Буллинг и кибербуллинг: роль педагога-психолога в профилактике и поддержке детей | Ивекеева Ирина Владимировна. Работа №350908
Аннотация. Буллинг и кибербуллинг представляют собой серьезные угрозы для психоэмоционального состояния детей и подростков. Эти формы агрессии наносят травмы, которые могут иметь длительные последствия для самооценки и социального функционирования ребенка. В статье рассматриваются способы участия педагога-психолога в профилактике буллинга и кибербуллинга, а также методы поддержки пострадавших детей. Приводятся примеры из практики, подчеркивающие важность своевременного вмешательства и поддержки как жертв, так и агрессоров.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, профилактика, поддержка детей, школьный психолог, эмоциональная безопасность.
Буллинг и кибербуллинг: роль педагога-психолога в профилактике и поддержке детей
Ивекеева Ирина Владимировна, педагог-психолог
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Аннотация. Буллинг и кибербуллинг представляют собой серьезные угрозы для психоэмоционального состояния детей и подростков. Эти формы агрессии наносят травмы, которые могут иметь длительные последствия для самооценки и социального функционирования ребенка. В статье рассматриваются способы участия педагога-психолога в профилактике буллинга и кибербуллинга, а также методы поддержки пострадавших детей. Приводятся примеры из практики, подчеркивающие важность своевременного вмешательства и поддержки как жертв, так и агрессоров.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, профилактика, поддержка детей, школьный психолог, эмоциональная безопасность.
В современном мире буллинг и кибербуллинг становятся все более актуальными проблемами для детей и подростков. В условиях школьной и онлайн-среды они сталкиваются с унижениями, угрозами и издевательствами, что негативно сказывается на их психическом и физическом здоровье. Буллинг может проявляться в виде прямых оскорблений, физического воздействия, а кибербуллинг — в распространении ложной информации, публикации унизительных комментариев, мемов, а также в угрозах и запугивании через социальные сети. Для педагога-психолога эта тема особенно важна, так как профессионал может не только выявить случаи агрессии, но и предпринять меры для профилактики и оказания помощи пострадавшим детям.
Например, девочка 13 лет обратилась к педагогу-психологу с жалобой на частые сообщения в социальных сетях от одноклассников, в которых её унижали и оскорбляли. Она стала замкнутой, перестала посещать школу и ощущала страх перед каждой новой проверкой телефона. Психолог провел серию бесед с девочкой, помогая ей найти способы справляться с эмоциональными переживаниями, а затем выступил посредником между родителями, школьной администрацией и обидчиками, чтобы решить проблему комплексно.
Одной из первоочередных задач педагога-психолога является своевременное распознавание признаков буллинга и кибербуллинга. Дети, подвергающиеся агрессии, часто проявляют изменения в поведении, такие как замкнутость, тревожность, потеря интереса к учебе, ухудшение успеваемости и даже соматические симптомы, такие как головные боли или нарушения сна. Педагог-психолог должен быть внимателен к этим признакам и при необходимости проводить индивидуальные беседы с учениками, чтобы выяснить причины изменений. Важно, чтобы разговоры проводились в атмосфере доверия, где ребенок может чувствовать себя защищенным и свободно делиться своими переживаниями.
Кроме работы с жертвами буллинга, педагог-психолог играет ключевую роль в профилактике подобных случаев. Один из методов профилактики — проведение занятий на тему эмпатии, уважения и формирования навыков общения. Психолог может организовать тренинги для учащихся, направленные на развитие эмоционального интеллекта и понимания чувств других. Групповые упражнения помогают детям лучше понять эмоции друг друга и развивать навыки конструктивного общения, что снижает уровень агрессии и конфликтности в классе. Например, упражнение «Как чувствует себя другой» помогает детям попробовать себя в роли того, кого обидели, и осознать, как их действия могут повлиять на других.
Не менее важен аспект профилактики кибербуллинга, поскольку значительная часть жизни современных детей проходит в цифровом пространстве, где риск столкнуться с агрессией особенно высок. Педагог-психолог может проводить занятия о цифровой безопасности, объясняя детям важность защиты личной информации, осторожного использования социальных сетей и умения противостоять онлайн-агрессии. Важно помочь детям понять, что кибербуллинг — это реальная угроза, и дать им навыки для самозащиты. Например, обсуждение стратегии «игнорирование и блокировка» может стать полезным инструментом для детей, позволяющим избежать вовлечения в конфликтную ситуацию в сети. Психолог также может рассказать о том, как важно сообщать взрослым о случаях кибербуллинга, чтобы ситуация была решена на ранних стадиях.
Поддержка со стороны психолога особенно важна для детей, переживших буллинг или кибербуллинг, так как эти переживания могут сильно подорвать их уверенность в себе. Работа психолога направлена на восстановление позитивного образа ребенка и улучшение его самооценки. Например, подросток, который стал жертвой травли, может чувствовать себя уязвимым и беспомощным. В этом случае психолог работает над возвращением уверенности, используя методы арт-терапии, когнитивной психотерапии или игры, которые помогают ребенку вновь почувствовать свои сильные стороны и обрести психологическую устойчивость. Также психолог помогает развивать навыки общения и умение давать отпор агрессорам, но без использования насилия.
Еще один пример: подросток, ставший жертвой буллинга в школе, начал сомневаться в своих способностях и боялся выступать перед одноклассниками. Психолог предложил ему участвовать в небольших ролевых играх, где он мог «репетировать» защиту себя в безопасной обстановке. Постепенно подросток стал увереннее реагировать на возможные провокации, что помогло ему почувствовать себя более защищённым.
Важной частью работы педагога-психолога является также работа с агрессорами. Подростки, которые склонны к агрессии, часто сами имеют проблемы с самооценкой и эмоциональной регуляцией. Психолог может предложить такие методы, как тренинги по управлению гневом, упражнения на самоосознание и понимание своих эмоций. Задача психолога — помочь агрессору понять причины своего поведения и научиться находить конструктивные способы выражения своих чувств. Часто агрессивное поведение является следствием эмоционального дискомфорта, с которым подросток не умеет справляться. Важно, чтобы педагог-психолог воспринимал агрессора не как нарушителя, а как личность, нуждающуюся в поддержке и коррекции поведения.
Кроме работы с учащимися, педагог-психолог должен проводить информационные занятия для родителей, чтобы помочь им лучше понять проблему буллинга и кибербуллинга. Родителям важно осознавать, каковы признаки этих явлений, чтобы вовремя заметить тревожные изменения в поведении ребенка. Кроме того, психолог может рассказать родителям о том, как правильно поддерживать ребенка в случае, если он стал жертвой агрессии, не прибегая к жестким методам, таким как угрозы или насильственная защита. Важно, чтобы родители понимали необходимость уважительного отношения к чувствам ребенка и знали, как создать для него безопасное пространство дома, где он мог бы делиться своими проблемами.
Таким образом, роль педагога-психолога в профилактике и поддержке детей в ситуациях буллинга и кибербуллинга многогранна. Это выявление и поддержка жертв, работа с агрессорами, информационные занятия для родителей и развитие позитивного микроклимата в классе. Задача педагога-психолога — обеспечить эмоциональную безопасность для всех детей, помогая им обрести уверенность и выработать навыки защиты от агрессии. Важно понимать, что, только работая с буллингом на уровне всего школьного сообщества — вовлекая родителей, учителей и детей, — можно создать атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя защищенным.
Список литературы
Бекулова
И. З.
,
Тухужева
Л. А.
Б
уллинг
в школе // Вопросы науки и образования. 2021. №3 (128). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkole
Газизьянов
Т. А.
, Мансурова
З. Р. Психология
кибербуллинга
. В
иды и причины
кибербуллинга
// Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. №4 (16).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-kiberbullinga-vidy-i-prichiny-kiberbullinga
Забазнова
А. Н.
,
Тараникова
П. А.
, Фадеева
Л. С.
,
Малушко
Е. Ю.
,
Басс
Е. В.
Б
уллинг
: профилактика и предотвращение в учебных заведениях //
Artium
Magister
. 2022.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-profilaktika-i-predotvraschenie-v-uchebnyh-zavedeniyah
Уварова
Л. Н.
,
Рысаева
А. М.
Б
уллинг
в подростковой среде // E-
Scio
. 2022. №6 (69). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-podrostkovoy-srede