«Буду, буду я посуду и любить, и уважать!» | Бычкова Татьяна Анатольевна. Работа №274338
Автор: Бычкова Татьяна Анатольевна
Цели:
способствовать:
- обобщению и закреплению знаний о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
- развитию эмоциональной лексики;
- развитию умения называть и изображать эмоции (радость, грусть)
- развитию артикуляционного аппарата
Задачи:
1. Создать условия для речевой активности детей посредством игр, игровых упражнений, создания РППС по теме занятия.
2. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Упражнять в составлении описательного рассказа по плану, в умении правильно строить предложения, полным ответом отвечать на вопросы.
4. Создать условия для отработки выразительных движений в воспитании эмоций посредством психогимнастики.
5. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.
6. Создать условия для отработки артикуляционных упражнений посредством биоэнергопластики.
7. Организовать рефлексивную самооценку детьми своей деятельности на занятии с помощью вопросов.
НОД по развитию речи в старшей группе «Буду, буду я посуду и любить, и уважать!»
Цели:
способствовать:
- обобщению и закреплению знаний о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
- развитию эмоциональной лексики;
- развитию умения называть и изображать эмоции (радость, грусть)
- развитию артикуляционного аппарата
Задачи:
1. Создать условия для речевой активности детей посредством игр, игровых упражнений, создания РППС по теме занятия.
2. Упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Упражнять в составлении описательного рассказа по плану, в умении правильно строить предложения, полным ответом отвечать на вопросы.
4. Создать условия для отработки выразительных движений в воспитании эмоций посредством психогимнастики.
5. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме.
6. Создать условия для отработки артикуляционных упражнений посредством биоэнергопластики.
7. Организовать рефлексивную самооценку детьми своей деятельности на занятии с помощью вопросов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня я расскажу вам сказку.
Называется она «Про Иванушку-дурачка».
Сказка.
Жил-был на свете Иванушка-дурачок, который всё на свете забывал. Как-то раз отправила его мать на базар за молоком и сметаной. Иван собрался и пошёл. Дойдя до рынка, он увидел торговку и купил у неё молоко. Только вот вылить его не во что. Не растерялся Иван, снял с себя шапку, и продавщица налила ему молоко прямо в шапку. Идёт Иван, радуется своей сообразительности и видит – сметану продают, свежую, густую. Подошёл, купил сметану, а положить её некуда. Иван, не будь плох, взял шапку с молоком и вывернул её наизнанку. Молоко вылилось на землю, зато Иван наполнил свою шапку сметаной. Дошёл Иван до дома, а мать его спрашивает:
- Ну что, сынок, купил молока и сметаны?
- Купил, маманя.
- Где же они?
Иван показал шапку со сметаной.
- Хорошо, а молоко?
- Молоко я купил прежде, вот оно – с другой стороны шапки!
И Иван вывернул шапку на другую сторону. Густая сметана вся вывалилась на пол. Так Иван вместе с матерью остались и без молока, и без сметаны.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А кто мне скажет, что забыл Иванушка-дурачок, собираясь на рынок. Правильно, ПОСУДУ! Если бы он взял с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то все продукты он донёс бы до дома. Конечно, мы можем посмеяться над Иванушкой из сказки.
Ну, как можно быть таким забывчивым и глупым! Однако ясно одно – без посуды туго пришлось бы не только Иванушке-дурачку, но и нам с вами.
А сейчас я вам загадаю загадки про посуду.
Загадки.
(по мере отгадывания на доску выставляются картинки с отгаданными
предметами посуды)
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдаёт поклон.
(чайник)
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут её …. тарелкою.
3. На кухоньке нашей мы варим в неё кашу,
Картошку, бульоны, супы, макароны.
(кастрюля)
4. На кухне ей всегда почёт
Она и жарит, и печёт,
Не приготовить нам еды
На кухне без … сковороды.
5. Он - пузатый великан,
У него не нос, а кран.
От него исходит жар.
Что же это? (самовар)
6. Сел за стол и я копаю маленькой лопаткою.
Инструмент я окунаю в борщ, повидло сладкое.
Что лопатка зачерпнёт, отправляю сразу в рот:
Кашу, торт, бульон, окрошку…
Знают все, что это … ложка!
7. У неё зубцы стальные, длинные и острые
Ею подцеплять куски очень даже просто нам! (вилка)
8.Он из стали и прекрасно режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь. Ну, конечно, это … нож.
9.Её за ручку мы берём
Чай, кофе из неё мы пьём (чашка)
10. Сделаны из стекла,
Предназначены для сока, чая, молока (стаканы)
11.Лишь для хлеба создана, бережёт его она (хлебница)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите на доску, как же назвать одним словом все эти предметы, о которых все мои загадки? Правильно, ПОСУДА!
Давайте с вами отдохнём и поиграем.
Пластические этюды (выполняются на ковре)
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в посуду. Давайте вместе скажем волшебные слова «Я три раза обернусь и в посуду превращусь!»
Вы превратились в:
кипящий самовар (изобразите его); кастрюлю, наполненную водой; ложку; ведро с крышкой; разбившуюся чашку (дети изображают предметы посуды).
Давайте снова скажем волшебные слова и снова превратимся в детей «Я три раза обернусь и в ребёнка превращусь!»
Изобразите: как вы моете посуду; наливаете воду в кувшин с узким горлышком; несёте чашку, наполненную водой; размешиваете ложкой сахар в стакане; наливаете суп половником; дотронулись до горячей сковороды.
Воспитатель: А сейчас представьте, что вы разбили чашку. Что вы чувствуете? (огорчение, грусть). Покажите на лице огорчение.
На следующий день мама вам купила новую красивую чашку. Что вы почувствуете? (радость, счастье). Изобразите на своём лице радость (дети изображают радость только мимикой).
Воспитатель: Молодцы! (дети садятся за столы) Давайте вспомним, какая бывает посуда? Ответы детей (чайная, столовая, кухонная).
Правильно, чайная – это какая посуда? (кухонная, столовая) Ответы детей.
(чайная посуда, из которой мы пьём чай
столовая – посуда, из которой мы кушаем.
кухонная – посуда, в которой мы готовим еду).
Воспитатель: Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Как она называется? («Федорино горе») Кто написал эту сказку? (К. Чуковский) А чем заканчивается сказка? Да, Федора исправилась.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать».
С тех пор Федора ухаживает за своей посудой и называет её только ласковыми словами. Давайте и мы попробуем называть посуду ласково.
Д/игра «Назови посуду ласково» (в кругу с мячом).
(воспитатель каждому ребёнку бросает мяч и называет предмет посуды, ребёнок ловит мяч, называет этот предмет посуды ласково и бросает мяч обратно воспитателю)
Тарелка – тарелочка
Кастрюля – кастрюлька
Бокал – бокальчик
Ложка – ложечка
Сковорода – сковородочка
Чашка – чашечка
Чайник – чайничек
Самовар - самоварчик
Кувшин - кувшинчик
Стакан - стаканчик
Вилка - вилочка
Половник – половничек
Блюдце – блюдечко
Миска – мисочка
Воспитатель: Федора передала вам свой сундучок? Хотите узнать, посмотреть, что лежит в Федорином сундучке? Давайте с вами поиграем!
Д/ игра «Опиши посуду».
(ребёнок достаёт 1 предмет посуды из сундучка и описывает его по плану: название предмета, цвет, форма, части, из чего сделана, для чего предназначена)
- деревянная ложка
- фарфоровая тарелка
- стеклянный бокал
- вилка
Воспитатель: Ребята, наши язычки устали и тоже хотят поиграть. А так как мы сегодня говорим о посуде, то наши язычки тоже будут изображать посуду. А, чтобы проверить правильно ли язычки выполняют упражнение, поставьте перед собой зеркала и следите внимательно за своим язычком.
Биоэнергопластика (упражнения «Чашечка», «Нож», «Поставь посуду на полочки»).
(Приложение 1)
Воспитатель: Молодцы! Посуду мы с вами сегодня помыли, на полочки расставили. И, чтобы у нас на кухне был полный порядок, разложим правильно продукты в нужную посуду.
Д/игра «Каждый продукт в свою посуду».
Масло сливочное положим в … маслёнку
Сахар насыпаем в …сахарницу
Соль у нас в … солонке
Перец в … перечнице
Хлеб положим в …хлебницу
Конфеты к чаю у нас в … конфетнице
Салат в …салатнице
Селёдку положим в … селёдочницу.
Рефлексия.
Ребята, о чём мы вами сегодня говорили?
Что вам понравилось?
Что вызвало затруднение?
Какой вывод вы сделали по занятию?
Приложение 1
Упражнение «Чашечка»
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «Ковшик». Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Эту чашечку, дружок,
Сделал ловкий язычок.
Нужно нам как можно дольше
Подержать вот этот ковшик.
Описание движений кисти пальцев рук.
Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах.
На счёт «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме «ковшика» под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение под счёт от 1 до 10.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение «Нож»
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» открыть рот, высунуть узкий язык и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10. Затем вернуть язык в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Вместо счёта можно использовать стихотворные строки:
Превратился язычок
В острый, острый ножичек..
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно ножик нам убрать.
Описание движений кисти пальцев рук.
Описание движений кисти пальцев рук.
Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счёт «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.
Упражнение «Поставь посуду на полочки» (верхнюю и нижнюю)
Исходное положение: сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счёт «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счёт «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними инижними передними зубами, слегка упираясь в них.
Затем закрыть рот, держать закрытым под счёт от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.
Описание движений кисти пальцев рук.
Исходное положение: кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.
На счёт «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счёт «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.