ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ | Ксения Игоревна Мищенко. Работа №336082
Аннотация: в статье выявлены ценностные ориентации современных подростков с разным уровнем общительности. Целью данной работы является изучение анализа ценностных ориентаций у современных подростков с разным уровнем общительности. Анализируются результаты по двум проделанным методикам.
Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные ценности, современные подростки, общение, взаимодействие.
Сегодня проблемы ценностей и ценностных ориентаций являются одними из важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Изменение ценностных ориентаций современной молодежи является актуальной проблемой. Очевидно, что судьба страны через несколько лет будет зависеть от того, какие модели поведения, нравственные и духовные принципы и мировоззрение сформируются у молодежи. Важно понять, в какой мере наше молодое поколение сможет впитать в себя традиции народа, опыт культуры и стать носителем и субъектом цивилизационного наследия российского общества. Современная молодежь родилась и выросла во времена кардинальных изменений в системе ценностей. На смену старым принятым ценностям пришли новые: западные и либеральные взгляды на общественную жизнь.
Статья
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
Мищенко Ксения Игоревна,
студент
Научный руководитель: Худаева Майя Юрьевна,
доцент кафедры возрастной и социальной психологии
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
Г. Белгород, Россия,
Аннотация: в статье выявлены ценностные ориентации современных подростков с разным уровнем общительности. Целью данной работы является изучение анализа ценностных ориентаций у современных подростков с разным уровнем общительности. Анализируются результаты по двум проделанным методикам.
Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные ценности, современные подростки, общение, взаимодействие.
VALUE ORIENTATIONS OF MODERN TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS OF SOCIABILITY
Mishchenko Ksenia Igorevna,
student
Supervisor: Khudaeva Maya Yuryevna,
Associate Professor of the Department of Age and Social Psychology
Belgorod State National Research University
Belgorod, Russia,
Abstract: the article identifies the value orientations of modern adolescents with different levels of sociability. The purpose of this work is to study the analysis of value orientations in modern adolescents with different levels of sociability. The results are analyzed according to two methods performed.
Keywords: value orientations, life values, modern teenagers, communication, interaction.
Мир современной молодежи характеризуется прагматизмом и озабоченностью материальными проблемами. Вне зависимости от времени молодежь остается главным резервом благополучия государства, и от того, какие ценности она будет исповедовать, будет зависеть дальнейшая судьба страны. Противопоставляя отрицательные и положительные качества молодежи, можно отметить некоторые противоречия: для нее одновременно характерны целеустремленность и нерадивость, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатия, наличие интеллектуального потенциала и бездуховность, жажда богатства, вообще все человеческие пороки и добродетели.
Сегодня проблемы ценностей и ценностных ориентаций являются одними из важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Изменение ценностных ориентаций современной молодежи является актуальной проблемой. Очевидно, что судьба страны через несколько лет будет зависеть от того, какие модели поведения, нравственные и духовные принципы и мировоззрение сформируются у молодежи. Важно понять, в какой мере наше молодое поколение сможет впитать в себя традиции народа, опыт культуры и стать носителем и субъектом цивилизационного наследия российского общества. Современная молодежь родилась и выросла во времена кардинальных изменений в системе ценностей. На смену старым принятым ценностям пришли новые: западные и либеральные взгляды на общественную жизнь.
Исследователи представляют формирование ценностных ориентаций человека как результат взаимодействия развивающихся психических структур и постепенно расширяющегося социального опыта (Ж. Пиаже); в результате интериоризации происходит переход от интерпсихического (социального) к интрапсихическому индивидуальному образу жизни человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев).
Особенно сильное влияние на развитие личности подростка оказывает совершенствование его самооценки и самосознания, где самооценка выступает центральным звеном изменений, происходящих в его психическом развитии, а общение становится основной деятельностью. В этом возрасте происходит формирование «Я-концепции», осознание себя как индивидуальности, обращение к своему внутреннему миру. Подростки достаточно восприимчивы и эмоциональны по отношению к своему окружению. В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими человек постоянно оказывается в ситуациях, требующих от него принятия решения. Принятие решения означает выбор между возможными вариантами. Необходимо рассматривать и оценивать возможные альтернативы, главным образом, в контексте определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не стабилизировались и проходят проверку путем отработки собственного поведения и действий других.
В нашем исследовании мы выявили, что у подростков с высоким уровнем общительности проявляются такие ценностные ориентации: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, ответственность, жизнерадостность, образованность, и наоборот для подростков с низким уровнем общительности характерны такие ценностные ориентации: наличие верных и хороших друзей, свобода поступков и действий, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к своим и чужим недостаткам.
В исследовании принимали участие подростки, в количестве 20 человек ОГБОУ «СОШ № 3 С УИОП г. Строитель» (адрес местонахождения Белгородская обл., г. Строитель, ул. Победы, 7).
В качестве диагностического инструментария мы применяли следующие методики:
Методика
«Ценностные
ориентации»
(
М.Рокич
).
Методика
«Исследование
коммуникативных
установок»
(А.Н.
Ивашова,
Е.В.
Заика).
Анализ данных, полученных по изучению ценностных ориентаций, выявил некоторые гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков. На первое место девушки поставили такие ценности, как «счастливая семейная жизнь» (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26). Ведущее место занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).
4.554.354.264.24счастливая интереснаялюбовьхорошие и верные друзьяздоровьесемейнаяжизньработа
Рис. 2.1. Выраженность показателей ценностных ориентаций
подростков (ср.б.)
Промежуточные места в иерархии ценностей отведены: «активной жизнедеятельности» (3,80, «равенству» (3,75), «знанию и интеллектуальному развитию» (3,60), «материальному жизнеобеспечению» (3,45).
Наименее значимыми значениями для девушек оказались «творческая активность» (3,35) и «общественное признание» (3,25). Другие ценности не определяют жизненную позицию девушек.
Мальчики больше внимания уделяли «интересной работе» (4,55) и «хорошим и верным друзьям» (4,45). К числу основных ценностей, определяющих ядро ценностей мальчиков этой группы, относятся «знания» (4,35), «здоровье» (4,28), «уверенность в себе» (4,23). Также высоко оценены «счастливая семейная жизнь» (3,75), «любовь» (3,65), «активная и активная жизнь» (3,50).
Такие ценности, как «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «мир в деревне» (3,00) представлены как низкоценные у мальчиков.
В целом в группе подростков значения распределились следующим образом:
– Наиболее значимыми терминальными ценностями являются «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «иметь хороших и настоящих друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).
– Наименее значимыми ценностями являются «спокойствие в стране, мир» (3,15), «наслаждение» (3,12), «общественное признание» (3,10).
Из анализа данных выясняется, что в этой группе подростков высший ранг занимают «жизнерадостность», образованность, «честность», «любовь». Анализ результатов показал, что при общении в реальной жизни у 10 подростков преобладает стратегия «Агрессия», у 4 – «Миролюбие», и у 6 – «Избегание» (рис. 2.2).
10108664420миролюбиеизбеганиеагрессия
Рис.2.2. Выраженность доминирующей стратегии психологической защиты в группе подростков (ср.б.)
Преобладание миролюбия у испытуемых говорит об их психологической стратегии защиты субъективной реальности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект гасит или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза самости человека. Поведение субъектов предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромисс, идти на уступки и быть податливым, готовность пожертвовать частью своих интересов во имя главного: сохранения достоинства. Кроме того, для этих подростков характерна адаптация, стремление поддаться давлению партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не испытывать свое Я.
Выбор испытуемыми избегания говорит о психологической стратегии защиты субъективной реальности, основанной на сохранении интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Эти люди обычно обходят или покидают зоны конфликта и напряженности без боя, когда на них нападают. При этом они открыто не растрачивают энергию эмоций и как можно меньше напрягают интеллект. Субъектам свойственна низкая врожденная энергия: бедные и ригидные эмоции, посредственный ум, вспыльчивый характер.
Высокие баллы испытуемых по шкале агрессии указывают на то, что психологическая стратегия индивида по защите субъективной реальности действует на основе инстинкта. Инстинкт агрессии входит в «большую четверку» общих для всех животных инстинктов – голода, страха и агрессии. Этим объясняется тот бесспорный факт, что агрессия у этих людей не выходит из репертуара эмоционального реагирования.
Таким образом, 50% подростков показали низкий уровень общительности, 20% подростков показали высокий уровень общительности, и 30% подростков показали низкий уровень общительности.
Исходя из исследований и анализа, мы можем утверждать, что у подростков с высоким уровнем общения проявляются такие ценностные ориентации: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, ответственность, жизнерадостность, образованность, и наоборот для подростков с низким уровнем общения характерны такие ценностные ориентации: наличие верных и хороших друзей, свобода поступков и действий, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к своим и чужим недостаткам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Болтунова
,
А.И.
Особенности
межличностного
общения
среди
подростков [Текст] / А.И.
Болтунова
// Молодой ученый. – 2014. – № 1 (60). –
С.
492-494.
Гаврилюк,
В.В.
Динамика
ценностных
ориентаций
в
период
социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк,
Н.А.
Трикоз
//
Социол.
исслед
.
–
2002.
–
№
1.
–
С.
96–105.
Ерофеева,
И.А.
Жизненные
ценности
современных подростков
[Текст]
/
И.А.
Ерофеева
//
Новаинфо
.
–
2016.
–
Т.1 -
№
49.
–
С.
475
– 482.
Закревская, О.В. Особенности ценностных ориентаций старших
подростков
[Текст]
/
О.В.
Закревская
//
Система
ценностей
современного
общества.
–
2013.
–
№29.
–
С.
8.
Кузнецова,
Е.Г.
К
вопросу
формирования
ценностных
ориентаций
подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. – 2012. – №2 (138). – С.
109
–
114.
Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие
[Текст]
/
А.В. Мудрик.
–
М.:
Педагогическое
общество
России,
2001.
–
320
с.