Центр "Точка роста", как инструмент повышения качества образования предметов химии и биологии в МАОУ Толмачевская СОШ № 61 | Самуйленко Светлана Анатольевна. Работа №350472
Аннотация. В статье рассматривается роль Центра "Точка роста" как инструмента повышения качества образования по предметам химии и биологии в МАОУ Толмачевская СОШ 61. Описание процесса интеграции цифровых технологий, современного оборудования и инновационных методов преподавания в школьный процесс демонстрирует их влияние на эффективность образовательного процесса. Приводятся примеры успешных проектов и инициатив, осуществленных в рамках Центра, а также результаты их внедрения в учебную практику. Особое внимание уделяется развитию практических навыков учащихся через использование лабораторного оборудования, интерактивных технологий и разнообразных форм работы.
Ключевые слова: Центр "Точка роста", химия, биология, цифровизация образования, лабораторные исследования, инновационные методы, проектная деятельность, практическое обучение, школьное образование, качество образования.
Центр "Точка роста", как инструмент повышения качества образования предметов химии и биологии в МАОУ Толмачевская СОШ № 61
Самуйленко Светлана Анатольевна, учитель химии и биологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области "Толмачевская средняя общеобразовательная школа № 61" с.Толмачево
Аннотация. В статье рассматривается роль Центра "Точка роста" как инструмента повышения качества образования по предметам химии и биологии в МАОУ Толмачевская СОШ 61. Описание процесса интеграции цифровых технологий, современного оборудования и инновационных методов преподавания в школьный процесс демонстрирует их влияние на эффективность образовательного процесса. Приводятся примеры успешных проектов и инициатив, осуществленных в рамках Центра, а также результаты их внедрения в учебную практику. Особое внимание уделяется развитию практических навыков учащихся через использование лабораторного оборудования, интерактивных технологий и разнообразных форм работы.
Ключевые слова: Центр "Точка роста", химия, биология, цифровизация образования, лабораторные исследования, инновационные методы, проектная деятельность, практическое обучение, школьное образование, качество образования.
Центр "Точка роста", открывшийся в МАОУ Толмачевской СОШ 61, стал важным этапом в модернизации образовательного процесса, направленным на повышение качества обучения. В рамках этого центра активно внедряются современные подходы и технологии, способствующие улучшению образовательного уровня учащихся, особенно в таких дисциплинах, как химия и биология. В статье рассматриваются основные направления деятельности Центра и его влияние на развитие предметных навыков учащихся, а также на повышение мотивации к обучению и исследовательской деятельности.
Применение инновационных технологий в образовательном процессе стало возможным благодаря оснащению Центра современным оборудованием, которое позволяет не только углубленно изучать предметы химии и биологии, но и активно использовать лабораторную практику для формирования у школьников навыков, необходимых для научной работы. Лабораторные исследования — важная часть курса химии и биологии, и Центр "Точка роста" значительно улучшил условия для их проведения. Например, в ходе уроков химии учащиеся могут работать с современными химическими реактивами и оборудованием, проводить эксперименты, которые ранее были недоступны из-за отсутствия подходящих средств. Это не только укрепляет теоретические знания, но и формирует у учеников навыки практического применения полученных знаний.
Для преподавания биологии большое значение имеет возможность работы с биологическими препаратами, живыми организмами и современными микроскопами. В Центре "Точка роста" установлены высококачественные электронные микроскопы, что позволяет учащимся более глубоко изучать структуру клеток, ткани и микроорганизмов, что невозможно без использования таких технологий. Интерактивные доски и проекторы делают изучение сложных биологических процессов более наглядным и доступным для понимания. Например, при изучении строения клетки или процессов фотосинтеза ученики могут в реальном времени наблюдать модель клеточных структур и взаимодействий молекул, что способствует лучшему усвоению материала.
Кроме того, в Центре активно используется цифровизация образовательного процесса, что стало возможным благодаря внедрению программного обеспечения для моделирования химических реакций и биологических процессов. Это позволяет учащимся не только наблюдать за ходом экспериментов, но и моделировать различные ситуации, что делает обучение более динамичным и увлекательным. Например, с помощью программ для моделирования химических реакций ученики могут увидеть, как изменяется химический состав вещества при разных условиях, что помогает глубже понять принципы работы химических реакторов, изучаемых в теории.
Также важным аспектом работы Центра является развитие проектной деятельности. В процессе выполнения проектов, учащиеся химико-биологического профиля могут не только разрабатывать и проводить эксперименты, но и анализировать результаты, делать выводы, работать в командах и представлять свои работы на школьных научных конференциях. Такая деятельность развивает критическое мышление, креативность и умение работать в коллективе, что является важным аспектом в подготовке школьников к будущей профессиональной деятельности. Например, школьники могут разрабатывать проекты, направленные на создание экологически чистых технологий в химической промышленности или исследовать влияние различных факторов на биологическое разнообразие местной экосистемы.
Внедрение Центра "Точка роста" в образовательный процесс позволило не только улучшить качество преподавания, но и повысить мотивацию учащихся. Современные технологии и новое оборудование делают процесс обучения более увлекательным, а значит, способствуют большему интересу к предметам. Для многих школьников уроки химии и биологии перестали быть скучным заучиванием формул и фактов. Они стали активными участниками научного процесса, исследователями, которые получают возможность работать с реальными данными и самостоятельно проводить эксперименты.
Особое внимание в Центре уделяется междисциплинарному подходу. Преподавание химии и биологии тесно связано с другими предметами, такими как физика, математика, экология. Например, изучение биохимических процессов невозможно без учета химических реакций, а для понимания биологических законов необходимо знание физических принципов. В Центре разрабатываются комплексные образовательные программы, которые включают элементы межпредметных связей, что способствует более глубокому и всестороннему усвоению знаний. В результате ученики не просто учат отдельные факты, а начинают понимать, как различные науки взаимодействуют между собой, что повышает уровень их общей научной грамотности.
Кроме того, в рамках Центра активно развиваются индивидуализированные формы обучения, что позволяет каждому учащемуся работать в своем темпе, углубленно изучать интересующие его аспекты химии и биологии. В этом контексте важно отметить, что центр "Точка роста" активно использует онлайн-курсы, видеолекции и другие формы дистанционного образования. Это дает учащимся возможность дополнительно осваивать материал вне школьных занятий, что особенно важно для углубленных исследований.
Не менее важным результатом работы Центра стало создание атмосферы научного поиска и творчества. Школьники участвуют в научных конференциях, конкурсах, выставках и других мероприятиях, которые способствуют развитию их исследовательских навыков. В рамках таких мероприятий учащиеся представляют свои проекты, делятся результатами исследований и получают рекомендации от профессионалов. Это не только повышает интерес к науке, но и помогает сформировать у школьников навыки, которые пригодятся им в будущем.
Таким образом, Центр "Точка роста" стал важным инструментом для улучшения качества образования по химии и биологии в МАОУ Толмачевская СОШ 61. Внедрение новых технологий, использование современного оборудования и активное развитие проектной и исследовательской деятельности сделали процесс обучения более динамичным, практикоориентированным и увлекательным для учеников. Работая в таких условиях, школьники не только получают глубокие знания в области химии и биологии, но и развивают свои исследовательские и творческие способности, что является основой для их будущего успеха в науке и профессиональной карьере.
Список литературы
1. Дьячкова Н.А. Использование ресурсов школьного центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по биологии и химии для повышения качества образования // Международный школьный научный вестник. — 2024. — №2.
2. Буслаков В.В., Пынеев А.В. Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. — М.: Центр естественно-научного и математического образования, 2021.
3. Письмо Минпросвещения России от 01.11.2021 N ТВ-1913/02 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей») URL: https://legalacts.ru/doc/pismominprosveshchenija-rossii-ot-01112021-n-tv-191302-o-napravlenii/#100270