"Будем мусор собирать - чтоб природу и здоровье сохранять" | Пименова Ольга Евгеньевна. Работа №336084
Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды.
Каждый человек хочет быть здоровым.
Здоровье - это богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги.
Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой.
Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это мусор.
Для того, чтобы переработка мусора была эффективной необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерево, и тд.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
детский сад «Сказка»
___________Н.Б.Бабаева
Проект
«Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять»
группа комбинированной направленности
«Непоседы»
Разработали:
Воспитатели:
Пименова Ольга Евгеньевна
Бальчугова Анна Владимировна
п. Приполярный
2023г.
Тема: « Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять».
Разработчик проекта: Пименова Ольга Евгеньевна.
Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, среднесрочный.
Сроки реализации: 3 месяца (сентябрь - ноябрь 2023 г.).
Актуальность проекта:
Наша жизнь и здоровье во многом зависит от состояния окружающей среды. Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это богатство, которое нельзя купить не за какие деньги. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это мусор.
Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством. И сегодня это понимает каждый житель нашей планеты. Очевидно, что не захоронение и сжигание, а переработка является самым эффективным ресурсосберегающим средством. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т.д. А применение вторичных ресурсов в качестве основных даст значительный экологический эффект.
Нам всем гораздо легче и привычнее выбрасывать все отходы вместе, чем сортировать его, а ведь именно от степени вовлеченности жителей в этот процесс зависит будущее мусорной проблемы. В связи с этим возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. И целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью я разработала проект «Будем мусор разделять – чтоб природу и здоровье сохранять».
Проблема работы по улучшению экологической обстановки, ликвидации бытовых отходов выходит на одно из первых мест, принимая глобальный характер.
Цель проекта:
- формирование новой экологической культуры, привлечение к проблеме раздельного сбора мусора.
Задачи проекта:
развитие познавательной активности детей в процессе познания экологических проблем;
привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, выявление причин появления мусора;
формирование у детей особого отношения к мусору – не как к твердым бытовым отходам, а как к ценному вторичному сырью;
учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе;
познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья;
развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Ожидаемый результат:
осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.
Этапы проекта:
1 этап - Подготовительный.
Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.
Подбор методической и художественно-экологической детской литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр.
Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц.
Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжетов, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.
Насыщение предметно-развивающей среды. Размещение информации в родительском уголке.
Консультации для родителей “Прикоснись к природе сердцем”.
Анкетирование детей и родителей.
2 этап - Основной.Работа с детьми.
План работы по реализации проекта.
Сроки
Мероприятия
Сентябрь
Беседа: «Охрана окружающей среды – что это значит?»
Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.
Чтениеи обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.
Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.
Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.
цель: учить детей правильно сортировать мусор; воспитание чувства ответственности за свое поведение в окружающем мире.
Наблюдение: “Площадка для мусора»
Цель: предложить рассмотреть площадку где стоят контейнеры для мусора пронаблюдать за тем, пронаблюдать как выбрасывают мусор.
Трудовой десант: “Чистый уголок детского сада”
Цель: учить детей наблюдать и замечать мусор на территории детского сада.
Трудовые поручения: «Помощь малышам в уборке участка от мусора».
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Экспериментальная деятельность:«Как уменьшить объем мусора» (пластиковые бутылки, картонные коробки.
Природоохранительные акции(Сбор макулатуры)
Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Просмотр мультфильма:Фиксики – советы «Чему учит экология».
Октябрь.
Беседа: «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”
Цель: Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора.
Чтение стихотворения: «Мусорная фантазия» (А. Усачёв)
Цель: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.
Составление описательных и творческих рассказов по картинкам.
Цель: систематизирование и закрепление знаний детей о проблеме загрязнения окружающей среды.
Игра «Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Трудовые поручения: «Уборка группового участка»
Цель: Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к окружающему.
Природоохранительные акции
Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
ООД: «Посмотрим умным взглядом на мусор»
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов.
Опытно-экспериментальная деятельность:
“Изготовление новой бумаги”
Цель: провести занимательный опыт и показать на практике, что настоящую бумагу из макулатуры действительно можно сделать.
Просмотр мультфильма: «Смешарики» Сезон – 1 «Маленькое, большое море» серия 41
ноябрь
Беседа:
Цель: формирование знаний детей о нормах и правилах поведения в окружающем мире; формирование коммуника-тивных навыков в ходе совместной речевой деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Как батарейки загрязняют окружающую среду»; “Мусор в земле»
Практическая деятельность: Волшебные превращения
(из ненужных баночек делаем нужные вещи).
Цель: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов.
Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное).
Природоохранная акция«Батарейки соберем – экологию спасем»
Цель: воспитание у детей гуманного отношения к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное).
Просмотр мультфильма: 27 серии «Переработка мусора» из мультфильма «Твой друг Бобби»
Взаимодействие с родителями:
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей.
Изготовление плакатов с лозунгами: “Мусор – в урны!”, “Мусор земле не к лицу”, “Не губите природу”.
Организация мини-музея коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги) (переработка этих материалов).
Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья”
Совместный с родителями досуг «Дети за раздельный сбор мусора!».
3 этап – Заключительный
Рефлексия проектной деятельности, оформление отчётной документации.
Оформление лэпбука.
Приложения:
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Экологическое образование в семье»
Проведение анкетирования с целью выявить отношение родителей к вопросам раздельного сбора мусора и экологического образования дошкольников в детском саду.
1. Что такое экология?
2. Бываете ли Вы с ребенком на природе? Если да, то где?
3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
4. Как Вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе?
5.Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
6. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор? (на природе, на территории возлевашего дома).
7. Знаете ли вы, что свалки мусора на улицах несут угрозу здоровью людей?
8. Знаете ли вы, что при сжигании мусора выделяются очень опасные для здоровья человека яды?
9. Поддерживаете ли вы предложение о раздельном сборе мусора для его дальнейшей переработки.
10. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего дома?
11. Как Вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с бытовымиотходами? Какие?
12. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
Большое спасибо за участие в анкетировании!
В процессе обработки данных по результатам анкетирования на тему «Экологическое образование в семье»получили следующие результаты:
72%опрошенных осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.
24%имеют недостаточно информации по данному вопросу,но поддерживают работу детского сада по экологическомуобразованию детей.
4% понимают,что детский сад знакомит детей с миром природы,но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.
Приложение №2
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по бумажке
Планета станет замарашкой …
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)
Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что "зелёными" все стали!
(Н. Анишина)
Приложение №3
Физкультминутка (дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться,
Все вокруг преобразится!
Основные правила рационального природопользования:
- не бросать мусор, где попало;
- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);
- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;
- сдавайте стеклянную тару;
- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.
Приложение № 4
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Как батарейки загрязняют окружающую среду»
Мы провели следующий опыт «Влияние воды на батарейку». Поместили батарейку в водный раствор. В результате наблюдения отметили появление ржавчиныв воде. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.
Данный опыт прост и максимально приближен к реальным условиям. Он помог детям представить, что происходит в природе, когда батарейки просто выброшены и валяются на свалках и подвержены влиянию различных осадков.
В результате проведенного опыта, пришли к следующим выводам:
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.