Час с психологом «Жить здорово – это здорово!» | Пашковская Ольга Павловна. Работа №346190. Номер работы: №346190
Прежде, чем перейти к теме нашего занятия попрошу ответить вас на один вопрос. Скажите, что является самым ценным в вашей жизни?
Так начинается Час с психологом с учащимися 7классов. Основная цель мероприятия - формирование у детей сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью как одной из важнейших жизненных ценностей. Формат предполагает выполнение заданий, с последующим обсуждением результатов и рефлексией чувств и эмоций. Задание выполняются как индивидуально (тестирование и оценка своего отношения к здоровью), так и работая в малых группах, применяя технологию корпоративного обучения с защитой проектной работы.
Час с психологом «Жить здорово – это здорово!»
Аудитория: дети 11-14 лет
Время: 60 мин
Ход занятия.
1. Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о том, что является неотъемлемой частью нашей жизни.
Упражнение «Река ожиданий»
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: "А чего я ожидаю от встречи?" Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.
Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате «Река ожиданий» Прежде, чем перейти к теме нашего занятия попрошу ответить вас на один вопрос. Скажите, что является самым ценным в вашей жизни?
Ответы подростков
2. Основная часть. (30 минут)
1.Введение в тему
Психолог: Многие из вас говорили о таких ценностях как семья, друзья, не забыли и про такую ценность, как здоровье! (Если участники забывают назвать эту ценность, обратить внимание на то, что без главной ценности, здоровья – нашего и близких мы не сможем ощутить всю полноту жизни).
Издавна люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья!», спрашивали: «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал Бог здоровье, а счастье найдем». Действительно, здоровье необходимо каждому человеку.
2. Народная мудрость о ценности здоровья
Психолог: Тема здоровья хорошо отражается в пословицах и поговорках. Предлагаю вам объяснить, как вы понимаете значение пословиц и высказаться согласны вы с этим или нет. (Для привлечения ребят в активное обсуждение делим группу на пары)
Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень есть.
Здоров на еду, да хил на работу.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
Где здоровье, там и красота.
С больной головы да на здоровую.
Руби дерево здоровое. А гнилое само свалится.
Будь не красен, да здоров.
Кто встал до дня, тот днём здоров.
Здоровье дороже богатства.
Двигайся больше, проживёшь дольше.
Были бы кости, а мясо нарастёт.
Добрый человек здоровее злого.
В стоячей воде всякая нечисть заводится.
Какие мысли. Такие сны.
Сидеть да лежать – болезни поджидать.
Добрым быть – долго жить.
Жадность здоровью недруг.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Быстрого да ловкого болезнь не догонит.
Дай боли волю – полежав да умрёшь.
Здоров будешь, всё добудешь.
Здоровому лечиться – наперёд хромать научиться.
Лучше сорок раз вспотеть, чем один раз заиндеветь.
Сладко естся, да плохо спится.
С курами ложись, с петухами вставай.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
3. Упражнение-энергизатор «Фруктовый салат».
Используем это упражнение для деление участников на 4 группы.
Группа сидит в кругу. Водящий находится в центре круга без стула.
Рассчитайте группу по принципу: «яблоко», «груша», «банан», «виноград». Попросите каждого запомнить «свой» фрукт.
Когда водящий называет какой-то фрукт,
например,
яблоко, то все «яблоки» должны встать и поменяться местами. Если кто-то не успел занять освободившийся стул, то он становится водящим.
Водящие называют разные фрукты, а время от времени
говорят:
«Фрукт
овый салат». В
се участники должны поменяться местами.
4. Факторы, которые влияют на здоровье
Психолог: Существует ряд факторов, которые влияют на здоровье человека. И мы сейчас попробуем эти факторы определить. На стикерах запишите ваши предложения.
Записанные предложения озвучиваются, закрепляются на доске. После того, как все предложения записаны, психолог предлагает объединиться в группы (фруктовый салат). Задание в группах - объединить похожие факторы в группы.
Представление наработок групп.
Психолог: Предлагаю обратить внимание на рисунок. Принято выделять 4 существенных фактора: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:
- наследственность - 20%;
- уровень медицинского обеспечения - 10%;
- экология - 20%;
- образ жизни - 50%.
Посмотрите внимательно на данную схему. Главные компоненты нашего здоровья – это Наследственность, Внешние факторы, а остальное Образ жизни 50%! Значит можно сделать вывод о том, что человек сам влияет на своё здоровье и в большинстве случаев он сам отвечает за него, ведь многое зависит от того, как мы относимся к себе и своему здоровью сами.
Если до середины прошлого столетия основной причиной смертности были эпидемии и войны, то сейчас на первый план вышли инфекционные и прочие заболевания, связанные с безответственным поведением человека по отношению к самому себе: гиподинамия (из-за отсутствия достаточной двигательной активности), неправильное питание, масса вредных привычек. Частью сохранения здоровья является доброжелательное отношение к людям, умение радоваться окружающему, чувство юмора и т.д. Такого рода качества и привычки человек может воспитать в себе сам.
Говорят, что здоровье человека в его руках. Но, как утверждал Джон Локк, «никого нельзя заставить быть богатым или здоровым против его воли»!
5. Тест «Отношение к своему здоровью»
Психолог: Давайте посмотрим насколько ответственно вы относитесь к своему здоровью и пройдём мини – тест.
На листочке вам нужно отметить знаком «+» те утверждения, которые относятся к вам и знаком «-» те, которые к вам не имеют отношения.
1. Я сплю не меньше 8 часов в день.
2. Обычно я ем 3–5 раз в день в одно и то же время.
3. Я много двигаюсь в течение дня (хожу пешком, занимаюсь спортом).
4. Я провожу за компьютером, телевизором (планшетом) меньше двух часов в день.
5. Я всегда одеваюсь по погоде.
6. У меня нет вредных привычек.
7. Я делаю ежедневную зарядку.
8. Я ем много фруктов и овощей.
9. Я всегда соблюдаю элементарные правила гигиены (чищу зубы 2 раза в день, мою руки перед едой).
10. Я редко злюсь, обижаюсь.
Посчитайте количество плюсов!
Результаты теста:
8 – 10 - Вы ответственно относитесь к своему здоровью.
5 – 7 - Вы внимательны к своему здоровью.
3 –4 - Скорее всего вы вспоминаете о своём здоровье только когда заболеваете.
0 – 2 - Вы безответственны по отношению к своему здоровью.
Итак, ЗОЖ – это определённые действия по укреплению своего здоровья. Теперь давайте попробуем составить формулу ЗОЖ. Как вы считаете, какие компоненты ЗОЖ должны присутствовать в нашей формуле?
Ответы участников
Формула ЗОЖ. Групповая работа
, составление проектов. Защита проектов.
Питание
Активность
Гигиена
Настроение
Общение
Психолог: Теперь давайте попробуем разобрать каждый компонент по отдельности. Группа выбирает компонент формулы. Составляет основные принципы, которые необходимо заложить в этот компонент, что бы формула ЗОЖ была рабочая. Для эффективности работы и достаточной аргументации ваших предложений используйте информационный материал (Приложение к занятию).
3. Заключительная часть. Рефлексия, обратная связь
Упражнение «Метод пяти пальцев».
На этих листочках (раздать листы формата А4 каждому участнику) обведите свою ладонь. Каждый день, в течение дня, отмечая свои успехи, достижения я советую обращаться вам к этому методу.
Итак, по этому методу каждый палец за что-то «отвечает».
Большой – Б. «Бодрость физическая». Напишите на своём листочке напротив этого пальца что вы сделали сегодня или собираетесь сделать для своей физической бодрости!
Указательный – У. «Услуги». Кому сегодня помог, оказался полезен? Чьими услугами смог воспользоваться сам, кого за это поблагодарил?
Средний – С. «Состояние души». Что с моими эмоциями? Мир хорош? Или прекрасен? Что я сделаю, чтобы было так?
Безымянный – Б. «Близкие». Что я сделал для близких и родных? Чем помог, порадовал, чему научил?
Мизинец – М. «Мыслю – значит существую». Какие знания и опыт я сегодня получил?
Что придумал сам, что толкового услышал от других? Где мне это пригодится? Какие у меня были тезисы дня?
А в конце сожмите пальцы в кулак!
Кулак – К. «Концентрация на цели». Какие цели моего сегодняшнего дня, как и чем я сегодня приближал себя к цели.
Ведущий: Мне хочется узнать, что вы получили от сегодняшней встречи, как это соотнеслось с вашими ожиданиями. Прикрепите получившуюся ладошку к вашему кораблику на Реке ожиданий.
Ответы участников
Ведущий: Мне, в свою очередь хочется поблагодарить вас за диалог, мне приятно, что и мне сегодня получилось достичь цели – помочь вам в изучении своей личности, возможно стремлению к позитивным изменениям в вашей жизни, заботе о своём здоровье, не только физическом, но и психологическом. Ведь как говорил А.П.Чехов: в человеке всё должно быть прекрасно! Желаю вам успеха, хорошего настроения и самое главное - здоровья!