взаимоотношений в коллективе. Это позволяет школьнику осознать свою потребность в общении, почувствовать себя частью группы, стремиться делиться своими мыслями, чувствами и эмоциями, а также понимать окружающих.

Что касается учащихся средних и старших классов, то основной целью образования является формирование у них устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к своему здоровью, а также целостное развитие физических и психических качеств и творческое использование средств физической культуры для организации здорового образа жизни.В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей: развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

При анализе программы для средних классов можно заметить, что она в большей степени, чем программа для старшеклассников, направлена на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий. Можно предположить, что такие требования к программе обусловлены тем, что в среднем школьном возрасте происходит основное физическое развитие и формирование личности, закладываются основы здоровья и предпосылки для дальнейшего роста. Именно в этот период наблюдается наиболее интенсивное развитие организма, основных физических качеств и анатомических структур.

Изучение литературных источников свидетельствует о том, что в старших классах создаются наилучшие условия для занятий боксом, что способствует улучшению физических качеств, развитию двигательных навыков и укреплению здоровья.

1.2. Бокс как средство физического развития и укрепления здоровья

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что бокс является одним из наиболее эффективных способов развития физических качеств и способностей, которые являются основой полноценного физического развития и нормализации ключевых физиологических функций, а также способствуют укреплению здоровья. Бокс способствует формированию комплекса физических качеств, необходимых для здорового и полноценного функционирования организма, таких как ловкость, сила, быстрота, координация, выносливость и гибкость.

Под физическими качествами и способностями понимается совокупность основных характеристик человека, позволяющих оценить уровень его физического развития. В первую очередь физические качества зависят от морфофункционального состояния организма и особенностей биохимических процессов в нем. К основным характеристикам относятся: конституция тела, функциональное состояние органов и систем, а также организма в целом.

Конституция организма определяется рядом характеристик, таких как телосложение, рост, вес, окружность тела и другие параметры. Двигательная функция занимает особое место среди множества других функций, так как она определяет способность человека к передвижению и способствует выполнению различных движений. Эта функция также отражает уровень развития и сформированности двигательных качеств организма.

Исследования показывают, что развитие физических качеств тесно связано с формированием двигательных навыков. К основным двигательным качествам относятся ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила и выносливость. При выполнении любых движений проявляются эти качества и их сочетания. Однако особое значение имеет один из основных видов движения, который считается ведущим.

Ловкость определяется как способность человека быстро осваивать новые движения и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды в кратчайшие сроки. Она развивается благодаря регулярному выполнению новых упражнений и использованию разнообразного инвентаря и оборудования. В результате тренировки ловкости значительно улучшается пластичность нервной системы, координация движений, а также появляется возможность осваивать новые и более сложные виды движений. Благодаря ловкости подросток способен выполнять широкий спектр движений в изменяющихся условиях.

 

Быстрота, в свою очередь, представляет собой способность человека выполнять движения за максимально короткое время. Этот навык легко развивается в старшем школьном возрасте, так как в этот период наблюдается высокая пластичность нервной системы и относительная легкость формирования и перестройки условных связей. Эффективными являются упражнения, направленные на ускорение, скорость и изменение темпа.

Глазомер — это способность старшеклассника определять расстояние, используя зрение и мышечные ощущения. Он развивается при выполнении различных упражнений и движений. С помощью глазомера можно измерять расстояния между предметами и дистанции.

Гибкость — это способность достигать максимальной амплитуды движений отдельных частей тела в определённом направлении. Она зависит от множества факторов, таких как состояние позвоночника, суставов и связок. Эластичность мышц также играет важную роль в поддержании гибкости. Упражнения, направленные на увеличение амплитуды движений, способствуют её развитию, а общеразвивающие движения также помогают улучшить гибкость.

Сила — это степень напряжения мышц в результате их сокращения. Развитие мышечной силы происходит за счёт увеличения веса предметов. Эффективными являются такие упражнения, как прыжки, преодоление сопротивления и парные тренировки. Важно включать упражнения, направленные на мышцы-разгибатели.

Выносливость можно определить как способность человека выполнять физические упражнения. Для ее развития важно выполнять множество повторений одного и того же упражнения, однако нагрузка не должна быть слишком однообразной, чтобы избежать утомления. Динамические упражнения оказывают высокую эффективность в этом процессе.

Равновесие и координационные способности представляют собой умение человека сохранять устойчивое положение во время выполнения различных движений и поз. Упражнения на равновесие обычно проводятся на уменьшенных или приподнятых над землей поверхностях. Благодаря развитию равновесия, ребенок учится передвигаться в помещениях и на улице, не сталкиваясь с предметами.

Кроме того, равновесие и координация позволяют человеку успешно выполнять различные виды деятельности, требующие устойчивости. На способность сохранять равновесие существенно влияет состояние вестибулярного аппарата, а также общее состояние всех систем организма и расположение центра тяжести.

Равновесие может изменяться при выполнении упражнений на нестабильных или приподнятых поверхностях. Его развитие способствует катание на коньках, бег и ходьба по скамейке. Также равновесие улучшается при выполнении упражнений, требующих значительных усилий и поддержания устойчивого положения. Эффективными являются метание на дальние расстояния, прыжки в длину, а также прыжки с места и с разбега.

Известно, что основой повышения показателей здоровья и развития физических качеств является переход организма из состояния нетренированности в состояние тренированности. Это состояние можно достичь через развитие мышечного утомления, после которого происходит восстановление.

Основным признаком, указывающим на утомление, является снижение работоспособности. Однако не всегда это снижение можно считать утомлением. Различные факторы, такие как недостаточное питание, авитаминоз или заболевания, могут также приводить к снижению работоспособности, но эти состояния не следует рассматривать как утомление. О утомлении можно говорить только в том случае, если оно возникло в результате активной физической работы. Таким образом, утомление следует понимать как состояние, при котором интенсивная работа приводит к временной потере работоспособности.

Утомление является сложным явлением, которое затрагивает не только мышцы, но и весь организм в целом. В ходе ряда экспериментальных исследований было установлено, что утомление изолированной мышцы проявляется в постепенном снижении амплитуды её сокращений, а также в удлинении фазы расслабления. С увеличением утомления расслабление становится более полным, что может привести к развитию контрактуры.

Различные биологические эксперименты позволяют выявить снижение порога возбудимости мышцы, что, в свою очередь, приводит к повышению порога раздражения. Также наблюдается удлинение скрытого периода — времени, которое проходит от начала раздражения мышцы до её сокращения. При этом увеличивается вязкость. Эти результаты были получены в лабораторных условиях, однако они также характерны для целостной мышцы и распространяются на весь организм.

Нервно-мышечный препарат состоит из трёх компонентов: мышечного волокна, нервно-мышечного синапса и нервного волокна. Эксперименты показывают, что при утомлении нервно-мышечного препарата изменения функциональных свойств происходят в первую очередь в нервно-мышечных синапсах, а во вторую — непосредственно в мышечных волокнах.

Восстановительные процессы играют ключевую роль в работоспособности спортсмена. Способность организма к восстановлению после физической активности является его естественным свойством, которое значительно влияет на уровень тренируемости. Поэтому скорость и характер восстановления различных функций после нагрузок служат важными критериями для оценки функциональной подготовки спортсменов.

Восстановление различных функций организма можно разделить на три отдельных периода. Первый период, называемый рабочим, включает восстановительные реакции, происходящие непосредственно во время мышечной работы. К ним относятся восстановление АТФ, креатинфосфата, а также превращение гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада (глюконеогенез). Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант во время выполнения физической нагрузки.

Рабочее восстановление имеет различный характер в зависимости от интенсивности мышечной работы. При умеренной нагрузке поступление кислорода к работающим мышцам и органам полностью удовлетворяет кислородные потребности организма, и ресинтез АТФ происходит аэробным путем. В таких случаях восстановление протекает при оптимальном уровне окислительно-восстановительных процессов. Эти условия наблюдаются при низкоинтенсивных тренировках, а также на отдельных участках длинных дистанций, где сохраняется истинное устойчивое состояние. Однако при увеличении скорости или в состоянии "мертвой точки" аэробный ресинтез дополняется анаэробным обменом.

Смешанный характер ресинтеза АТФ и креатинфосфата во время выполнения упражнений высокой мощности приводит к значительному несоответствию между возможностями восстановления и скоростью ресинтеза фосфогенов при максимальных и субмаксимальных нагрузках. Это является одной из причин быстрого наступления утомления в таких условиях.

Ранний период восстановления, который наблюдается сразу после завершения легкой и средней физической активности, длится несколько десятков минут и характеризуется восстановлением ряда ранее упомянутых показателей, а также нормализацией кислородного долга, уровня гликогена и некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических параметров.

Раннее восстановление в основном ограничивается временем, необходимым для погашения кислородного долга. Алактатная часть этого долга восстанавливается довольно быстро, в течение нескольких минут, и связана с ресинтезом АТФ и креатинфосфата. Лактатная часть кислородного долга, в свою очередь, зависит от скорости окисления молочной кислоты, уровень которой при длительных и интенсивных нагрузках может увеличиваться в 20-25 раз по сравнению с исходным, а ее ликвидация занимает от 1.5 до 2 часов.

Поздний период восстановления наблюдается после продолжительных и интенсивных нагрузок, таких как марафонский бег или многокилометровые лыжные и велосипедные гонки, и может длиться несколько часов или даже дней. В этот период происходит нормализация большинства физиологических и биохимических показателей организма, удаление продуктов обмена веществ, а также восстановление водно-солевого баланса, гормонов и ферментов.

Таким образом, для поддержания здоровья необходимо обеспечить человеку всестороннее и полноценное развитие основных физических качеств, и бокс является одним из самых эффективных способов достижения этой цели. В ходе тренировок по боксу происходит интенсивное утомление, за которым следует восстановление, что способствует укреплению здоровья. 

Глава 2. Практические аспекты исследования роли бокса в укреплении здоровья

2.1. Организация исследования

Исследование проводилось в общеобразовательной школе, где участвовали 10 учащихся, занимающихся боксом, в возрасте 14-15 лет. Основной целью эксперимента было выяснить, как занятия боксом влияют на здоровье школьников.

Гипотеза исследования заключалась в том, что бокс является эффективным способом укрепления здоровья, так как способствует всестороннему развитию основных физических качеств. В процессе тренировок наблюдается интенсивное утомление, за которым следует восстановление, что, в свою очередь, положительно сказывается на здоровье.

Для оценки уровня нагрузки и проверки, возникает ли утомление у школьников во время занятий боксом, была проведена пульсометрия с последующим анализом полученных данных.

В ходе урока использовались различные физические упражнения для определения характера нагрузки.

Ходьба

- Специальные упражнения в движении

- Бег в умеренном темпе

- О.Р.У. с набивными мячами

- Броски мяча двумя руками с места

- Учет прыжка высоту с 5-7 беговых шагов

- Челночный бег 3х10

Для анализа влияния восстановительных процессов в мышцах на физическую подготовленность учащихся использовались следующие физические упражнения:

·        Наклон вперёд из положения сидя (см).

·        Челночный бега 4х9 м.

·        Прыжки в длину с места (см).

·        Сила правой кисти (кг).

·        Сила левой кисти (кг).

·        Подъем туловища в сед за 30 сек. (кол-во раз).

·        Вис на перекладине (с).

Исследование в организационном плане состояло из нескольких взаимосвязанных этапов.

 

Первый этап был посвящен анализу и обобщению специализированных литературных источников по исследуемой проблеме, формулированию гипотезы, определению объекта и предмета исследования, а также постановке задач.

 

На втором этапе проводилось исследование среди школьников средней общеобразовательной школы, в котором участвовали 10 человек. Мы организовали 10 занятий по боксу. В ходе занятий проводилась пульсометрия с анализом нагрузки, а после каждого занятия оценивались как объективные, так и субъективные показатели. Мы придерживались средних значений нагрузки, которые вызывали утомление, но не приводили к переутомлению. После этого осуществлялись восстановительные процессы.

Влияние восстановительных процессов на общее состояние организма оценивалось после завершения 10 занятий. Анализировался текущий анамнез и отслеживались изменения, происходящие в организме в связи с утомлением и восстановлением

Условно можно выделить три подэтапа: констатирующий, формирующий (включающий 10 разработанных занятий по боксу) и контрольный.

Третий этап заключался в обработке и интерпретации полученных данных.

2.2. Результаты исследования

Чтобы установить уровень нагрузки и определить, возникает ли утомление у школьников во время занятий боксом, мы провели пульсометрическое исследование с последующим анализом нагрузки. Все данные были усреднены (вычислено среднее арифметическое для 10 участников эксперимента).

Обобщенные данные (для всех участников эксперимента) представлены в табл.1.

Табл.1. Характер нагрузки на уроке

Наименование действий,

предшествующиих подсчету

пульса

Время, прошедшее

от начала урока

Частота пульса за

10 секунд

Примечания (действия учащихся)

 

 

до

после

 

 

 

действия

 

Построение

00.00

10

11

Учащиеся ведут себя спокойно, выполняют команды учителя

Ходьба

2,02

11

14

При выполнении отвлекаются

Спец. упражнения в движении

2,35

14

22

Переговариваются с другими занимающимися, смеются

Бег в умеренном темпе

4,02

18

20

Выполняют не в полную силу

Отработка прямого контрудара левой или правой рукой в голову с шагом вперед

6,10

19

22

Выполняют охотно, переговариваются с др. учениками

Отработка защиты отбивом левой ладонью вправо от прямого удара левой рукой в голову.

 

11,38

21

22

Стараются, выполняют в полную силу

Отработка защиты уклоном вправо – влево прямого удара левой и прямого удара правой в голову.

 

15,29

22

23

Стараются, выполняют в полную силу

Челночный бег 3х10

26,43

22

24

Дыхание учащенное, кожные покровы розовые

Заключительная часть

Построение в шеренгу

34,08

20

18

Дыхание восстановлено, кожные покровы розовые

Уход с площадки в класс

39,46

15

12

Довольны уроком, активны

 

Рисунок 1. Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке

На основе динамики изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС) можно отметить, что занятия в классе проводятся в зоне умеренной интенсивности, что способствует возникновению утомления. При этом уровень утомления достаточен для того, чтобы обеспечить дальнейшее восстановление, однако переутомление не наблюдается.

В первые 10 минут урока занятия проводятся без дополнительной нагрузки (ЧСС менее 130 уд/мин). С 12-й минуты нагрузка достигает примерно 130 уд/мин, что соответствует порогу тренирующей нагрузки, эффективной для улучшения функциональных возможностей систем, отвечающих за транспорт кислорода. К концу урока ЧСС постепенно возвращается к физиологическим показателям, которые были зафиксированы до начала занятия. Далее мы проанализировали основные субъективные и объективные данные, отражающие развитие мышечного утомления (табл. 2). 

Табл.2. Протокол динамики ЧСС в уроке физической культуры

Объективные и субъективные данные

Дата

 

 

 

 

1.  Самочувствие

Отличное

Отличное

Отличное

2.  Сон

Глубокий, спокойный

Поверхностный

Глубокий, спокойный

3.   Аппетит

Хороший

Хороший

Хороший

4.   Пульс в минуту:

 

 

 

лежа

62

65

68

стоя

72

78

72

разница

10

12

4

до тренировки

68

72

65

после тренировки

135

133

130

5. Масса тела

76

76

76

6. Тренировочные нагрузки

Высокие

Высокие

Высокие

7. Результаты тестирования физической и спортивной подготовленности

1 разряд

1 разряд

1 разряд

8. Болевые ощущения

нет

нет

нет

9. Нарушения режима

нет

нет

нет

 

Таким образом, результаты показывают, что во время занятий боксом нагрузка является умеренной, что приводит к умеренному утомлению. Это, в свою очередь, способствует активации естественных восстановительных процессов в мышцах, что ведет к улучшению их работоспособности и тренированности. Для оценки влияния восстановительных процессов на будущую работоспособность мышц было проведено тестирование студентов.

Результаты представлены в табл. 3 и 4.

 

 

Табл.3. Протокол тестирования двигательных качеств на констатирующем этапе

Тесты 

Наклон вперёд из положения сидя (см)

Прыжки в длину с места (см)

Сила правой кисти (кг)

Сила левой кисти (кг)

Подъём туловища за 30с (кол-во раз)

Вис на перекладине (с)

Челночный бег 10х5м (с)

 

 

Рез-т

 

Оценка

 

Рез-т

Оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

Оценка

Ф. И. О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Самарцев С. С.

19

5

600

5

35

5

30

5

12

5

12

5

570

5

2

Чернов М. А.

12

5

570

4

35

5

30

5

11

5

11

4

540

5

3

Тимкин Т. М.

12

5

540

4

32

5

28

5

19

5

19

4

540

5

4

Попцов А. Д.

11

3

540

5

31

5

30

5

12

5

12

5

640

3

5

Посаженников М.Д.

19

4

640

5

31

5

37

5

12

3

12

5

710

4

6

Ложкин Д.В.

12

4

710

5

29

5

36

5

11

4

11

5

700

4

7

Поляков М. А.

11

4

700

3

28

4

31

5

19

4

19

3

760

4

8

Ситников Т. П.

19

5

760

4

31

5

27

5

12

4

12

4

800

5

9

Полушкин А. В.

12

5

800

4

34

5

21

3

11

5

11

4

760

5

10

Быков Р. В.

12

4

760

4

32

5

23

3

19

5

19

4

690

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.4. Протокол тестирования двигательных качеств на контрольном этапе

Тесты 

Наклон вперёд из положения сидя (см)

Прыжки в длину с места (см)

Сила правой кисти (кг)

Сила левой кисти (кг)

Подъём туловища за 30с (кол-во раз)

Вис на перекладине (с)

Челночный бег 10х5м (с)

 

Дата

Рез-т

 

Оценка

 

Рез-т

Оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

оценка

рез-т

 

Оценка

 

Ф. И. О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Самарцев С. С.

23

5

670

5

37

5

32

5

17

5

15

5

670

5

2

Чернов М. А.

15

5

680

4

37

5

33

5

17

5

15

4

660

5

3

Тимкин Т. М.

16

5

710

4

38

5

31

5

16

5

16

4

657

5

4

Попцов А. Д.

17

3

750

5

36

5

31

5

18

5

16

5

650

5

5

Посаженников М.Д.

23

4

740

5

35

5

30

5

19

3

15

5

660

4

6

Ложкин Д.В.

23

4

750

5

37

5

29

5

19

4

14

5

660

4

7

Поляков М. А.

21

4

690

4

38

4

30

5

16

4

15

3

600

4

8

Ситников Т. П.

22

5

700

4

38

5

30

5

17

4

16

4

650

5

9

Полушкин А. В.

21

5

690

4

37

5

31

5

17

5

17

4

600

5

10

Быков Р. В.

20

4

680

4

36

5

32

5

18

5

17

4

600

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе занятий боксом, после физического утомления, происходит естественный процесс восстановления, который способствует дальнейшему улучшению работоспособности мышц, что наблюдается во всех исследуемых показателях.

2.3. Программа формирующего эксперимента

Основная цель тренировок заключается в выборе бокса в качестве спортивной специализации и освоении основ техники.

Основные задачи включают: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подготовке в выбранном виде спорта; обучение технике бокса; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

2) возрастные особенности физического развития;

3) недостаточный общий объем двигательных навыков.

Основные средства:

1) подвижные игры и игровые упражнения;

2) общеразвивающие упражнения;

3) элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);

4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;

5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);

 6) упражнения на развитие скорости и силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);

7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;

 8) введение в школу техники бокса;

9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание па дом).

Основные методы выполнения упражнений включают игровые, повторные, равномерные, круговые, контрольные и соревновательные подходы.

Методика контроля. На этапе начальной подготовки контроль используется для оценки достижения поставленных целей и решения задач. Он должен быть комплексным, регулярным и своевременным, а также основываться на объективных и количественных критериях. Эффективность технической подготовки оценивается педагогом.

Контроль физической подготовки осуществляется с помощью специальных нормативов, которые представлены тестами, отражающими уровень развития физических качеств и применяются в зависимости от года обучения.

При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день проводить испытания на скорость, а во второй — на силу и выносливость.

Особое внимание следует уделять соблюдению одинаковых условий во время контроля, включая время суток, прием пищи, предшествующую нагрузку, погодные условия, разминку и так далее. Контрольные испытания лучше всего проводить в торжественной соревновательной атмосфере.

В процесс формирующего эксперимента нами были проведены следующие 10 занятий.

Занятие 1. Отработка боевой стойки и способов передвижения.

Занятие 2. Отработка передвижения по рингу - шагами (обычный, приставной), скачками (толчком одной или двумя ногами).

Занятие 3. Упражнения для изучения и совершенствования удара и защит от них. Результата достигали за счет следующих упражнений: - прямой удар левой с шагом левой; защиты-подставкой правой ладони; отбивом правой рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.

Занятие 4. Упражнения для изучения и совершенствования удара и защит от них (прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча; подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево).

Занятие 5. Отработка двойных прямых ударов и защиты от них.

Занятие 6. Трех и четырехударные комбинации прямыми ударами и защиты от них.

Занятие 7. Одиночные удары снизу и защита от них:

- удар снизу левой в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;

- удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;

- удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;

- удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой руки.

Занятие 8. Двойные удары снизу и защиты от них.

Занятие 9. Трех и четырехударные комбинации ударами снизу и защиты от них.

Занятие 10. Серии ударов снизу и защиты от них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературных источников показал, что бокс является эффективным средством для укрепления здоровья, так как способствует всестороннему развитию основных физических качеств. В процессе тренировок по боксу наблюдается интенсивное утомление, за которым следует восстановление, что, в свою очередь, улучшает здоровье. Это стало основой для нашего дальнейшего практического исследования. В результате проведенного исследования с участием учащихся общеобразовательной школы, занимающихся боксом, была подтверждена гипотеза.

 

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

 

1. Укрепление здоровья связано с повышением тренированности организма, достигаемым через утомление и последующее восстановление. На сегодняшний день нет единого мнения о механизмах и сущности процесса утомления. Однако известно, что утомление связано с определенными биохимическими изменениями в организме, способствующими восстановительным процессам, которые улучшают функциональное состояние. Ведутся активные дискуссии о причинах и механизмах утомления, а также отсутствует единая терминология.

2. Мы провели исследование среди школьников, занимающихся боксом, в котором участвовало 10 человек. Целью исследования было определить уровень нагрузки и выяснить, возникает ли утомление у школьников в процессе занятий боксом. Мы предположили, что после умеренного утомления в мышцах должны происходить интенсивные восстановительные процессы, что и подтвердилось.

3. В ходе исследования была проведена пульсометрия с последующим анализом нагрузки, а также оценка субъективных и объективных данных учащихся, и исследование уровня физической подготовленности до и после восстановления.

4. Данные пульсометрии показали, что во время занятий боксом нагрузка была умеренной, что приводило к развитию умеренного утомления. Результаты тестирования физических качеств подтвердили, что утомление способствует естественным восстановительным процессам в мышцах, что, в свою очередь, ведет к повышению работоспособности и тренированности. Это наблюдалось по всем исследуемым параметрам.

5. В ходе формирующего эксперимента мы провели 10 занятий по боксу, после каждого из которых оценивались объективные и субъективные показатели. В процессе занятий проводилась пульсометрия с анализом нагрузки. Мы придерживались средних показателей нагрузки, которая вызывала утомление, но не приводила к переутомлению, после чего развивались восстановительные процессы.

6. Влияние восстановительных процессов на общее состояние организма оценивалось после 10 занятий, что позволило проанализировать текущий анамнез и проследить изменения, происходящие в организме в связи с утомлением и восстановлением. Мы отметили положительную динамику как в самочувствии, так и в объективных и субъективных данных. Это позволяет сделать вывод о том, что восстановительные процессы, происходящие после занятий боксом, оказывают положительное влияние не только на развитие мышечной системы, но и на общее состояние здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин П.К. Основные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1971.

2. Ахутина Т.В. Технологии обучения, направленные на сохранение здоровья: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

3. Бокс. Правила соревнований. - М.: Федерация бокса России, 2004.

4. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Тараторин. - М.: Терра спорт, 1998.

5. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П. Дегтярева. - М.: ФиС, 1979.

6. Булычев А.И. Бокс: Учебное пособие для секций физической культуры. Издание третье/Для начинающих. - М.: ФиС, 1965.

7. Вайнер Э.Н. Валеология [Текст]: учебное пособие / Э.Н. Вайнер. – М.: ФЛИНТА, 2001.

8. Васильева В.В., Сологуб Е.Б. Лекции по физиологии отдельных видов спорта (лыжные гонки, биатлон, бокс). Л., 1977.

9. Викулов А.В. Реологические свойства крови в системе комплексной оценки кровообращения у высококвалифицированных спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1997.

10. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теория и практика физической культуры, 2001. - №2.

11. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред. Л.Н. Сальникова. - М., 1995.

12. Градополов К.В. Бокс: Учебное пособие для институтов физической культуры. Издание четвертое. - М.: ФиС, 1965.

13. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка / В.Я. Зедгенидзе // Современный детский сад. - 2007. - №1.

14. Кочетков А.Г., Бирюкова О.В., Силкин Ю.Р. Морфофункциональные эквиваленты состояния сердца при нагрузках до отказа как отражение стадийности адаптационного процесса // Теория и практика физической культуры, 1991.

15. Кузнецова В.К., Любимов Г.А. Механика дыхания // Физиология дыхания. - СПб.: Наука, 1994.

16. Куликов В.П., Киселев В.П. Потребность в двигательной активности. - Алтай: Физиология. Валеология. Реабилитология, 1998.

17. Локтев С.А., Шкеля В.А. Воспроизводимость показателей аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов в условиях стандартных лабораторных тестов // Теория и практика физической культуры, 1995. - №10.

18. Макарова Г.А., Якобашвили В.А., Локтев С.А. Показатели крови в системе оценки функционального состояния организма спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1991. - 8.

19. Минспорттуризм России. Изучение эффективности пропаганды физической культуры и спорта средствами массовой информации. Москва, 2011.

20. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // Теория и практика физической культуры, 1991. - №1.

21. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М.: 1995.

22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ACT», 2004.

23. Озолин Н.Н., Конькова А.Ф., Абрамова Т.Ф. Оптимизация адаптации - условие эффективной тренировки // Теория и практика физической культуры, 1993. - №8.

24. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×