Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста | Рощупкина Любовь Николаевна. Работа №345474

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье исследуется влияние ценностно-смысловой сферы личности на процесс профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Описаны основные компоненты ценностно-смысловой сферы, её формирование в подростковом возрасте и роль в принятии жизненных и профессиональных решений. Особое внимание уделяется психологическим механизмам, определяющим профессиональные предпочтения, а также важности работы с личностными ценностями для успешного самоопределения. Рассматриваются пути педагогической поддержки старшеклассников в процессе осознания ими собственных целей, интересов и жизненных смыслов.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, профессиональное самоопределение, старший подростковый возраст, личностные ценности.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Рощупкина Любовь Николаевна, педагог-психолог

МБОУ «Иловская СОШ им. Героя России В. Бурцева» Алексеевского Г.О. Белгородской области с. Иловка

 

Аннотация. В статье исследуется влияние ценностно-смысловой сферы личности на процесс профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Описаны основные компоненты ценностно-смысловой сферы, её формирование в подростковом возрасте и роль в принятии жизненных и профессиональных решений. Особое внимание уделяется психологическим механизмам, определяющим профессиональные предпочтения, а также важности работы с личностными ценностями для успешного самоопределения. Рассматриваются пути педагогической поддержки старшеклассников в процессе осознания ими собственных целей, интересов и жизненных смыслов.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, профессиональное самоопределение, старший подростковый возраст, личностные ценности.

 

Ценностно-смысловая сфера личности играет важнейшую роль в процессе профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста. Этот этап жизни характеризуется активным развитием личностной идентичности, когда подростки начинают осознанно задумываться о своей будущей профессиональной деятельности. Важным аспектом в этом процессе является формирование ценностей и жизненных смыслов, которые определяют направление дальнейшего развития личности и выбор профессионального пути.

Старший подростковый возраст — это период, когда у учащихся формируется способность к рефлексии, критическому осмыслению окружающей действительности и собственного места в ней. В этот период подростки начинают задаваться вопросами о смысле своей жизни, ценностях и приоритетах. Эти процессы тесно связаны с профессиональным самоопределением, так как именно ценностно-смысловая сфера оказывает значительное влияние на выбор будущей профессии. Ценности, которые становятся основой для принятия жизненных решений, направляют подростков в поиске подходящей профессии, которая соответствует их внутренним убеждениям и устремлениям.

Ценностно-смысловая сфера личности формируется под воздействием различных факторов, таких как семья, школа, социальное окружение, культура и средства массовой информации. Эти источники оказывают влияние на формирование у подростков представлений о «правильном» и «неправильном», что помогает им осмыслить свои жизненные ориентиры. В образовательной среде педагогам и психологам важно учитывать этот процесс и активно участвовать в формировании ценностных ориентаций учащихся.

Процесс профессионального самоопределения подростков включает в себя несколько ключевых этапов. Во-первых, это осознание собственных интересов и склонностей, которые во многом определяются личностными ценностями. Подростки должны понимать, какие сферы деятельности им ближе и что вызывает у них внутреннюю мотивацию. Во-вторых, это сопоставление собственных ценностей с внешними требованиями профессий и рынка труда. Подростки начинают задумываться о том, какие профессии соответствуют их внутренним убеждениям и при этом востребованы в обществе.

Психологи и педагоги могут играть важную роль в поддержке этого процесса. Важно не только помочь подросткам осознать свои интересы, но и направить их к тому, чтобы они понимали, какие ценности для них являются ключевыми. Например, подростки могут стремиться к социальной значимости, что побуждает их выбирать профессии, связанные с оказанием помощи другим людям, такие как медицинская или педагогическая деятельность. Другие могут стремиться к независимости и свободе, что может направить их выбор в сторону творческих или предпринимательских профессий. Понимание таких мотивационных факторов помогает подросткам избежать случайного выбора профессии и позволяет строить осознанную и устойчивую карьерную траекторию.

Кроме того, необходимо учитывать, что ценности могут не только формировать профессиональные предпочтения, но и оказывать влияние на самооценку подростков в процессе их самоопределения. Подростки, чьи ценности находятся в конфликте с профессиональными возможностями или ожиданиями окружающих, могут испытывать внутренний дискомфорт, что негативно сказывается на их профессиональном выборе. В таких случаях психологическая поддержка со стороны школы, направленная на развитие уверенности в собственных решениях и жизненных ориентирах, становится особенно важной.

Одной из эффективных методик работы с ценностно-смысловой сферой подростков является методика рефлексивного самоисследования. Педагоги и психологи могут помогать подросткам исследовать их ценности через различные задания и беседы, направленные на анализ жизненных ситуаций, в которых эти ценности проявляются. Важным является создание условий, в которых подростки смогут безопасно и без осуждения обсуждать свои мысли и переживания, связанные с выбором будущей профессии. Психологическая поддержка в этом процессе играет решающую роль, так как подростки, часто находясь под давлением ожиданий родителей и общества, могут испытывать неуверенность в своем выборе.

В условиях современной школы важно развивать у подростков способность к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению, опирающемуся на их ценностные установки. Педагоги и психологи должны поддерживать этот процесс, помогая подросткам не только осознать свои внутренние приоритеты, но и находить пути реализации своих ценностей в профессиональной деятельности. Это способствует не только более осознанному выбору профессии, но и формированию у подростков устойчивой мотивации к дальнейшему профессиональному развитию.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера личности играет ключевую роль в процессе профессионального самоопределения подростков. Формирование личных ценностей и осознание жизненных смыслов помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии, которая будет соответствовать их внутренним убеждениям и интересам. Психологи и педагоги, работая над развитием ценностной сферы учащихся, могут помочь им успешно пройти этап профессионального самоопределения и избежать неопределенности в выборе будущей профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1. Горбачева С. М. Профессиональная ориентация учащихся / С. М. Горбачева, И. И. Стрижко // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 778-781.

2. Костюнина Е. А. Трудности профессионального самоопределения подростков / Е. А. Костюнина, Л. Г. Агеева // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 530-533.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×