Целеполагание и рефлексия: обязательные этапы современного урока | Назарова Людмила Анатольевна. Работа №305578
Целеполагание и рефлексия. Эти этапы современного урока направлены на формирование личности, способной к самооценке и саморазвитию. Обычно мы рассматриваем рефлексию, как заключительный этап урока. Однако поставить этот этап и перед постановкой целей. Тогда рефлексия выполнения домашней работы позолит учащемуся самому определить свой уровень освоения материала, а также необходимость ликвидировать пробелы в изучаемом материале и перейти на следующий уровень освоения предметной темы.
Индивидуально актуальные цели способствуют саморазвитию личности.
Целеполагание и рефлексия – обязательные этапы современного урока
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения помимо прочих важных пунктов обеспечивают:
Единство образовательного пространства России.
Вариативность содержания образовательных программ.
Применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья.
Гармоничность развития личности учащегося недостижима при отсутствии индивидуального подхода к каждому обучающемуся и обеспечения деятельностного подхода к процессу получения знаний. Учитель не может просто прийти на урок и изложить материал, предлагая закрепить полученные знания путем выполнения типичных заданий. Хотя и от процесса отработки навыка отказываться нельзя. Поэтому перед педагогом возникает важная задача: перевести учащегося из статуса «присутствующий и пассивно исполняющий указания преподавателя» в формат «главный деятель и творец». В основе урока современного типа лежит принцип системно - деятельностного подхода. Преподаватель же призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.
Это скрытое управление начинается с момента формулирования темы. Преподаватель должен подвести класс в целом и каждого ученика в отдельности к формулированию темы и к постановке целей урока. Именно на этих этапах важную роль играет личность педагога, а именно его знания психологии, педагогики, владение своим предметом и понимание роли той или иной темы в совокупности знаний, которыми в итоге будет владеть обучающийся.
С точки зрения педагогики, целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (педагога и учащегося), их согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели. Правильно поставленные цели - залог эффективности урока!
Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:
Традиционный
, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.
Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели.
Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании.
Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания»
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата.
Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Ученик должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке.
Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает. Они улучшают обратную связь между учителем и классом, обеспечивают осмысленный контроль и самоконтроль за результатом деятельности.
Важно объяснить значимость темы для ученика, для общего значения курса, а не только для контрольной или экзамена.
Необходимо с начала изучения курса, раздела или темы осуществлять с обучающимися процедуру совместного целеполагания на уроке, если обучающийся осознает цель обучения и принимает ее как личностно значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью обучающегося, определяя цель обучающийся начинает понимать, что и для чего он изучает, зачем он работает, совместное принятие цели обеспечивает осмысленный контроль и самоконтроль за результатами деятельности, является основой для рефлексии и обратной связи педагога и обучающихся.
Именно обратная связь помогает актуализировать цель, поставленную в начале изучения темы, на уроке закрепления знаний. Это своеобразная рефлексия. Но не рефлексия по окончанию урока, а рефлексия по итогам выполнения домашнего задания. Именно возможность ученика озвучить то, что у него получилось особенно легко или, наоборот, вызвало затруднение. Обсуждение процесса выполнения домашнего задания позволяет ученику оценить свою работу с точки зрения записи в тетрадь, а с позиции успешности выполнения каких-либо действий. Получив данную информацию, педагог может скорректировать задания, предлагаемые конкретной группе учеников, а также акцентировать внимание класса на выполнение каких-то этапов решения задачи.
Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:
Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
Вариативность приёмов сообщения темы и целей учебного занятия.
Преемственность и перспективность в постановке целей учебного
занятия.
Формулирование целей в действиях учащихся.
Понимание учащимися социальной, практической и личностной
значимости изучаемого материала.
Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии.
Таким образом, целеполагание, как важнейший компонент урока, является во многом определяющим в деятельности учителя и учащихся. Каковы будут цели, таким будет и урок. Каким будет урок, таким будет и качество образовательного процесса.
Рефлексия, в свою очередь, может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную
(самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную
(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия как психологическая настройка на урок способствует формированию благоприятного микроклимата. Неразрешенные проблемы, невысказанные участниками мысли и чувства препятствуют полноценному восприятию происходящего на уроке. Поэтому важно настроить ребенка на урок. А для этого порою необходимо дать ему возможность высказаться о том, что его беспокоит, тревожит в данный момент.
Рефлексия – это сигнал о завершении урока, своего рода точка в конце занятия. В этом случае она будет выполнять психотерапевтическую, здоровьесберегающую функцию: проговаривая свои ощущения, размышления, ребенок еще раз фиксирует происходящее на уроке, что создает основу для повторения, закрепления материала (это тоже одна из функций рефлексии) и освобождает место для информации следующего урока, что повышает его эффективность и исключает переутомление школьников.
Рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Вся система работы учителя в направлении развития личности ученика, а не просто обучение выполнению каких-либо действий и позволяет повысить уровень проведения урока